Ретроспектива
14.08.2013
«Dagen H»
3 сентября 1967 года стало уникальным днем для всей Швеции. Именно в этот день, получивший название «День H» или «Dagen H» (от швед. Högertrafik — правостороннее движение), Швеция перешла с левостороннего движения на правостороннее. 

На фотографии зафиксирован исторический момент перехода

К середине ХХ века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяженной и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же большая часть автомобилей в Швеции (даже шведского производства) тогда уже была оборудована левым рулем.

Несмотря на очевидную необходимость перехода на правостороннее движение, референдум 1955 года по вопросу смены стороны движения показал неожиданные результаты: 85 % участников высказались против! Особенно бурную компанию против перехода развернули автобусные компании. У праворульных автобусов двери были расположены с левой стороны, и переход на правостороннее движение потребовал бы либо установки новых дверей, либо полной замены всего автопарка. Также широко использовался аргумент безопасности: некоторые эксперты предсказывали, что в первое время после перехода на дорогагх погибнет много пешеходов (особенно детей) и водителей, привыкших к левостороннему движению. 

Плакаты «За» и «Против» к шведскому референдуму 1955 года по вопросу смены стороны движения 

Однако назревшая проблема требовала решительных действий, и в 1963 году шведский парламент (по сути, вопреки воле шведов) образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Комиссия должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения данного перехода, а также свести к минимуму возможные негативные последствия для водителей и пешеходов.

Надпись на автомобильной фаре «Не срывать до 3 сентября 1967» 

В процессе подготовки была проделана огромная (без малейшего преувеличения!) работа. Вот только часть проведенных действий: необходимо было заменить ВСЕ дорожные знаки и светофоры, переставив их на другую сторону дороги; провести переконфигурацию многих перекрестков; на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее желтой. 

Большое внимание уделялось и информированию населения: был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зеленая. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»). 

Двухцветные перчатки, выпущенные в честь перехода 

Также пришлось решать уже упоминавшуюся проблему общественного транспорта с левыми дверями. Во время подготовки к переходу 8000 автобусов были снабжены вторыми дверями с правой стороны, а часть автобусных парков (например, Гётеборг) решили проблему кардинально — закупили новые автобусы, передав праворульные Пакистану. 

День H был назначен на воскресенье 3 сентября 1967 года, время перехода — 5 часов утра. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали только экстренные службы и коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет держался дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки — общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.

Вопреки серьезным опасениям, что переход с левостороннего движения на правостороннее приведет к многочисленным авариям и жертвам (именно из-за таких опасений и провалился референдум 1955 года), «Dagen H» прошел удивительно спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом; как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Даже наоборот — в первое время после перехода количество ДТП в Швеции резко упало. Однако совсем скоро, когда водители немного привыкли и перестали ездить с особой осторожностью, число происшествий вновь начало расти.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Guest
Очень интересная история, спасибо!
0
Ivan
Когда же и англичане наконец одумаются?))

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

16.11.2015 Худшие
Все статьи