Ретроспектива
21.02.2019
«Фердинанд», «Аремкуз», «Коробочка» и «Голубое торпедо»
18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус. Весь рейс состоял из двух станций. У первого автобуса не было ни своего номера, ни определенного графика движения. А регулярное автобусное движение в Москве открылось только через два года — в августе 1924 года. Восемь закупленных в Англии автобусов фирмы «Лейланд» ходили по маршруту: Каланчёвская площадь — Белорусский вокзал. В 1926 году на улицы Москвы выехали первые советские автобусы АМО-Ф15.
Автобус ЗиС-8 (1934–1936), 21 место, длина/ширина/высота: 7000/2300/2750 мм, масса 4200 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 5555 см3, 73 л.с., трансмиссия: 4-скр. МКПП, макс. скорость 60 км/час, расход топлива 34 литра / 100 км.

Выпуск нового отечественного автобуса ЗИС-8 на удлинённом варианте шасси грузовика ЗИС-5 был начат на Московском автомобильном заводе им. Сталина в 1934 году. Кузов автобуса с деревянным каркасом, обшитый металлом, был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф. Германа. Но в связи с реконструкцией завода во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Непосредственно заводом ЗИС было выпущено всего 547 автобусов этой модели.

Однако, московский завод «Аремкуз», автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова по чертежам завода ЗИС, монтируя их на готовые ЗИСовские шасси, вплоть до конца июня 1941 года. В московском автобусном парке ЗИС-8 продержался до начала 50-х годов.

Принято считать, что автобусом по прозвищу "Фердинанд", на котором ездила группа оперативников МУРа в телесериале «Место встречи изменить нельзя», был именно ЗИС-8, но на самом деле он был построен "Аремкузом" в начале 1960-х годов на "коротком" шасси УралЗиС, что видно по 6-оконным колёсам (оригинальные довоенные ЗиС-8 имели 2-оконные колёса).
Автобус АКЗ-1 (1947–1948), 23 места, длина/ширина/высота: 8500/2400/2800 мм, масса 4900 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 5560 см3, 90 л.с., трансмиссия: 5-скр. МКПП, макс. скорость 65 км/час, расход топлива 29 литров / 100 км.

Городские пассажирские автобусы АКЗ-1 (в специальной литературе можно также встретить наименование ЗиС-Аремкуз) собирались московским авторемонтным заводом "Аремкуз" в послевоенные годы, когда Москва испытывала серьезнейшие проблемы с нехваткой автобусов.

Далеко не все машины, вернувшиеся с фронтовых дорог в городской автобусный парк, были сколько-нибудь пригодны для ремонта и дальнейшей эксплуатации, и в ряде случаев поступали так: восстанавливали пригодные для дальнейшего использования кузова автобусов ЗИС-16 или собирали новые кузова, используя годные фрагменты уцелевших кузовов ЗИС-16, и ставили на шасси новых послевоенных грузовиков ЗиС-150, применяя их же оперение передней части. Двустворчатые входные двери имели механический привод, а в салоне были установлены анатомические сидения. Характерной чертой этих автобусов являлось то, что они были короче ЗИС-16 на одну секцию.

Первая партия автобусов была готова летом 1947 года к 800-летнему юбилею столицы. Всего же завод сделал около 80 таких автобусов. Их век был недолог - деревянные кузова уже через 5 лет начали подгнивать, и АКЗ один за другим отправляли на свалку. Последний АКЗ-1 был снят с городских линий в 1953 году.
Автобус КАВЗ 663 ГЗА-651 (1949–1951), 19–23 мест, длина/ширина/высота: 6170/2360/2625 мм, масса 3750 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 3485 см3, 70 л.с., трансмиссия: 4-скр. МКПП, макс. Скорость 70 км/час, расход топлива 22 литра / 100 км.

После Великой Отечественной войны в сельской местности СССР катастрофически не хватало автобусов. Основным требованием к машине в данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надежность, а простота конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное производство которого в больших объемах можно было бы наладить в кратчайшие сроки. Таким автобусом стал ГЗА-651, выпускавшийся на шасси грузовика ГАЗ-51 на Горьковском автобусном заводе с 1949 года.

В 1952 году его производство было передано на Павловский автобусный завод, где он выпускался под наименованием ПАЗ-651 до 1961 года. С 1953 до 1955 года ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также производился Рижским авторемонтным заводом № 2 (будущей Рижской автобусной фабрикой). С 1958 года производство модернизированного автобуса параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651, где продолжалось до 1973 года. Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГЗА-651 на базе грузовиков ГАЗ-51.

На базе ГЗА-651, прозванного в народе «коробочкой», было создано целое семейство спецавтобусов: грузовой фургон, автолавка, санитарный, военно-штабной, и даже инкассаторский.
Автобус курортный ЦАРМ «Рица» (1955–1962), 19 мест, длина/ширина/высота: 6170/2360/2370 мм, масса 2900 кг, двигатель I-6, бензиновый, 3485 см3, 70 л.с., трансмиссия 4-скр. МКПП, макс. Скорость 70 км/час, расход топлива 22 литра / 100 км.

В 1954 году город Сочи заказал Горьковскому автобусному заводу 10 открытых автобусов ГЗА-651, именно они и стали прототипами для специальных прогулочных автобусов с открытым кузовом ЦАРМ "Рица", производство которых было освоено Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления в 1955 году. Некоторые склонны считать их переделками автобусов ГЗА-651, однако это не так – кузова создавались полностью в кузовном цехе по проекту мастера-столяра А. П. Пахомова на шасси грузовика ГАЗ-51. Фактически автобус представлял собой кабриолет, но была предусмотрена и возможность спрятать пассажиров и водителя от дождя под брезентом, натягивающимся над салоном. Каждый раз в конструкцию вносились некоторые изменения, поэтому два абсолютно одинаковых автобуса не выходили из ворот мастерской.

Поскольку в большинство курортных автобусных маршрутов включалась поездка к озеру Рица, то и автобус стали называть "Рица", хотя рабочие мастерских изначально окрестили его "Голубой торпедо" из-за голубой окраски кузова. "Торпедо" массово выпускали вплоть до 1962 года и собрали около 200 автобусов, часть из них отправили на курорты Крыма, Грузии, Кавминвод и др.

После 1962 года недолгое время открытые автобусы собирали буквально поштучно по спецзаказам для Сочинских пансионатов на шасси грузовика ГАЗ-53.

Всех «героев» этой заметки можно будет увидеть с 7 по 10 марта на выставке Олдтаймер-Галерея в Сокольниках на стенде Музея «Московский транспорт».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

02.03.2015 12:00:00 Почётная работа
Все статьи