Блокнот
16.06.2014
Прекрасное дитя Моссовнархоза. Часть пятая
1965 год. С конвейера МЗМА стекает могучий поток «Москвичей». До двухсот машин в день! Примерно половина из них комплектуется шильдиками «Moskvich»... или «Moskvitch»... или даже «Moskwitsch».

Экспортные версии «четыреста восьмого» с разной степенью успешности реализовывались в Скандинавии, Франции, Бельгии, ФРГ, Финляндии и даже Великобритании. Ну, а какая может быть торговля в капстранах без хорошей рекламы?

Пожалуй, впервые общесоюзное объединение «Автоэкспорт» озадачилось изданием рекламного проспекта в привычном для иностранцев формате. Предвижу возражения: ведь и до этого в СССР печатались автомобильные буклеты и плакаты на языках народов мира. Конечно: про «Победу», «Волгу», самосвал МАЗ и даже междугородний лайнер ЗИС-127 граждане Европы могли узнать из добротных полиграфических изданий. Но, уж больно «по-советски» они выглядели. Западный потребитель, приученный к существенно иному стилю подачи товара, не был готов воспринимать «эстетику сельского клуба».
Типичный пример «сов.рекламы». Машина хорошая, плакат - так себе.
Как уже было сказано, инициатором изготовления буклета про «Москвич» выступил «Автоэкспорт» — монополист поставок советских автомобилей за рубеж. Клерки из внешнеторговой конторы обратились на МЗМА: «...может, вы сами нам картинки нарисуете?»

Конечно, главный конструктор Московского завода малолитражных автомобилей, Александр Андронов, мог бы поручить разработку рекламного проспекта собственным художникам. Но, что-то ему подсказывало: молодые пижоны из СХКБ способны «выдать свинг»! Так на языке джазменов называется неожиданный поворот музыкальной темы, яркая интерпретация хорошо известной мелодии. Руководитель автомобильного сектора СХКБ Эрик Сабо, к слову сказать, был фанатом джаза и сам профессионально «лабал» на фоно и аккордеоне.

Итак, заказ «Автоэкспорта», пройдя транзитом через МЗМА, достался дизайнерам Специального художественно-конструкторского бюро.

Получив задание на разработку «проспекта для буржуев», Сабо и Молчанов обратились к первоисточникам. То есть, к зарубежным аналогам и прототипам.

В те годы бал правил стиль, заданный американским рисовальщиком Артом Фитцпатриком. Его художественным кредо было: «шире, ниже, длиннее». И без того величественные американские «дорожные дредноуты» на картинах мистера Арта приобретали особый шарм. Правда, теряя при этом реальные пропорции и превращаясь чуть ли не в мультяшных героев. Этому способствовал напарник Фитцпатрика — бывший диснеевский «специалист по фонам» Ван Кауфман. Нарисованная вокруг машин лубочно-сказочная жизнь создавала ощущение вечного праздника, что соответствовало базовому представлению о «великой американской мечте».
Низкие, длинные, широкие. И, непременно, в компании белозубых мэнов и длинноногих гёрл.
Художникам из 14-го (автомобильного) сектора Специального художественно-конструкторского бюро предстояло изучить и освоить основы идеологически-чуждого псевдоискусства! Чего только не сделаешь ради пополнения финансовых закромов Родины твердой инвалютой...

Начали с грубоватых эскизов (художники называют их «подмалевками») для поиска композиции, ракурса, цветового решения. Машины изображались условно, к тому же в очень мелком формате. Но, делалось это для экономии не бумаги, а времени: на реализацию проекта отводилось всего несколько недель.
Вот один из образцов этих рисунков. Для масштаба прилагается металлический рубль. И не тот, старый советский полновесный, а нынешний российский, вдвое меньшего диаметра.
«Москвич» узнается с трудом. Но «настроение» в картинке присутствует.
Во многих «подмалевках» были использованы характерные образы МКАДа. То есть, только что введенной в эксплуатацию Московской Кольцевой Автомобильной Дороги.

Это у них там, в америках — майами да карибы. А у нас — новейшая трасса, окольцевавшая столицу СССР! «Советский хайвэй» в начале 60-х годов казался шедевром дорожного строительства. Хотя, по сути, «окружная» являлась всего лишь «калькой» с германских автобанов, построенных тридцатью годами раньше.
Итак, тема МКАДа была выбрана для рекламного проспекта в качестве бэкграунда, символизирующего успехи социалистического строя.
«Четыреста восьмые» представлены в вольном изложении. Зато схема МКАД на дорожном щите читается однозначно.
Вот одна из страниц буклета. Обратите внимание: дорожный знак «только направо» закреплен на железобетонном основании. Такие монументальные средства регулирования движения были отличительной особенностью Московской Кольцевой. Правда, спустя несколько лет знаки начали трескаться и осыпаться. Вследствие чего были выведены из обращения. Хотите освежить в памяти, как выглядели дорожные знаки на МКАД в 60-е годы, — пересмотрите фильм «Берегись автомобиля».

Недолго прослужили и автобусные остановки — «зонтики». Их тоже возводили из бетона. Но, видимо, без учета особенностей национального климата. Или (что вероятнее) — с нарушением технологии строительства. Одним словом, футуристические сооружения на обочинах «окружной» довольно скоро сменились на банальные застекленные павильончики из стальных профилей.
Бетонный дорожный знак и остановка - «зонтик». Характерные элементы «раннего МКАДа».
Но, все-таки, главным объектом рекламного проспекта были автомобили. «Москвичи-408» на рисунках Сабо и Молчанова увеличились до «волговских» размеров. Привычный глазу западного потребителя стиль «шире, ниже, длиннее» был успешно применен при изображении отечественных малолитражек. Но — без фанатизма, дозировано. «Москвичи» остались вполне узнаваемыми, хотя фотографическое подобие отсутствует. Чуть ближе к боковине расположены фары, какая-то «не такая» решетка радиатора...
Вроде бы – «408-й»? Но с элементом художественного вымысла…
Вряд ли для опытнейших промышленных художников Сабо и Молчанова представляло сложность аутентично воспроизвести облик «Москвича». Скорее, они осознанно искажали действительность, придавая изображению некую интригу и загадочность.

К вопросу авторства. Перелистывая страницы проспекта, Эрик Владимирович перечислял: «Это — я рисовал. Это — Эдик. Это тоже он...»

Работа была коллективной, паритетной, товарищеской.
Кто автор рисунка? Эрик или Эдик? Попробуй, разберись…
В работе над проспектом «Москвича» принимал участие еще один сотрудник СХКБ — Виктор Марков. Ему достались самые простые, но, при этом — самые «правдивые» картинки. Во всем рекламном буклете только чертежи-проекции соответствовали реальным пропорциям машины.
О том, как на самом деле выглядел «408-й», будущий покупатель мог узнать только из этих чертежей.
Люди, изображенные в машинах, не имели однозначных прототипов. Но есть исключение. Статный высокий мужчина у распахнутого капота — автопортрет Эрика Сабо. Он сам себя нарисовал на фоне новомодной АЗС. Строгий, чуть примятый костюм, высокая прическа, белоснежная рубашка... Такому импозантному гражданину впору не на «Москвиче», а на Mercedes-Benz W100 разъезжать!

И, все же, в этом «евро-рисунке» угадывается менталитет советского автолюбителя. Скажите на милость, какой немец, француз или британец станет сам копаться под капотом?! Для этого существуют специально обученные люди, которых, при необходимости, вызывают по придорожному телефону.
Эрик Сабо. Автопортрет с капотом.
В процессе работы над образом «Москвича» возникла неожиданная проблема: что загружать в багажник? Простой советский человек в те годы использовал три вида приспособлений для перевоза личных вещей: фиброво-фанерный чемодан, брезентовый рюкзак, да еще сетку — «авоську» крупного плетения.

Пришлось изучать иностранные журналы и каталоги, поступавшие в Союз по дипломатическим каналам. В результате багажные отделения «Москвичей» были заполнены дорожными сумками, кофрами, портпледами, кейсами и корзинами для провианта. В «Москвич-универсал» удалось запихнуть даже комплект для подводного плавания: баллоны со сжатым воздухом и ласты.
Кстати, про «универсал». Грузопассажирская версия «426» и развозной фургон «433» попадут на конвейер, соответственно, лишь в 1967-м и 1966-м годах. То есть рекламный проспект «Автоэкспорта» был сработан по канонам «соцреализма»: следует рисовать не то, что есть, а то, что вскоре должно появиться!
Сколько всякой всячины! И все какое-то несоветское.
Еще один элемент «опережения времени». Грузовичок, наполненный бортовым питанием, изображен на летном поле аэродрома. Сзади — хвостовая часть некого пассажирского самолета.

Ну, почему же «некого»? Четыре спаренных турбореактивных двигателя, Т-образное оперение... Известен лишь один отечественный самолет со столь характерным экстерьером: ИЛ-62. Но публичный показ будущего флагмана «Аэрофлота» состоялся лишь в 1967-м году, во время знаменитого авиапарада в Домодедово. Откуда же Эдуард Молчанов (а это его рисунок) загодя узнал о новейшем воздушном судне?

Я так и не нашел отгадку: по моим данным первую официальную информацию о лайнере ИЛ-62 опубликовали в ноябрьском номере журнала «Техника-Молодежи» за 1966 год. То есть спустя примерно полтора года после сдачи в набор москвичовского проспекта!

Возможно, имелись и более ранние «утечки информации» о внешности «шестьдесят второго»: он вышел на испытания еще в 1963-м году и неоднократно появлялся в подмосковном небе. Правда, подсмотренный в полете лайнер не так-то просто «спроецировать» на взлетную полосу.
Короче, интрига! Если кто-то знает ответ — поделитесь информацией.
«Рисунок из будущего»: до публичной презентации лайнера ИЛ-62 оставалось больше года!
Имеется еще одна загадка: на титульном листе проспекта стоит казенный штамп Конторы автотракторных изданий. Читаем: «художник Сабо Э.В.». Ниже дата: «11 января 1966 г.». А наверху: «Автор АЗЛК».

Стоп! Что-то тут не вяжется. Московский Завод Малолитражных Автомобилей будет переименован в Автозавод им. Ленинского Комсомола лишь в октябре 1968-го года, к 50-летнему юбилею ВЛКСМ. Да, есть чем заняться приверженцам «теории заговора»!

Или, не усложнять? Допустим, что на хранение данный экземпляр буклета поступил уже после переименования завода, а дату вписали задним числом, в соответствии с выпуском типографского тиража.
Хотя... советский Лиловый Казенный Штамп практически не допускал двойственности толкования указанной в нем информации!
Что бы это значило? АЗЛК в 66-м году еще не существовал!
Главный конструктор МЗМА, будучи заказчиком (вернее — куратором) проспекта, представил художникам полный карт-бланш. Правда, одно условие все же ставилось. Александр Андронов попросил специфично одеть автолюбителей, выехавших на зимнюю прогулку. Водителя — в рубашку с застежкой «поло», его спутницу — в тонкий пуловер.

В этой, казалось бы, незначительной детали скрывался глубокий смысл! Холод в пассажирском салоне был настоящим бичом советских машин. В зимний период народ мерз и в «Победах», и в «21-х Волгах», и в «Москвичах» предыдущих моделей. Честно говоря, при минусовых температурах за бортом, и в «408-м» тоже был «не Ташкент». Но, тенденция на согревание уже обозначилась, что было недвусмысленно отражено в рекламе.

К тому же, ну какие у них там, в европах, зимы? По российским понятиям — прохладное лето, и не более того.
В «408-м» было потеплее, чем в других советских машинах. Но окончательно «проблема согрева» была решена лишь с появлением «Жигулей».
Наиболее сложным в техническом смысле элементом рекламного проспекта стал «рентген». Этим медицинским термином дизайнеры называют полупрозрачные изображения автомобилей, на которых просматриваются двигатель и трансмиссия, салон и «электрика».

Есть мнение, что для создания подобных иллюстраций промышленным художникам предоставлялись «живые» машины, с которых удалялась часть обшивки. Эта версия вызвала у Эрика Владимировича искренний смех. Все, что выдавалось в качестве исходного материала — это разномастные фото различных агрегатов. Их приходилось увязывать друг с другом и аппроксимировать к внешнему виду автомобиля. Дополнительная сложность состояла в том, что творить приходилось на крайне ограниченной площади —половинке листа формата А4. Из инструментов — карандаш, тонкая беличья кисточка, акварель «на меду» ленинградского производства, да еще специальный набор лекал. Об этом наборе (и еще о некоторых дизайнерских «приспособах») — как-нибудь в другой раз...
«Рентгеновский» снимок докомпьютерной эпохи. Никаких 3D– программ! Только руки, пространственное воображение и… талант.
Заказ «Автоэкспорта» был выполнен своевременно, в полном объеме, и с надлежащим качеством. Труд художников оценили... в 15 рублей. Именно в таком размере выплатили Эрику Сабо и Эдуарду Молчанову поощрительную премию. Справедливости ради надо сказать, что в СХКБ были очень даже неплохие зарплаты: процентов на пятьдесят выше, чем у заводских промышленных художников. Так что полтора червонца стали приятным, хотя и не слишком весомым, дополнением к регулярному доходу дизайнеров.

Рекламный буклет «Москвича» стал последней совместной работой Сабо и Молчанова. Вскоре после сдачи этого проекта деятельность автомобильного сектора СХКБ была свернута. Эрик Владимирович перешел на работу в НАМИ, где, спустя некоторое время, возглавил сектор технической эстетики.

Эдуарда Романовича переманили в конструкторское бюро Миля. Приглашение было принято без долгих раздумий: решающим доводом стало предоставление жилплощади в Подмосковье. После многолетнего мыканья по чужим углам, собственная квартира стала подарком судьбы.
Отныне Молчанов рисовал вертолеты. Да еще как рисовал! Легенда гласит, что при подготовке защиты аванпроекта перспективного Ми-8 Молчанов развесил планшеты с различными видами этой машины. Увидев рисунки, Михаил Леонтьевич Миль, якобы, пробурчал: «При таком художнике мне всех своих конструкторов можно уволить!». Вот только интонация фразы толкуется неоднозначно: то ли была она поощрительная, то ли с язвительным сарказмом...
Одна из «вертолетных» работ Молчанова. А еще были многочисленные иллюстрации для журнала «Моделист-Конструктор»
Закончив службу в СХКБ, Эрик Сабо и Эдуард Молчанов надолго расстались. Встретились случайно, на выставке фирмы «Мерседес — Бенц» в парке Сокольники. Было это в начале весны 1973 года. Ходили между красивыми грузовиками, обсуждали немецкий дизайн. Договорились встретиться еще, но распрощались навсегда.

Спустя два года, в 75-м, Эдуард Молчанов умер, оставив после себя залежи листов с различными рисунками. Большая часть из них вскоре безвозвратно исчезла...
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Денис Орлов
16.06.2014 15:14:41
Не знаю, как насчёт автобусных стоянок-зонтиков на МКАДе, но вот бензоколонки в Дании:
http://www.snob.ru/selected/entry/77036
(вторая картинка)
ТИЗ
17.06.2014 18:08:30
Смутила вот эта фраза "В зимний период народ мерз и в «Победах», и в «21-х Волгах»". За "Победу" не скажу, но на "Волге" сам две зимы отъездил, и не мерз почему-то, причем ездил с открытой форточкой и без куртки. А что касаемо штампа на проспекте - "советский Лиловый Казенный Штамп практически не допускал двойственности толкования указанной в нем информации" - он как раз допускает в этом случае. Потому что совершенно однозначно дата указывает не на поступление проспекта в Контору, а на разработку самого издания, что наверняка подтверждалось некими сопроводительными документами, хотя бы ведомостью на выдачу гонорара художникам. А само оформление проходило позже, когда завод уже был переименован. Вот куда, как вы думаете, пришел этот проспект? В Контору и там в конторе и лежал? Не-а. В любой организации подобного уровня имеется архив, где вся подобная документация и хранится. А архивисты, когда получили проспект, заполняли штамп по текущему названию завода-заказчика, а не по его названию на момент выполнения заказа. Что касаемо самолета, то тут тоже нет загадки. Это Vickers VC10, начало эксплуатации которого датируется апрелем 1964 года. Если у художников были иностранные автомобильные проспекты, то могли быть и иностранные технические журналы, откуда и взят силуэт вполне современного на тот момент пассажирского лайнера.
Вот ссылка на его изображение.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Vickers_VC10#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vickers_VC10-_17-07-2007_16-20-38.jpg

А вот почему ИЛ-62 оказался похож на него - полагаю, что схожие задачи, стоявшие перед разработчиками самолетов (выполнение дальних пассажирских рейсов), привели к схожим техническим решениям.
Андрей_Крюковский
26.06.2014 16:50:20
Для ТИЗ лично!
По пунктам:

1. То, что Вы, Уважаемый Коллега, открывали форточку на М21 - нет ни малейших сомнений!
В противном случае стекла "Волги" запотели бы сразу, надолго и всерьез! Ибо циркуляция воздуха в этой ( а также во всех советских машинах "до-жигулевской" эпохи) на выдерживала никакой критики.
Собственно говоря, и в "Москвиче-408" с эти делом было не все хорошо.
НО! По сравнению с предыдущим "407-м" имелся ощутимый прогресс. Свидетельствую, как очевидец!
Ну, а то, что Вы зимой(!) за рулем "Волги" (!!) рассекали без куртки (!!!) ....
Что тут сказать: "как молоды мы были, как верили в себя!" :)

2. Про Советский Лиловый Штамп.
Интрига не снимается! Авто-тракторной конторе было абсолютно по-фигу, когда художникам выплатили гонорар:) Они фиксировали лишь дату приемки документа на хранение. И вписывали в документ название завода на момент регистрации. Так что про АЗЛК в 1966 году - это загадка!

3. По самолет.
Позволю предположить, что я нахожусь в этой теме чуть глубже, чем Вы.
С 1996 по 2003 годы я вел на телеканале "Культура" АВТОРСКУЮ программу "Мир Авиации".
И, в силу своей проф. подготовки, смею утверждать: Vickers VC-10 не мог быть аналогом и прототипом для рисунка Молчанова.
Во-первых, самолеты внешне не были похожи. Из общего - только четыре спаренных мотора под Т-образным хвостовым оперением.
Во-вторых, аглицкий лайнер НЕ ЛЕТАЛ В СССР! Среда его обитания - Африка и Ю-В. Азия.
И, в третьих! Скажите, пожалуйста, на хрена в ура-патриотическом рекламном буклете рисовать буржуйский самолет !? Да еще - с характерным косым аэрофлотовским флажком на вертикальном оперении!!!
Было бы понятно, если Молчанов изобразил бы хорошо известные Ту-114 или Ан-10. Эти машины в те годы вполне могли олицетворять позитивный образ монопольного советского авиаперевозчика.
Так нет! Эдуард Романович замахивается на большее. На самолет, который еще мало кто видел! Согласитесь, что в качестве "информационной бомбы" действительно имело смысл выбрать новейший отечественный полусекретный лайнер.
Но никак не малоизвестный в СССР чужой, "капиталистический" борт!
А вот откуда Молчанов знал про Ил-62 задолго до его официальной премьеры...
Есть у меня одна смелая версия, но я ее приберегу ...до поры-до времени... :)
ТИЗ
26.06.2014 23:41:47
По пунктам так по пунктам.
1. Про самолет
Самолеты действительно не были похожи, кроме заднего расположения четырех двигателей и хвостового оперения, но ведь на рисунке мы видим именно эти детали, разве нет? Буклет вовсе не ура-патриотический, а рассчитан на иностранных покупателей, ибо нашим такие фургоны не продавали в частные руки, а по организациям машины расходились без всяких буклетов. А иностранцам проще поверить в чудо, если хоть что-то там напоминает привычные им предметы, а Виккерсы эксплуатировались к тому времени достаточно активно, нет? А дань ура-патриотизму - именно флажок и часть надписи "Аэрофлот" на трапе, а то могли вообще зарубить идею.
2. Про Советский Лиловый Штамп
Дата принятия документа на хранение - согласен. А вот то, что дата эта не проставлена задним числом, в том же 1968 году, когда завод уже был переименован, у меня уверенности нет. Так что, боюсь, это не интрига, а свидетельство запоздалого поступления документа в архив.
3. Про "Волгу".
Все просто - мотор на обычных машинах не прогревался зимой до рабочей температуры, и в салоне было холодно. Жалюзи не спасали ни разу. Знакомый таксист посоветовал проложить перед жалюзями картонку, лучше в два слоя, говорит, чтобы не продувало и мотор не охлаждался. А мне на глаза попался остаток ватника в гараже, я его туда и запихал, благо в 21-й между жалюзями и облицовкой места достаточно. Мотор нормально прогревался, температура ОЖ стояла возле 90 градусов, и печка прекрасно работала. Вот и весь секрет. А насчет циркуляции - просто надо открывать лючок перед ветровым стеклом, и проблема запотевания оного стекла на 21-й снимается. Вот и весь второй секрет.
Андрей_Крюковский
27.06.2014 06:33:28
Ватник куда надо запихнуть - это правильно, это по-нашему !

Эх, лопухнулся Молчанов, не нарисовал телогрейку поверх капота Москвича!

Машины бы на ура пошли в Европе! :)))



Про штамп - даже не знаю что сказать... Промолчу...



А по самолету все настолько очевидно для любого, кто связан с авиацией, что ... что тоже промолчу.

Сделаю только ремарку по поводу "привычных для иностранцев предметов".

По Вашей логике тогда надо было не МКАД рисовать на задниках, а парижскую Переферик! :)
ТИЗ
27.06.2014 07:49:18
"Получив задание на разработку «проспекта для буржуев», Сабо и Молчанов обратились к первоисточникам. То есть, к зарубежным аналогам и прототипам." Ваша цитата вполне подтверждает мою логику насчет выбора силуэта самолета для фона рисунка. Что касается МКАД - эта трасса уже была построена, действовала, о ней достаточно писалось, в том числе и с точки зрения "наших достижений", как это было принято в то время говорить. Выбор художников вполне логичен. Вот если бы оного МКАДа не было, тогда и "Периферик" мог бы пригодиться. Далее. Опять же Ваша цитата: "Пожалуй, впервые общесоюзное объединение «Автоэкспорт» озадачилось изданием рекламного проспекта в привычном для иностранцев формате." Не поверю, что в то время рекламный проспект для зарубежных потребителей не проходил через сито Первого отдела, как не поверю и в то, что царил там такой бардак, что контур секретного на тот момент самолета мог попасть на рисунок. Нет, мог конечно, но при одном условии - если самолет уже не был секретным, появлялся на публике и в печати, и о нем могли знать художники. Тогда да, это не "Виккерс", а Ил-62 и... никакой интриги. Насчет штампа - считаете, что архивист на приемке документов мог обозначить завод новой аббревиатурой за пару лет до принятия Постановления ЦК КПСС об официальном переименовании предприятия в связи с важной датой в истории государства (до которой, в смысле даты, тоже еще пара лет оставалась!), пусть так и будет. Хотя, полагаю, что в 1966 году не про переименование, а даже про юбилей ВЛКСМ всерьез задумывались разве что в ЦК партии. Вообще же я давно убедился в истинности утверждения "самое простое объяснение есть самое верное". Можно, конечно, смеяться над ватниками, создавать интригу, выставлять оппонента неграмотным идиотом - но разве это приблизит к поиску истины? Разве если важна именно интрига, а вовсе не ответ на собственные вопросы...
Андрей_Крюковский
27.06.2014 12:45:30
Ну, слава бог! Наконец-то наш диалог перешел в традиционный национальный формат "сам дурак"!
А уж боялся, что обойдется... :)

Напоследок: Ил-62 не был секретным изделием. Всего лишь, до поры до времени - малоизвестным. Так что жупел Первого Отдела можете вернуть обратно в гардероб. Но, до осени 1966 года этот "борт" был доступен лишь очень узкому кругу людей.
Отсюда мораль: Эдуард Молчанов уже в то время принадлежал к этому элитному сообществу. То есть был вхож кулуары Минавиапрома. Данной версии имеется косвенное подтверждение: практически сразу после расформирования 14-го (автомобильного) сектора СХКБ, Молчанов был принят на службу в КБ М.Л. Милля.
А это - "оборонка", туда абы кого и просто так не брали. Тем более, такую одиозную личность, как Молчанов (выпивал, нарушал трудовую дисциплину, не соответствовал эталону строителя коммунистического будущего...).
Вывод: несмотря на все свои "недостатки", Эдуард Романович имел в авиапроме некую протекцию. А это может значить только одно: он "работал на авиацию" еще с начала 60-х годов. Как именно - не знаю. Но, талантливого художника солидный заказчик всегда сумеет ... отблагодарить.
И я не удивлюсь, если Молчанов имел отношение к дизайну Ил-62...

Ну, да ладно...
Следует признать, что наше заочное пикирование интересует только нас двоих.
А, посему, его лучше прекратить... Нет?
ТИЗ
27.06.2014 17:44:58
Ну вот так всегда... Только я разогнался... Не, я так не играю! Я уж и архивистов знакомых напряг, они четко сказали, что это штамп неофициальный, и главное - неархивный. Неофициальный в смысле - не требовавший оформления сопроводительных документов с четким их заполнением. Посему однозначно поставили его после 68 года, и дата в нем - не дата приема на учет или хранение, а дата разработки оригинала, что и совпадает. А название заказчика поставили по текущему наименованию завода на тот момент, что я и говорил. Опять-таки никакой интриги, и дискутировать как бы и не о чем, хотя и хочется вспомнить "Я требую продолжения банкета!". И коли Ил-62 не был секретным, то таки да, Первый отдел не при чем, "возвращаю в гардероб", но загадки тоже нету. Скучный я, правда?

ПыСы. А вот дураком я никого не обзывал, "неправда ваша, дяденька"...
Андрей_Крюковский
28.06.2014 07:08:39
"Дурак" и "Сам дурак" - совершенно разные категории, не надо путать! :)
Вся эта катавасия с Ил-62 намекает на то, что Молчанов имел отношение "к небу" еще задолго до перехода в КБ Миля. А это - штрих к портрету Большого Художника, чья биография до конца не изучена.
Кстати!
Вас не смущает, что рассчитанный на иностранцев проспект был издан на РУССКОМ ЯЗЫКЕ?
Эрик Сабо не мог припомнить, были ли варианты на языках народов мира. А вы их, случайно, не встречали?
ТИЗ
28.06.2014 11:37:03
Насчет Молчанова согласен - очень хорошие у него рисунки на авиационную тему. Вообще, художники, знающие тему своих рисунков, гораздо производительнее и интереснее тех, кто в тему не вникает. Таков был, к примеру, Н.Н. РОжнов, мастерски рисовавший для ТМ и М-К парусные корабли. Я видел его работы для себя - это нечто, у него была уникальная манера точечного рисунка, я такого больше не видел.
Что касаемо автомобильных проспектов, то они несли в советское время не столько рекламную, сколько информационную нагрузку, еще с 50-х годов. У меня есть некоторое количество проспектов разных лет на русском языке, и с легковыми, и с грузовыми, и со специальными машинами. Ведь на ВДНХ посетители могли на выставках и павильонах запросто брать буклетики с тракторами, экскаваторами и прочей специальной техникой. У меня их тоже было много, но боюсь в какой-то момент оставил себе только автомобили и мотоциклы, избавившись от всего заборостроительного и канавокопательного. И мальчишки легко могли их получать, и это считалось совершенно нормальным. А рекламные проспекты на иностранных языках были. Такого, как Вы приводите в статье, я не видел, но некоторые другие у меня есть, достались в процессе сбора информации для книги про "Москвичи". На английском и немецком языках есть точно. И журнал "Автоэкспорт информирует" на нескольких языках выходил, но это наверно уже в 80-е годы. Кстати сказать, а нельзя ли на каких-либо условиях для книги использовать иллюстрации с "Москвичами" из Ваших статей?
Андрей_Крюковский
28.06.2014 17:31:52
Хорошенькое дело! Нет, мине это очень сильно нравиться: у него - "книга" !
Мы тут сидим с грустным видом вместо лица на стене Второго Еврейского кладбища, а они там себе о себе много чего решили подумать !
Таки ладно, заберем обратно в себя наши амбиции. Я готов-таки обсуждать за этот гешефт.
Папаша! Не будем размазывать белую кашу по чистому столу. Ответьте, если знаете ответить: и за ЧТО эта будет такая Ваша книга?
Интересуюсь не ради чего, а просто за так. :)
ТИЗ
29.06.2014 04:27:28
Ха, "просто за так", гляньте, люди! Да любая плакальщица со Второго Еврейского скажет вам, что, если есть вопрос, об "просто за так" не может быть и речи! Вот сидя там, послушайте сюда ушами, Вы, укутанный в пижаме - гешефты будут с продажи декохтов на Малой Арнаутской, а тут вопрос серьезный. Сочиняем за идею, а не лишь бы как! "В целях рассеять неученья тьму берем картину мироздания, да, и тупо смотрим что к чему!". Ибо "Москвичей" еще много, а писано за них пока еще мало и в основном глупо. И пока есть еще порох в пороховнице, а ягоды - в огороде, с этим надо что-то делать, что и делается понемногу А он мне - гешефт, гешефт... "Перестаньте сказать, Козюльский!".
Андрей_Крюковский
29.06.2014 11:04:34
Думаю, достаточно демонстрировать друг другу любовь к творческому наследию Изи Бабеля.
Таки нам его все равно не переплюнуть слюной белой зависти.
Если есть тема для общения - Вам сюда: kryukovskiy@mail.ru
dark_lord_eclipse_5
08.08.2015 03:15:38
Относительно дискусии по поводу тепла в салоне Волги зачему, что полностью исправные Волги - что 21, что 24 (разницы между ними в плане отопления кузова особой нет) - по большому счёту вполне тёплые машины. Не "ташкент", но адекватно тёплые. В ГАЗ-24 и я тоже зимой ездил без куртки, при полном комфорте. И с циркуляцей воздуха там тоже всё там было в порядке, даже заднее стекло при прогретом салоне не обмерзало. Естественно, предпосылки к этому - чистая система охлаждения, новый гарантированно рабочий термостат, 5-минутный прогрев на стоянке (дополнительно ничего не утеплял, так как ездил почти только по городу).

Были проблемы на трассе в мороз у белоручек, которым было лень снимать на зиму крыльчатку (или отдельные лопасти на разборной) и утеплять мотор, когда двигатель тупо переохлаждался из-за того, что вентилятор на скорости молотил со всей дури, обдувая его и без того холодным воздухом, а рассчитывали его производительность по всей видимости под климат Средней Азии, поскольку в средней полосе России без него вполне можно обходиться вплоть до начала мая, особенно при "советском" режиме движения, без пробок. Естественно, неисправности системы охлаждения добавляли проблем. Например, если термостат у нас полностью открывается уже при 70 градусах, а то и не дай бог вообще заклинен в (полу)открытом состоянии, то и сам мотор-то нормально в прохладную погоду не прогреется, что уж говорить о салоне...

Не могу ничего особого сказать на счёт Жигулей, но всегда считал, что в сказках о фиатовской чудо-печке рационального зерна чрезвычайно мало; единственое воспоминание по этой теме - детство, батина новая "шоха", совершенно обмороженные стекла, в которых варежкой протирали "бойницы" чтобы хоть как-то обозревать дорогу. Из этого я лично делаю вывод, что всё зависит больше не от машины, а от водителя. Вообще, по-моему это какой-то застарелый водительский комплекс - батя мой например так до сих пор и гоняет одетый с холодком в салоне, разве что на новом тазу стёкла уже так не обмерзают. В пользу того же говорит и то, что система охлаждения первых Жигулей именно по тем конструктивным решениям, которые влияют на работу отопления салона, не имеет существенных отличий от советских машин "дожигулевского" периода - та же крыльчатка на валу "помпы", тот же принудительный обдув радиатора во всех режимах (от которого, кстати, пытались избавиться на ранних ГАЗ-24, введя термомуфту, автоматически отключавшую крыльчатку при низкой температуре). То, что у ВАЗа ОЖ прокачивается через весь блок под давлением, а у Волги охлаждение цилиндров термосифонное (наиболее существенное отличие систем охлаждения этих машин) - на работу печки как раз не влияет. А уж про вечнотекущий кран жигулёвской печки, принципиально не знакомы "волгарям" (там он используется хорошо если два раза в сезон, для полного отрубания отопления на лето, а температура воздуха регулируется воздушными заслонками, регулирующими пропорции, в которых смешиваются тёплый воздух из радиатора печки с холодным уличным), я и вовсе молчу !..

"Победа" - это да, там вообще печка была скорее для декорации - обдува не было и воздух подавался самотёком, только в движении. Ну так это середина-конец 40-х, в ту эпоху печка и на западе ещё была обычно дополнительным оборудованием за доплату. Зато там в задних окнах форточки поворотные...

По теме статьи... не перевариваю работы Фитцпатрика )) Выполнены мастерски, но лакированы до противности. Из зарубежного творчества в этой области, всегда считал эталоном вот эту брощюрку

http://storm.oldcarmanualproject.com/opelkapitan1951.htm

(обратите внимаине на шедевральное решение перехода от наружного вида машины к стилизованному разрезу !)

- да и вообще европейские промо-материалы 50-х - 60-х. Чистое ИМХО, но американские против них выглядят довольно дубяными. Например:

http://4.bp.blogspot.com/-_SoGMK4byzs/UlL9aDvGHXI/AAAAAAAAIgI/WPLR2LsgsrI/s1600/1957+Plymouth+-+brochure+-+1.jpg
и

https://www.autolit.eu/7674-thickbox/1953-mercedes-benz-180-brochure-german.jpg
dark_lord_eclipse_6
08.08.2015 03:21:51
Ну и, для сравнения, Волга, хотя это и братская ЧССР

https://farm3.staticflickr.com/2849/12018901495_309bf776e3_h.jpg

по стилизации и общей идее явно ближе ИМХО ко второму
хотя конечно у чехов была своя, очень мощная, школа агитационного искусства - достаточно посмотреть их брошюры тех лет к Шкодам, Татрам и т.п.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное