Ретроспектива
01.03.2019
Эстонский «колхозник»
Автобус TA‑6 выпущен Тартуским авторемонтным заводом № 3 (Tartu Autoremonditehas № 3), который с 1967 года стал называться Тартуским опытным авторемонтным заводом, или ТАРЗ (Tartu Autode Remondi Katsetehas). В период с 1957 по 1961 год заводом было построено 1338 автобусов ТА‑6 на шасси ГАЗ‑51 А. ТАРЗ продолжил выпуск автобусов ТА‑6 … и после окончания их производства! В республике действовала строгая дисциплина по снабжению автотранспортом. Для того чтобы получить новый автобус марки ТА, любая организация прежде обязана была предоставить заводу либо старый автобус, либо грузовик или шасси. Такие шасси назывались давальческими. Как правило, они были изрядно изношены и не могли больше использоваться для грузовых перевозок. Катастрофическая нехватка автобусов в Советском Союзе вынуждала идти и не на такие ухищрения. План ТАРЗ составлял 200 автобусов в год. При этом завод вёл сквозной счёт как новых, так и капитально отремонтированных автобусных кузовов.
Поначалу в Тарту строили автобусы капотной схемы по образцу ГЗА‑651 и даже удлиняли шасси ГАЗ‑51, поскольку вместимость была недостаточной для рейсовых сообщений. Кузов вагонного типа обеспечил требуемую вместимость без удлинения колёсной базы, что существенно удешевило производство. Он представлял собой каркас из лиственницы со стальными усилителями, обшитый стальным листом на шурупах, с полом из толстой фанеры. Гордостью завода стал дистанционный вакуумный привод ширмовых дверей, изобретенный конструктором Якобом Калью Руутером. Механизм приводился в действие от разряжения, возникавшего во впускном коллекторе двигателя. Якоб Руутер получил на изобретение авторское свидетельство. В 1957 году привод установили на автобусах ПАЗ‑652 Павловского автобусного завода им. А. А. Жданова.
Однако в начале 1960‑х на линии в Эстонии вышли более вместительные и надёжные автобусы, а продукции ТАРЗа отвели роль служебных автобусов. Конструкцию ТА‑6 начали удешевлять, чтобы сделать автобус более доступным для бюджета небольших организаций. Первой «жертвой» упрощения стала ширмовая дверь с автоматическим приводом - её заменили обычной. Отпала необходимость в информационном аншлаге над лобовым стеклом - автобус больше не выходил на маршруты. Убрали внешний декор. ТА‑6 претерпел три крупных обновления: в середине 1960‑х, начале 1970‑х (в том числе с переходом на шасси ГАЗ‑52-04) и в 1987 году, причём эта модификация обозначалась ТА‑6-1. Выпускался автобус до 1992 года.
ТАРЗ был предприятием регионального значения. Он не входил в систему Министерства автомобильной промышленности СССР, а подчинялся Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог Эстонской ССР, поэтому о его продукции не писали в центральной печати, информацию о ней нельзя было найти в справочниках. За пределами маленькой Эстонии завод прославился в основном изотермическими и хлебными фургонами ТА‑943, которые встречались даже в Москве. Распространению ТА‑6 по Союзу мешал не только ограниченный выпуск, но и особенности конструкции, осложнявшие его безопасную эксплуатацию на дорогах с оживлённым движением. Водитель сидел, смещенный на добрый десяток сантиметров влево от оси рулевой колонки, а педаль тормоза располагалась… правее педали газа. В самой Эстонии автобус любили. За ним закрепилось прозвище «колхозник», потому что его охотно приобретали сельские кооперативы. Иногда его также называли «лесным автобусом», поскольку на нём развозили жителей по дальним хуторам.
На аукционе редких автомобилей, который состоится 10 марта в Сокольниках в рамках 28-й «Олдтаймер-Галереи», будет выставлен, вероятно, единственный автобус ТА‑6, сохранившийся на территории России. Экземпляр претерпел изменения в ходе капитального ремонта. Состояние, пригодное для реставрации. Покупка такого автобуса - нестандартный способ отметить 70‑летие ТАРЗа, который ведёт свою историю от основанной 1 сентября 1949 года Тартуской авторемонтной мастерской (Tartu autoremonditookoda). Автомобиль сохранил оригинальный деревянный каркас.
ТА-6, 1958

Число цилиндров / рабочий объём двигателя: 6 / 3485 см3

Мощность: 70 л. с. при 2800 об./мин

Трансмиссия: механическая, 4-ступенчатая коробка передач, привод на задние колёса

Скорость: 65 км/ч

Тип кузова: автобус, каркасный, на рамном шасси

Число мест: общее - 31, для сидения - 25
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи