До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
07.02.2014
«Багровый остров». К десятилетию незабываемой поездки
Как-то от нечего делать решил позвонить редактору (я всегда ему звоню, когда мне нечего делать), и он предложил мне слетать в Гавану, на Кубу, написать очерк о тамошних автомобилях, а заодно и искупаться в океане. Сначала я решил, что редактор блефует. Ведь два года назад он тоже посылал меня в Нижний Новгород — встречать принца Майкла и его парней на «Бентлях», а в результате поехал сам. Тогда, я, было, обиделся, но потом, когда под проливным дождём все двенадцать открытых «Винтедж Бентли» въехали на Красную площадь, понял, что редактор — хороший мужик, и очень хорошо, что он поехал сам.

Однако на этот раз редактор вручил загранпаспорт с визой сначала мне, а потом переводчице Аните, покопался в своём кейсе и вытащил оттуда две пачки с долларами. «Доллар — он и на Кубе доллар!» — добавил он при этом. Я отправился в туалет, разорвал скрепляющую купюры бумажку и пересчитал ассигнации — оказалось ровно десять тысяч. Да, с такими деньгами можно лететь и в Гавану. Договорившись о времени выезда, я отправился домой, по дороге зайдя в обменник, чтобы на всякий случай проверить подлинность валюты — доллары оказались настоящими.
Редактор отвёз нас на обшарпанной снаружи, но ещё вполне терпимой изнутри «девятке» в Шереметьево, и вот мы уже поднимаемся по трапу Ту-154, следующего рейсом Москва-Гавана. Проходим в салон, Анита начинает капризничать и просится сесть к окну, я уступаю, и она закрывает своим пышным бюстом почти весь иллюминатор, лайнер набирает высоту, мы уже летим над облаками. Анита притомилась, откинула спинку сиденья, и погрузилась в дремоту, её очки свалились и затерялись где-то между подлокотником и стенкой фюзеляжа. В воздухе находиться ещё десять часов, поэтому можно немного поспать. Сонливость охватывает, и я отключаюсь. И снится мне странный сон. Будто на дворе тысяча девятьсот пятьдесят девятый год, на Кубе только что победила революция. Я сижу в комнате у своего одноклассника и смотрю телевизор «Ленинград», а там идёт передача об «Острове Свободы». Повстанцы Фиделя Кастро штурмуют казармы Монкадо, сам Фидель во весь небольшой, по современным понятиям, экран, клянется, что не сбреет бороду, пока на Кубе не победит Коммунизм! Вот огромный двухцветный автомобиль, (позднее я узнал, что это Форд Ферлейн-500 1957 года) из него выходит брат Фиделя — Рауль Кастро, произносит речь о свободе и клеймит позором ставленника американского империализма диктатора Батисту. Затем пошли более поздние кадры. Юрий Гагарин проезжает на белоснежном открытом Де Сото «Эдвенчурер» и приветствует жителей Гаваны. И всё это — под известный шлягер, написанный кажется, Пахмутовой на слова Добронравова:

«...Куба — любовь моя!
Остров зари багровой!
Песня летит над планетой Земля,
Куба — любовь моя!
Мужество знает цель!
Стала легендой Куба!
Вновь говорит вдохновенно Фидель —
Родина или Смерть!»
 — Ford Fairlane 1957 г. Фото Константина Кокошкина
Проснувшись в ужасе, я не заметил ничего подозрительного: турбины мягко гудели, в салоне самолёта совершенно не ощущались ни скорость, ни высота полёта. Больше до самой посадки в Гаване я не смыкал глаз и смотрел то на голубое небо в иллюминаторе, то на спокойно вздымающуюся грудь Аниты, удобно расположившейся в своём кресле и видящей во сне, наверняка, что-то лучшее, чем я. Ну что же, посмотрим, что же за легендарная страна Куба, и, самое главное, какие там автомобили.

Едва «тушка» приземлилась в аэропорту Гаваны, мы с Анитой сразу почувствовали запах тёплого прозрачного моря и увидели совершенно безоблачное небо над головами. Мы отыскали небольшую прибрежную гостиницу, похожую на сильно облупившийся павильон ВДНХ (видимо, её строили по проекту какого-то советского зодчего), сняли там довольно просторный, но грязноватый номер, и Анита захотела пойти загорать. Она взяла напрокат у какого-то загорелого и улыбающегося местного мальчишки два надувных матраса, заплатив ему за них 10 долларов, отчего он сделался невероятно счастливым, и было отчего, ведь 10 долларов или 360 песо — это среднемесячная заработная плата в Гаване. Мальчишка надул матрасы, и Анита потащила их на берег. Найдя удобную безлюдную лощинку, она стала раздеваться. Резинка в её юбке оказалась слишком тугой, и Анита вместе с юбкой случайно сняла через голову и бюстгальтер. Её белоснежная грудь затрепетала под голубым небом. Анита сказала: «Ой!», — и вся покраснела. В это время послышался шум какого-то большого металлического предмета, приближающегося к морю. Я посмотрел вперёд и увидел тяжело карабкающийся на пригорок довольно потрёпанный, но совершенно комплектный внешне, Меркюри Монтерей 1954 года. Посмотрев на Аниту, которая уже загорала совершенно голая, я сказал: «Пойду обозревать местные автораритеты, ведь не загорать же я сюда прилетел. Загорать мы могли и на Пироговском водохранилище под Москвой». Анита кивнула головой в знак согласия, и я приблизился к автомобилю.
 — Mercury Monterey 1954 г. Фото Константина Кокошкина
Такой Монтерей есть в Москве, сразу вспомнил я, когда мне было десять лет — в 1969-м — эта машина выглядела совершенно идеальной. Сочный зелёный колер кузова, широкие белые вставки на боковинах родной «файрстоуновской» резины: сейчас ей заменили передний мост на волговский, и Меркюри стал уродцем. Здешний Монтерей имел родные мосты, родной двигатель, видимо его владелец очень любит машину и зарабатывает больше других кубинцев, чтобы поддерживать его в надлежащем состоянии. Поднимаюсь выше в город, и вижу неподалёку от гостиницы, где мы остановились, красно-белый Шевроле Бел-Эйр 1957 года, из него выходят две тучные загорелые дамы в годах, видимо американские туристки. В самой машине ничего интересного. Таких «Бел-Эйров» в Москве в своё время было как волос... в бороде Фиделя. Иду дальше и вижу ещё один Шевроле пятидесятых — бело-голубой Стилелайн 1951 года, а за ним Шеви-Нову 1967-го. Шеви-Нова несёт на ветровом стекле значок «В», видимо, эта машина когда-то работала в посольстве Бельгии на Кубе.
 — Chevrolet Bel Air 1957 г. Фото Константина Кокошкина
Two-Ten красного цвета с белой крышей элегантно припарковался под пальмой. Этот Шевроле 1955 года совершенно комплектный, только нижняя часть кузова сильно помята и грунтовки больше, чем нужно. Неподалёку ещё один «Шеви» — четырёхдверный седан 1952-го цвета морской волны.
 — Chevrolet Two Ten 1955 г. Фото Константина Кокошкина
Так же под пальмой Бел-Эйр 1953 года с какими-то неправдоподобными задними фонарями на крыльях, как на Империалах 55-56 годов. Вот два кубинца копошатся у тормозного барабана Понтиака 1954 года, видимо, течёт тормозная манжета. Машина в идеальном состоянии. Такой Понтиак в своё время возил посла Франции в Москве, потом его купил некий полковник КГБ, а затем продал машину члену САМСа. Где машина сейчас — неизвестно. Это очень просторный и скоростной автомобиль с серебряными струями на капоте и кубинцы правильно делают, что так любовно его обхаживают.
 — Pontiac Silver Streaks 1954 г. Фото Константина Кокошкина
Неподалёку стоит с открытыми дверьми достаточно хорошо сохранившийся зеленоватый Бьюик Роадмастер-Ривьера 1956 года, его владелец зарабатывает на жизнь перевозкой иностранных туристов по Гаване. Неподалёку Шевроле Бел-Эйр 1962 года белого цвета, с колёсными колпаками от советской Чайки ГАЗ-14. Неужели на Острове Свободы ещё есть «Четырнадцатые» Чайки? Неплохо бы увидеть и сфотографировать. Я знаю, что для Фиделя Кастро заказали и построили на РАФе санитарную Чайку ГАЗ-14.
 — Buick Roadmaster Rivera 1956 г. Фото Константина Кокошкина
О! Старый знакомый Понтиак-Каталина купэ 1956 года, точно такой же был в 1966-1972 годах в Москве у друга Саши. Эта Каталина стала моим первым автомобилем с коробкой автоматом, за руль которой я сел. В Гаване Каталину чрезмерно приукрасили, поставили какие-то нелепые птички на заднем крыле, отхромировали, неизвестно зачем, футляр задних фонарей, а вот родных колпаков на машине нет, спереди стоят от Шевроле. Вообще для всех машин на Кубе характерным является отсутствие колёсных колпаков. Договорились бы с американцами, возможно, нашелся бы некий мелкий импортёр колёсных колпаков из Флориды. Там же на любой свалке за несколько долларов можно купить колпак для любого американского автомобиля последних пятидесяти лет.
На фоне необычного вида пальмы — их на Кубе около четырёхсот видов, припарковался тёмнокрасно-белый большой автомобиль, подхожу ближе: это же Бьюик Ривьера 1952 года, машина вполне приличная внешне, но с порванными сиденьями и рулевым колесом от Волги ГАЗ-24. Форд Ферлейн 1957 года двухдверный хардтоп с красным низом и белым верхом, возможно именно на таком и ездил брат Фиделя — Рауль Кастро сорок пять лет назад. Постепенно поднимаюсь в город, на улицах очень много Шевроле 1959 года четырёхдверных Бискэйнов. Несколько таких машин было и в Москве. Мечтаю встретить хотя бы четырёхдверную Импалу того же года, а — нет. Зато натыкаюсь на двухдверный Плимут-Фьюри 1957-го с самопальной облицовкой радиатора, на капоте непонятная птица, ну уж никак не от паккарда.
 — Chevrolet Two Ten 1957 г. Фото Константина Кокошкина
Постепенно оказываюсь в центре Гаваны перед каким-то совершенно невообразимым по размерам дворцом, построенным в позапрошлом веке, на его лестнице как блохи затерялись туристы. Меня привлекает автомобильная стоянка перед дворцом. Вот на переднем плане Форд Кастом-300 четырёхдверный седан 1957 года, за ним Олдсмобил-Футурамик-88 сорок девятого, далее наш Москвич в довольно хорошем состоянии. Вообще советских Москвичей больше всего, Жигули тоже популярны, но не так часто их можно увидеть в гуще велосипедистов и американских автомобилей. Переполненные и развалившиеся венгерские Икарусы натужно подходят к переполненным остановкам, иногда перевозки пассажиров в Гаване осуществляются и американскими «Джи-Эм-Си», которые трудились на маршрутах «Грейнхаунд». А вот скрипя и дымя, подъезжает автобус с кузовом кубинского производства, называющийся «Хирон», на шасси советского грузовика ЗИЛ-130. Таких автобусов очень много, и все они в достаточно хорошем состоянии.
 — Chevrolet Byscane 1959 г. Фото Константина Кокошкина
На противоположной стороне улицы — великолепно сохранившийся «Бискэйн» 1958 года, а за ним ярко-красный Шевроле-Корвет того же года. Корвет в идеальном состоянии, хотя ему явно далеко до подобных машин, сохранившихся за 150 километров, в США. Пытаюсь отыскать каких-нибудь дорогих или редких «американцев»: «Кадиллак», «Линкольн», «Империал», но пока ничего не получается. Сворачиваю на небольшую тихую улицу и встречаю Кэди-1953 года и Кадиллак 1948-го, а за ним... наш ЗИМ ГАЗ-12. Перед одноэтажным бетонным домом, такие можно увидеть только на американском континенте, стоит большой тёмно-синий сундук, подхожу ближе, вижу, под машиной кто-то шевелится. Сам автомобиль подпёрт под передние колёса кирпичами, а задние подняты на домкрате. «Да это же «Ранч-Вэгон пятьдесят восьмого», достаточно громко говорю я. Вдруг из-под машины вылезает человек и, приветливо улыбаясь, отвечает на хорошем русском языке: «Да, это Форд РэнчВагэн одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года!»

— Вы турист из СССР? — спрашивает он.

— СССР давно нет, он развалился в 1991 году. Я турист из Москвы.

Мой собеседник снова улыбается и говорит, что он пять лет учился в Москве, в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

— Вы знаете, меня назвали Рауль, в честь брата нашего Фиделя Кастро, когда я учился в Москве, я дружил с русской девушкой по имени Анита. Я учил её испанскому, она меня — целоваться, и мы вместе ходили в ваш кинотеатр, он назывался «Россия», а за кинотеатром было русское информационное агентство АПН. Там всегда стоял такой же Форд 1958 года как у меня. Мне машина досталась по наследству от моего дяди. Я её очень берегу и выезжаю только раз в год — в день 26 июля.
 — Chevrolet Bel Air 1962 г. Фото Константина Кокошкина
Рауль совершенно прав, лет тридцать назад у АПН действительно парковался Рэнч-Вэгон 1958 года, машина нашего бывшего корреспондента «Нью-Йорк Таймс» в Москве, а затем купленная неким советским сотрудником АПН, который спутался с чужой женой, и разгневанный муж в буквальном смысле разрубил его «Рэнч-Вэгон» топором.

Рауль ровесник своего Форда 1958 года с полукруглым спидометром, как у 21-й Волги, проградуированным до 220 км/час, и это несмотря на повсеместные лимиты скорости на дорогах США — просто так для престижа. Иду дальше и вижу небольшой пустырь, огороженный сеткой, за ней остатки советских 500-х МАЗов, американского Интернейшнл, японского Хино — видимо здесь автобаза. Невдалеке стоит пикап Форд f-350 1957 года, а за ним ... Линкольн-Капри, того же года двухдверный хардтоп. Это уже интересно, машина в целом, комплектная, только никогда не крашенная, и вместо вторых фар привинчены фанерные кружочки. Ещё через несколько кварталов натыкаюсь на два автомобиля, которые не ездят, минимум все годы строительства коммунизма на Кубе. Эдзел Рэнджер без колёс, поставленный на камни, с ветровым стеклом закрытым толстой фанерой. А за ним на четырёх толстых брёвнах четырёхдверную Бьюик Ривьеру 1959 года, в прекрасном состоянии, только с выбитыми или вынутыми стёклами.
 — Nash-Kambler 1956 г. Фото Константина Кокошкина
В завершение прогулки натыкаюсь на Крайслер Виндзор 1952, и наконец-то на «Де Сото Адвенчурер» белого цвета и 1956 года, как и тот, что вёз Юрия Гагарина только с кузовом четырёхдверный хардтоп.

Так проходит неделя нашего пребывания в Гаване. Анита не теряла времени даром и стала похожа на настоящую мулатку. Мы летим обратно в Москву, теперь на американском «Боинге» компании «Пан-Американ», делавшем посадку в Гаване для дозаправки. В таком самолёте не могут присниться кошмарные сны, да им и нет места в сознании, целиком заполненном этими старыми, ржавыми, но ещё пригодными для реставрации американскими «дредноутами» — символами эпохи, ушедшей полвека назад. «А всё-таки редактор — сволочь, — обращаюсь я к Аните, — почему бы не отправить нас во Флориду, расстояние всего каких-то двести миль!»

(Продолжение следует)
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Николай Марков
07.02.2014 14:57:05
>>> Переполненные и развалившиеся венгерские Икарусы натужно подходят к переполненным остановкам, иногда перевозки пассажиров в Гаване осуществляются и американскими «Джи-Эм-Си», которые трудились на маршрутах «Грейнхаунд». А вот скрипя и дымя, подъезжает автобус с кузовом кубинского производства, называющийся «Хирон», на шасси советского грузовика ЗИЛ-130.

То, что похоже на Икарусы - это тоже Хироны, причем некоторые из них вообще строились на львовских шасси с "камазовским" дизелем. А вот шасси ЗИЛ-130 для Хиронов вроде как и не применялось - для кубинцев с начала 1970-х тысячными тиражами ежегодно выпускались самоходные шасси ПАЗ. Просто часть старых автобусов в 1990-е/2000-е модернизировали, вкатив "зиловские" мосты с пневмотормозами. Отсюда и ощущение, что автобус - на шасси ЗИЛ-130.
dent2410
08.02.2014 12:04:33
Годное фэнтэзи, хотя на фэнтэзийные 10 килобаксов командировочных можно было-бы и больше нафэнтэзировать, например про лично виденные галвинги, астон-мартин, мазерати и гиа :D

ЗЫ ... вот только компании PanAm "давно нет, он развалился в 1991 году"
shelby500
08.02.2014 17:50:35
Жаль что большинство экспонатов безжалостно колхожены деталями от "Волги". В точности как в СССР. Там тоже было принято засунуть мотор от Беларуся или УАЗика под капот какой-нибудь Шевроле Импалы. И врезать пару тракторных приборов прямо в изящную оббивку.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В отечественной ретро-тусовке ещё с 70-х годов известен как «Зубастик» или «Вуглускр». Человек, с детства фотографирующий автомобили, имеющий огромный архив и разбирающийся в теме на уровне продвинутого эксперта. Без его снимков в России не опубликована, пожалуй, ни одна книга, ни одна энциклопедия, посвящённая классическим автомобилям. При этом в выходных данных фамилию автора, как правило, бессовестно не указывают – он имеет репутацию «фрика» и его стесняются. Влюблён в автомобили искренне, самозабвенно и, увы, безответно – своей машины не имел и не имеет. Остр на язык, ироничен, зачастую зол. Его тексты, как японская рыба «фугу» - блюдо для гурманов.

популярное