Олдтаймер-Галерея открыта!
Ждем вас в Санкт-Петербурге.

Ретроспектива
03.04.2021
Последний, случайный…
«Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» — эти строки Булата Окуджавы относятся к именно к этой модели троллейбуса, выпускавшейся с 1946 по 1961 годы и по сути ставшей целой эпохой в отечественном городском электротранспорте.

В середине 1940-х дефицит троллейбусов в СССР был очень острым, поэтому проектировку и производство новой машины доверили заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности, располагавшемуся в подмосковном Тушино. Аббревиатура «ТБ» являлась в ту пору традиционным обозначением троллейбуса, но если выпускавшиеся до войны в Ярославле машины именовались «ЯТБ», то новая модель получила обозначение «МТБ» — «московский троллейбус», а индекс соответствовал номеру секретного завода-изготовителя.
Конструкция МТБ-82 являла собой дальнейшее развитие довоенных моделей ЯТБ-4 и ЯТБ-5. Она базировалась на оригинальной мощной раме и мостах от ярославских грузовиков, но пассажирский кузов теперь стал цельнометаллическим и состоял из стального каркаса и алюминиевой обшивки (влияние авиационной направленности завода). Первый (по сути, опытный) вариант МТБ-82А 1946 г. внешне отличавшиеся старомодным V-образным наклонным передком, как у ЯТБ. МТБ-82М получил более мощный тяговый электродвигатель и плоскую вертикальную переднюю стенку. С 1948 г. начали выпускать наиболее распространенный вариант МТБ-82Д, еще более мощный. В 1951 г. производство троллейбуса передали на завод имени Урицкого в г. Энгельсе, что позволило резко увеличить масштабы его выпуска. Благодаря этому троллейбусы МТБ, окрашивавшиеся в неизменный синий цвет, стали визитной карточкой многих городов СССР (а также Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии) в период 1950-1960-х годов. Эти троллейбусы слыли «неубиваемыми», но были сложны и тяжелы в управлении, да и комфорт для пассажиров оставлял желать лучшего. Поэтому уже к началу 1970-х они были сняты почти со всех линий и заменены новыми моделями ЗИУ.
Сейчас их сохранились считанные единицы. У посетителей выставки «Олдтаймер-Галерея», которая с 8 по 11 апреля пройдёт в Санкт-Петербурге, будет уникальная возможность увидеть своими глазами не только восстановленный до изначального состояния ходовой МТБ-82Д, но и шасси такого же троллейбуса № 245, вот самом виде, в каком оно уцелело до наших дней, с подлинными ярославскими колесами и даже редчайшей сейчас шоссейной резиной 1940-х годов (на передних колёсах)! Этот удивительный древний и замшелый монстр с рессорами, причудливо расположенными ниже осей, будто бы перенесенный в наше время прямиком из той далекой эпохи, способен вызвать целый букет ярких и незабываемых эмоций. Ведь кто из нас ещё с детства не мечтал посмотреть, «а что там внутри»?
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.07.2014 Скарабей
Все статьи