Ретроспектива
28.02.2019
Великолепные британцы
Пожалуй, нет такой страны-автопроизводителя, автомобили которой не будут представлены на мартовской Олдтаймер-Галерее в Сокольниках. Продолжим знакомство с экспонатами этой удивительной выставки - четырьмя чистопородными «британцами».

Начало отсчёта
MG 1600 MK II, 1962

Число цилиндров/рабочий объём двигателя: 4/1588 см3

Мощность: 110 л. с. при 6700 об./мин

Трансмиссия: механическая, 4‑ступенчатая коробка передач, привод на задние колёса

Скорость: 182 км/ч

Тип кузова: на раме, 2‑местный родстер
Буквы M и G, заключённые в восьмиугольник, в 1920‑е годы обозначали не более чем Morris Garage - отделение по снабжению запчастями и обслуживанию автомобилей Morris. Если бы не амбициозный управляющий Цесил Кимбер, превративший MG из аббревиатуры в имя нарицательное, символ настоящего британского автомобиля, настолько тесного, что в дверях приходилось делать вырезы для локтей ездоков.
Автомобильная марка MG ведёт свою историю с 1925 года, когда мистер Кимбер построил «Старину Первого» - свою самостоятельную конструкцию. Дело развивалось. Этому способствовали пилоты американских бомбардировщиков, чьи аэродромы в годы Второй мировой войны располагались в Великобритании. Они обнаружили, что маленькие юркие MG гораздо азартнее, а, главное, безопаснее управляются, чем джипы. Возвращаясь, пилоты разносили молву о чудесных MG по Штатам, которые надолго станут для марки главным рынком сбыта.
То, что послевоенные MG недалеко ушли в развитии от «Старины Первого», не стоит объяснять особенностями британского менталитета. Трудно жилось в Королевстве в те годы. И вдруг, как проблеск в туманной мгле, в 1955 году MG представляет радикально иную машину. Ни хлопающих на ветру крыльев, ни вырезов под локти. Удачный дизайн сотворил не дизайнер, а инженер Сид Эневер. В 1921 году он поступил в Morris Garage мальчиком на побегушках и дорос до главного конструктора. MG A - так называлась машина. «A» - первая литера в алфавите, начало отсчёта, знак перемен. В это время Уильям Моррис, он же 1‑й виконт Ниффилдский, формирует могущественную British Motor Corporation, вобравшую в себя львиную долю английских марок, в том числе и MG. Внутри корпорации действовали непререкаемые законы унификации, что было только на руку, - инженеры MG получали по льготным расценкам двигатель B‑Series от малолитражки Austin, после чего измывались над ним, как хотели. Например, устанавливали головку цилиндров с двумя верхними распределительными валиками - и тогда на капоте MG A появлялась хромированная строчка Twin Cam. Работал такой мотор не очень надёжно: в нём было больше сил, чем возможностей. Но разве такие автомобили приобретают, чтобы куда-то ехать? Нет, чтобы перепачкаться по локти в масле, а потом обсуждать в пабе за кружкой эля, какая она, на самом деле, славная машинка, MG A!



Одним росчерком крыла
Bentley Continental S2 drophead coupé by Park Ward, 1962

Число цилиндров/рабочий объём двигателя: V8 / 6230 см3

Мощность: 200 л. с. (ориентировочная)

Трансмиссия: автоматическая, 4-диапазонная коробка передач, привод на задние колёса

Скорость: 160 км/ч

Тип кузова: кабриолет
На фоне базовых моделей - Rolls-Royce Silver Cloud II и Bentley S2 - этот впечатляющий кабриолет выделялся полным попранием устоев. Никакой помпезности, никакого отсыла к имперскому могуществу. Напротив, лаконичностью линий автомобиль был способен поспорить с Citroen DS. Такой стиль в мастерской Park Ward называли straight-through wing, что можно перевести как сквозное или прямое крыло. Без веяний авиации здесь не обошлось, как и в случае с Citroen, причём не столько в эстетическом, сколько в технологическом плане. Этот «фасон № 991» был придуман норвежским дизайнером Вильхельмом Кореном. Вместе с главным дизайнером Rolls-Royce Motor Cars Джоном Блетчли он адаптировал используемые в авиастроении методы формования панелей при помощи особого пресса с усилием в 300т.
Мастерская Park Ward обладала сравнительно небольшим опытом в кузовостроении. Уильям Парк и Чарльз Уорд основали ателье в северном лондонском пригороде Уилсден в 1919 году. Конкуренция тогда была невероятно жёсткой. Достаточно сказать, что кузова для Bentley Continental S2 поставляли четыре ателье: Hooper, James Young, Mulliner и Park Ward. И первые два вскоре отошли от дел. Что касается Park Ward, то в 1961 году эта мастерская объединилась с мастерской Mulliner. Единая марка Mulliner Park Ward сойдёт со сцены только в 1971 году, став анонимным филиалом Rolls-Royce Motors Ltd.
Continental S2 drophead coupé примерно на 40% совпадал по механической части с Bentley S2 Saloon. Из технических особенностей следует отметить электрогидравлический механизм складного верха и усиленные передние тормоза.
Представленный автомобиль построен летом 1962 года. Он окрашен в цвет Regal Red в сочетании с бежевым кожаным West of England. Заметной деталью на приборном щитке из орехового дерева является крупный красный индикатор включения стояночного тормоза. Этот элемент появился на Continental S2 drophead coupé только начиная с номера BC78. Всего было построено 124 штук. Bentley Continental S2 drophead coupé, из них только 65 (по другим данным 61) - с левосторонним расположением органов управления.



Седан со спортивным характером
Jaguar 3.8 S, 1965

Число цилиндров / рабочий объём двигателя: 6 / 3781 см3

Мощность: 223 л. с. при 5500 об./мин

Трансмиссия: автоматическая, 3-диапазонная коробка передач, привод на задние колёса

Скорость: 198 км/ч

Тип кузова: самонесущий 6-местный седан
Этому автомобилю в исторической литературе уделено до обидного мало внимания. Он словно оказался в тени двух более ярких моделей Jaguar - Mk II и Mk X. Между тем, его история по-своему драматична. Начало 1960‑х, на которые пришлось создание S‑Type, стало для марки переломным временем. Слава производителя добротных машин «классического английского фасона» пошатнулась под натиском прогрессивных технических решений. Их внедрение требовало немалых средств, которых у Jaguar Cars Ltd. просто не было. В 1961 году все ресурсы были нацелены на внедрение двух новинок - спортивной модели Jaguar E‑Type и седана большого класса Mk X. Ступенькой ниже, в самом востребованном формате, особых перемен не предполагалось. Там царствовал безукоризненный, как ботинки-«оксфорды», седан Mk II. Некоторое время он слыл самым быстрым седаном в своём классе. Видный бельгийский журналист Поль Фрэр (его прозвали «журналистом-гонщиком») написал о машине, что она «способна объезжать даже Porsche». Однако в это же время на рынке усиливались позиции новых игроков, в первую очередь, окончательно восстановившегося после Второй мировой войны Mercedes-Benz, и глава Jaguar Cars Ltd. Уильям Лайонз не на шутку обеспокоился дальнейшей судьбой Mk II. Но где отыскать на всё средства? Поэтому вначале предприняли попытку усовершенствовать Mk II «малой кровью» - внедрить в седан независимую заднюю подвеску и рулевой механизм с гидроусилителем Burman с более коротким передаточным отношением. Однако такой подход обернулся только утяжелением конструкции. В итоге Mk II мог потерять свою репутацию «спортивного седана».
Современники вспоминают о Уильяме Лайонзе как о высокомерном и патологически скупом человеке. Однако именно природная скупость сэра Уильяма спасала Jaguar в тяжёлые времена и его безусловная одарённость как руководителя и даже как дизайнера, потому что в этой области последнее слово он оставлял за собой. И облик Jaguar S‑Type тоже отражает замысел Лайонза. То, что произошло, сегодня назвали бы глубоким рестайлингом Mk II. Проект, обозначенный как «Юта‑3» (Utah Mk III), предполагал сохранение по возможности крупных и дорогостоящих элементов кузова (боковин, переднего щита, пола, дверей, лонжеронов) и механической части Mk II. При этом передняя и задняя части машины, а также крыша и заднее стекло были стилизованы под набиравший популярность флагманский Mk X.
Наиболее примечательным у новинки было оборудование её салона, полностью или частично заимствованное у Mk X. Таким образом, при весьма умеренных инвестициях сэр Уильям обзавёлся третьей моделью в линейке седанов; выпуск Mk II прекращать не стали, и эта модель с небольшими переделками и переименованиями дожила до 1969 года. Примеру компании Jaguar последовали и конкуренты, например, фирма Volvo, которая в 1968 году на основе кузова 144 создала «старшую» модель 169. Наиболее существенным конструктивным отличием S‑Type от Mk II стала независимая задняя подвеска такого же типа, как на E‑Type и Mk X. В этой подвеске функцию верхних рычагов выполняли полуоси привода колёс. Дисковые тормоза были перенесены от колёс к главной передаче. Такой задний мост использовался в моделях Jaguar до 1992 года. Впервые Jaguar S‑Type был представлен 30 сентября 1963 года. Автомобиль выпускался с 3-х, 4‑литровым и 3,8‑литровым шестицилиндровыми двигателями в сочетании либо с 4‑ступенчатой механической коробкой передач (в том числе с «овердрайвом»), либо с трёхдиапазонной автоматической коробкой передач Borg-Warner DG, что находило отражение в двух последних буквах номера шасси: BW.
В заводских информационных брошюрах того времени динамические характеристики не указывались, однако в декабре 1964 года сотрудники журнала The Motor достигли на Jaguar S‑Type 3.8 с «автоматом» Borg-Warner скорости 186,7 км/ч, т. е. по этому показателю эта машина лишь немного уступала Mk II (которая была легче на 156 кг). Показатели, сообщаемые об автомобиле торговцами, были несколько выше. Если говорить об ожиданиях Уильяма Лайонза, то Jaguar S‑Type распродавался даже лучше модели Mk X, принятой дизайнерами за образец. В цифрах это выглядело так: с августа 1963 по июнь 1968 года было выпущено 9716 машин с мотором 3,8 л и рулём справа и 5417 таких машин с рулём слева, итого 15 133 ед. С сентября 1963 по июль 1968 года с мотором объёмом 3,4 л и мощностью 213 л. с. было построено 10 034 автомобиля. Таким образом, всего было выпущено 25 167 единиц.



Классик в лёгкой категории

Land Rover Series III 88-inch «Lightweight». 1979 г.

Число цилиндров / рабочий объём двигателя: 4 / 2286 см3

Мощность: 62 л. с. при 4000 об./мин

Трансмиссия: привод на все колёса с подключаемым передним мостом, 4-ступенчатая механическая коробка передач, 2-ступенчатая раздаточная коробка

Скорость: 190 км/ч

Тип кузова: на раме, фаэтон

Число мест: 7
Образ классического Land Rover запечатлён в нашей памяти благодаря кадрам из телевизионной передачи «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича и многочисленных кинолент, начиная от фильма «Сталкер» Андрея Тарковского и заканчивая фильмом «Четыре свадьбы и одни похороны» Майка Ньюэлла. «Трактором из Челси» прозвали Land Rover лондонцы. Все знают, что на таком ездит по своему имению королева Великобритании. Укреплению образа машины на все случаи жизни во многом способствовали многочисленные экспедиции, которые и сегодня поощряет компания Jaguar Land-Rover. И хотя тот классический вездеход давно снят с производства (точнее, все заделы переданы Chelsea Truck Company), расставаться с ним не хочется. При этом почему-то почти никто не помнит, что Land Rover - в первую очередь военный автомобиль и на протяжении десятилетий он используется в армии Великобритании и ещё 140 стран. Военные Land Rover зачастую совсем не похожи на классический образец. Один из самых необычных Land Rover был создан по требованию британских Royal Marine в 1966 г. Морским пехотинцам требовался вездеход, достаточно лёгкий, для того чтобы его мог поднять вертолёт на внешней подвеске (полной массой 2018,5 кг). Главный конструктор Том Бартон критически оценил серийный Land Rover Series IIA с колёсной базой 88 дюймов (2235 мм) и, подобно Микеланджело Буонаротти, отсёк от вездехода всё лишнее. Кузов ещё больше упростили, все штампованные детали заменили гнутыми, все радиусы свели на углы. Если стандартный Land Rover Series IIA 88‑inch весил 1318 кг, то облегчённый - 1202 кг. Панели кузова легко можно было демонтировать. А вот механически вездеход не изменился. По требованиям военных установили два топливных бака, мощный передний буфер, светотехнику для скрытого движения ночью. У многих машин электропроводку заменили на экранированную 24 В, такие дополнительно обозначались FFR (fitted for radio - «приспособленный под установку радиостанции»). Автомобиль был принят на вооружение как 1/2‑ton Military lightweight и пошёл в производство 11 ноября 1968 г. Выпускали его до 1984 года, к этому времени у британских морпехов появились вертолёты, способные поднять обычный Land Rover Defender, причём как в короткобазной, так и в длинной модификации. Всего было выпущено 2989 «лайтуэйтов» Series IIA и 12334 «лайтуэйтов» Series III (их делали с апреля 1974 года). На экспорт, например, по заказу вооружённых сил Нидерландов (поставки с 1976 года), их оснащали дизелями.

Эти автомобили будут демонстрироваться Аукционным Домом Егоровых в рамках «Олдтаймер-Галереи» в Сокольниках 7-10 марта. Торги состоятся 10 марта в 15:00.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

19.08.2014 Škoda Winnetou
03.03.2015 12:00:00 Война и мода
15.09.2014 Юбилей
Все статьи