Ретроспектива
06.03.2019
Ява Явская
«Ява»… В нашей стране это название ассоциируется с сигаретами или с мотоциклами. Курильщиков, конечно, всегда больше, чем «спортсменов», но в плане фанатичной популярности одноимённый мотоцикл даст сигаретам сто очков вперёд.

В довоенный период мотоциклетное предприятие Франтишека Янечека в СССР было практически неизвестно, в профильной отечественной литературе марка «Ява» не упоминалась. Ну, ещё бы – авторы мотоциклетных книг были сторонниками четырёхтактных мотоциклов, поэтому конструкция двухколёсной техники рассматривалась на примере техники из Америки и Англии, реже Германии. Даже Франция практически не упоминалась, а уж Чехословакия… Мотоциклетная держава? Да не смешите…
Все изменилось с того момента, когда после войны в СССР начала поступать трофейная техника. Автомобили «Шкода», «Прага», «Татра», мотоциклы «Ява», «ЧЗет», «Огар» в сравнении с немецкой техникой были немногочисленны, но о них узнали. Рынок наш был практически бездонным, дефицит личного транспорта – жутким, мощностей советских заводов для его насыщения не хватало, поэтому трофейная и списанная из Советской армии техника ценилась не меньше, чем новая. К тому же надо было поддерживать народное хозяйство братских соцстран. Так и появились в наших магазинах мотоциклы из ГДР и Чехословакии, а позже из Венгрии. (Правда, польские мотоциклы к нам не поставлялись, при том, что четырехтактный «Юнак» был очень серьезной машиной.) Надо сказать, что выход на рынок чехословацких моделей сопровождался массированным медийным сопровождением, даже сегодня, в век информационных технологий, о таком можно только мечтать. Судите сами: книги по устройству и обслуживанию, инструкции по ремонту и эксплуатации – и все это на русском языке. А потом появился журнал «Мотор-Ревю», где половина номера посвящалась автомобилям, а половина – мотоциклам, причем особо ценными были именно материалы по ремонту, эксплуатации, обслуживанию, равно как и описание всех новинок и нюансов новых версий, появляющихся в производстве. К тому же в каждом крупном городе Советского Союза были магазины «МотоЯва», где не просто продавались детали, узлы и агрегаты. Нет, каждый такой магазин был еще и своеобразным «центром цивилизации» «явистов», где мотоциклисты знакомились, общались, собирались в компании по интересам.
Выход на отечественный рынок чехословацких мотоциклов состоялся в 1957 году и пришелся на период так называемой «хрущёвской оттепели», когда энтузиастами образовывались различные общественные объединения и клубы. Тогда-то и возник знаменитый «Клуб друзей «Явы», поддержанный самим изготовителем мотоциклов. Ежегодные фестивали, или, как тогда говорили, «Слёты друзей «Явы», собирали множество участников. Местные и региональные клубы возникали по всей стране, к тому же был очень популярен туризм – пеший, водный, любой, и мотоцикл стал очень хорошим «спортивно-туристическим снарядом». Маршруты в Крым или на Кавказ были обкатаны настолько досконально, что достаточно быстро перешли в разряд «для начинающих», а поездка на мотоциклах к озеру Байкал не считалась чем-то невозможным…
Почему были так популярны «Явы»? На фоне наших «ИЖей» чешские мотоциклы были, прямо скажем, более скоростными и комфортными. С мотоциклами меньших кубатур нечего даже и сравнивать. К тому же в то время, когда мотоцикл был полноценным транспортом наряду с автомобилем, надежность, неприхотливость, удобство ремонта и обслуживания ценились как бы не выше, чем комфорт. Ну, а мотоциклы «Ява» представляли собой практически совокупность всех достоинств. Нет, были, конечно, отдельные индивидуалы, считавшие, что рычажная передняя вилка мотоциклов «МЦет» позволяет лучше держать дорогу, и на этом основании вставлявшие в немецкую ходовую часть «явские» двигатели, которые были вне всякой конкуренции… Но большинство мотоциклистов ценило «Яву» как «вещь в себе» – обслуживали, ремонтировали, улучшали, и ездили, ездили, ездили! С коляской и на «одиночках», со стеклом и «фартуком», с дугами безопасности, багажниками и сумками, сделанными сначала кустарно, а затем по чертежам из чешских книг и журналов либо по рекомендациям более опытных коллег… Шло время, менялись модели, но популярность «Явы» оставалась неизменной до самого распада Советского Союза…
С уходом системы социализма мы лишились многих хороших вещей. Казалось, что и мотоциклы «Ява» уйдут в прошлое, но нет – завод остался «в деле» и даже время от времени предпринимал попытки вновь выйти на российский рынок, невзирая на обилие на нём современнейшей техники из Японии, Европы и Америки. Сравнительно недавно, в ноябре прошлого года, было объявлено, что предприятие представило несколько новых моделей в ретро-стиле с четырехтактными двигателями жидкостного охлаждения, и в нынешнем году ожидается их появление на нашем рынке.
Ну, а пока этого не случилось, мотоциклы «Ява» можно будет увидеть на «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках, где мотоклуб «Ява Москва» на своем стенде представит почти два десятка чехословацких мотоциклов, начиная от «Явы-250 Перак» 1947 года и заканчивая новейшей прошлогодней «Ява-660 VINTAGE». Такой представительной экспозиции мотоциклов известной марки в рамках выставки ещё не было, и это прекрасная возможность увидеть историю мотоциклов «Ява», поставлявшихся в нашу страну более шестидесяти лет и до сих пор не утративших популярности.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

10.05.2016 Ferrari 500 Mondial
04.12.2015 Юбилей GTI
Все статьи