До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
10.02.2017
Про Гайку и про Грузовик
Я думал, что она ушла навсегда…
Крайний раз видел её лет 25 назад, когда сын еще даже в школу не ходил. И вот – неожиданная встреча в процессе генеральной ревизии антресолей.

Это - про книжку 1959-го года издания, которую я в детстве постоянно перелистывал и чуть ли не наизусть знал её содержание. Название книжки: «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК». Написал её широко известный (в узких кругах, естественно) прозаик Алексей Алексеевич Дорохов (1902-1981 гг.). Фронтовой корреспондент, журналист, автор многих научно-популярных книг для детей и подростков. Диапазон его просветительской деятельности широк: основы физики и химии, нормы этикета, всевозможные разделы техники, азы анатомии и физиологии. Имелось в послужном списке Дорохова и сугубо автомобильное произведение под названием «Из ворот выходит грузовик» (1956 г.). Это было тщательное, детальное, украшенное историческими отступлениями изложение процесса производства и эксплуатации грузовиков марки ЗИС. Данная книга¸ рассчитанная на школьников средних и старших классов, была написана в традиционном формате: много текста и пояснительных рисунков с достаточно вольными изображениями цехов, оборудования и заводской продукции.
А вот «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК» - нетипичное явление для советской полиграфической индустрии конца 50-х годов. По форме – фотоальбом с лаконичными подписями. Синопсис – путешествие по территории ЗИЛа одушевлённой Гайки в поисках своего штатного места службы. Конкретно и наглядно. В оформлении альбома широко использовались элементы НЕкомпьютерной графики, называвшейся в те времена ретушью и фото-коллажем. Целевая аудитория – ребята шести-восьми лет. Книга вышла в цикле «Школьная библиотека» и, по словам очевидцев, оставалась на балансе общеобразовательных учебных заведений до середины 70-х годов!

Не стану разводить слезливо-ностальгическую мокроту на тему: «Вот какие ТОГДА издавали книги для детей». Про что тут говорить, если и без слов всё ясно.
Давайте посмотрим на фотоальбом про Гайку с точки зрения истории техники.

На первом же фото мы видим электрокар, загруженный контейнерами (на заводском сленге – «кроватками») с гайками. Модель межцехового транспортного средства установить удалось не сразу.
Но с помощью кадровых сотрудников ЗИЛа была разыскана фотография данного изделия. На ней значится: «Электрокарр (именно так – с двумя «р») по типу БЕКЕР». Видимо, имеется в виду ЗИЛовская копия самоходной тележки компании Baker Electric грузоподъемность 5 тонн. Поначалу на территории ЗИСа работали оригинальные машины этого производителя. С каждым последующим ремонтом фирменных деталей становилось всё меньше. И, в конце концов, локализация дошла до 100%.
Интересно, что именно такой электрокар с характерным рулевым штурвалом изображен на полотне «Электрокарщица» кисти заводского живописца Владимира Климентьевича Жука. Кстати, в последствии, ставшего весьма популярным художником, известным и признанным во многих странах мира.
Вернемся к нашей книжке. Гайки, перевозимые электрокаром, здоровенные, не меньше, чем с резьбой М72. Возможно, это крепеж ступицы колеса?

В сопроводительном тексте указано: «блестящая медная гайка». Похоже на литературный вымысел: гайки из цветных металлов такого размера в конструкции ЗИЛ-164 не применялись.
Листаем альбом дальше. Гайка-путешественница шагает по центральной аллее Завода имени Лихачёва. Навстречу движется автопоезд во главе с тягачом ГАЗ-905. Такие короткобазные трудяжки использовались ещё с довоенных времён. К 50-м годам они утратили аутентичный вид: измятые в межцеховых лабиринтах крылья от полуторки ГАЗ-АА заменили на гнутые стальные листы.
На фото – «переходная модель»: фары пока ещё закреплены на поперечном кронштейне. Позднее этот ГАЗовский рудимент был удалён: светотехнику переместили на крылья. На передней оси – цельнорезиновые катки. После апгрейда их заменили на пневматики. Мини-тягачи могли транспортировать до четырех тонн полезной нагрузки с максимально разрешенной скоростью 12 км/ч. На передке – гос.номер общесоюзного образца. Значит, данное транспортное средство имело право двигаться по дорогам общего пользования. Ну, за пивом, например, можно было смотаться в обеденный перерыв. Путь был недолгим - киоски «Пиво-Воды» находились в шаговой доступности от проходных. Названия у них были народные: «Загон», «Шайба»… Но мы с вами сейчас обсуждаем детскую книжку, так что об алкоголе – ни слова!

Вместе с Гайкой продолжаем прогулку по территории Завода им. Лихачёва. И – чуть не попадаем под колеса танк-паровоза модели 9П.
Термин «танк» в данном случае не имеет отношения к боевой бронированной технике. Дело в том, что на маневровых и промышленных паровозах запас воды и топлива хранился не в пристегнутом вагоне-тендере, а в ёмкостях (танках) самого локомотива. Это позволяло выиграть несколько метров длины состава, что в условиях межцеховой тесноты имело принципиальное значение. Конкретный образец изготовили в Коломне не позднее 1936 года – об этом говорит №7 на будке машиниста. А вот до какого года 55-тонный «танк» работал на ЗИЛе – вопрос! Если кто-то в курсе – уточните.
Поездка Гайки на платформе с металлоломом чуть не закончилась трагедией. Её вместе с образками металла подхватил огромный электромагнит и понес к жерлу мартена. Стоп! Какой ещё магнит? Гайка-то у нас МЕДНАЯ! Ну, извините, товарищ детский писатель, рукописи надобно посылать на ревизию техническому редактору…
Еще один ляп. В тексте написано, что Гайка взялась за электрический гайковерт. Но на конвейере ЗИЛа использовался пневматический ручной инструмент. Шланг, подводящий сжатый воздух к машинке, отчетливо виден на фотографии.
Продолжаем ревизию. Читаем: «Движущиеся рельсы конвейера несли на себе почти готовый грузовик». Позвольте, что такое «движущиеся рельсы»? Рельсы – они по определению неподвижны. А уже по ним может что-то перемещаться. Что же касается ЗИЛовских конвейеров – они были цепными или ленточными. Как и на всех автозаводах.
Мы вместе с Гайкой добрались до прессового цеха. На переднем плане оборудование американской фирмы «Toledo Machine and Tool Со.». Этот, основанный в 1888 году, производитель металлообрабатывающих станков испытывал во времена «Великой депрессии» существенные проблемы. И тут – большой заказ из Красной России! Завод имени Сталина спас от разорения империалистического мироеда и пользовался плодами его производства многие десятилетия.
Бренд Toledo был хорошо известен и в лабораториях ЗИЛа. Разнообразные весы этой американкой фирмы применялись в большинстве исследовательских, испытательных и контрольных работ. В частности, весами из штата Огайо был укомплектован стенд для проверки и обкатки задних мостов. На фото – его современное состояние…
Из текста и фотоснимков следует, что грузовик, якобы, сначала заправляли бензином и только потом на него монтировали грузовую платформу. Что, действительно, так и было? А как же техника безопасности? ЗИЛовские старожилы заверили: горючку в бак заливали только в окончательно собранный автомобиль. Но ведь на фото не видно переднего борта кузова!
Объяснение этому парадоксу следующее. В кадр, видимо, попало «голое» шасси, на которое впоследствии установят какую-то «полезную нагрузку». Завод имени Лихачёва этим не занимался: доукомплектация происходила на сторонних предприятиях. Номенклатура «надстроек» была огромной: от изотермического фургона для доставки мясных продуктов (его производили в Луцке) до стартового авиационного командного пункта СКП-9. Где его делали?

В те времена это знать было не положено…
То тут, то там автор книги про Гайку допускает вольности в описании техпроцессов. Например: «Сварщик СКЛЕИВАЕТ вместе все детали кабины». Ну и ну! Может это был какой-то ненастоящий сварщик?

В конце долгих перипетий Гайку отловили и закрепили под капотом. После этого ЗИЛ-164 завёлся и съехал с главного заводского конвейера. Что под капотом делал метиз такого крупного номинала – можно только фантазировать! Но у детской литературы существует своё «поле допуска», так что излишнее критиканство тут неуместно.
Имеются в альбоме и графические идеализации. Ветераны завода помнят, что остекление цеховых корпусов было далеко от совершенства. Случалось, что на месте окон зияли дыры, в лучшем случае зашитые фанерой. Да и уцелевшие окна чистотой не отличались. А тут все стекла на месте и сияют небесной голубизной. Правда, лишь благодаря кисточке, анилиновым красителям и мастерству ретушёров.

Жизнерадостный цвет ЗИЛов на обложке – тоже творчество оформителя. Но для формирования у юных читателей позитивного отношения к соц.действительности – то что надо!
И, наконец, финальные страницы фотоальбома. Московские грузовики заняты различными важными делами. Тут и молоковоз, и автокран, и самосвал, и «пожарка».
Самый крупный (на целый разворот!) объект – поливальная машина ПМ-8 на базе ЗИС-150. Хотя над радиаторной решеткой отчетливо читаются буквы ЗИЛ! Даже слишком отчетливо. При помощи лупы удается установить – это ретушь. Борьба с культом личности Сталина распространялась и на детскую литературу: всё связанное с памятью об Отце Народов в конце пятидесятых годов подлежало вымарыванию.

А ведь на носу «150-го» реально можно было увидеть аббревиатуру ЗИЛ. Более года эта, готовившаяся к снятию с производства, модель выпускалась под обновленным именем.
Вот такое неожиданное свидание у меня случилось со старой подружкой – книжкой «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК». Пусть она была несовершенна, но её достоинства однозначно превалировали над недостатками.

Желаю и вам познакомиться с этим «образцом советской агитации и пропаганды, прославляющим мнимые достижения социализма». Думаю, что именно в таком стиле отреагировали бы на мой пост те, кто ратовал за уничтожение Завода имени Лихачёва и памяти о нем.


Выражаю признательность кадровому сотруднику ЗИЛа Владимиру Харинову - соавтору этой литературно-исторической зарисовки.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Parfenova
11.02.2017 21:36:05
https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 вчера, 22:01 #
В свете последней дискуссии между Крюковским и ТИЗом по М400 - наброшу.

Это фото из буклета Ambi-Budd 1928г. - пресс для крупных кузовных деталей. Только-только начали штамповку крупногабаритных деталей (с конца 1927г.). Их там было не один.



Получалось вот так (это уже 30й год):



Именно после того, как Budd зашёл в Европу и поставил такое оборудование, началось производство Ganzstahlkarosserie - цельнометаллических кузовов. Но - на раме, не несущий.
К 32му году Ambi-Budd сделал типовой кузов Jupiter. И, если я правильно понимаю, это был первый кузов с полностью отшампованной крышей. Опять же - на раме.



Т.е. фирме с немалым опытом и самым передовым оборудованием понадобилось поряда 5 лет разработать тенологию прессования таких больших поверхностей.
Несущий цельнометаллический кузов - это уже Opel Olimpia, 1935г. А почему самым передовым Opel сделал не Admiral или Käpitan, а самую свою массовую модель? Может, именно из-за размеров? Штамповать детали на авто длиной меньше 4х метров и 5 с лишним - наверное, есть разница.
Это канва (моё видение). А вот вопрос.
По моему, до войны у нашего автопрома не было ни одной своей модели. И вдруг - 19 июня 1945 года - уже предсерийные образцы Победы (если верить Википедии).
Откуда что взялось? На ГАЗе были подобные пресса? Чьи, когда были установлены, чего на них делали до Победы?
Отрабатывалась технология крупной штамповки - в войну?
..Как-то не укладывается у меня всё это в голове.


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 22:59 #
Ну, во-первых, название пишется как Olympia. Во-вторых, на "Опель" пришли американские технологии сварки цельностальных кузовов в чистом виде. Затем, они были опробованы сначала на маленьких моделях "Кадетт" и "Олимпия", а затем на модели "Капитан", который тоже имел безрамный несущий кузов, на основе которого создали кузов "Победы". В-третьих, та же "Эмка" уже имела цельнометаллический сварной кузов из штампованных панелей, только он на раму ставился. От него до несущего кузова - один шаг. Так что в чем вопрос возник, не очень понятно...


https://users.auto.ru/370.htmlserzant сегодня, 21:15 #
А крыша у Эмки цельнометаллическая? Речь, как я понял, о технологии штамповки крупных панелей кузова.
говорят© Победу с кузовом кабриолет, запустили в производство, из-за высокого процента брака при штамповки крыши.


https://users.auto.ru/665244.htmlАлександр (алекса) сегодня, 21:24 #
Нет, у ЭМКИ крыша с большой мягкой вставкой


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 вчера, 23:34 #

Сообщение от ТИЗ, 10 февраля, 22:59
Ну, во-первых, название пишется как Olympia.

Пардон!

Сообщение от ТИЗ, 10 февраля, 22:59
....Капитан, который тоже имел безрамный несущий кузов.. .

Мои глаза мне врут?





https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 23:57 #
Твои глаза не видют истины, ибо перед тобой намертво соединенные с кузовом лонжероны, причем отдельно передние, а отдельно задние. То же самое на мелких машинах, то же самое на "Победе" и "Волге", то же самое на ЗиМе, только у последнего большое расстояние получилось между передними и задними лонжеронами, вот там-то кузова и не выдерживали... Мине не веришь - глянь Освальда, там четко написано "зельбсттрагенде ганцшталькароссери". А вот у "Адмирала" - кастенрамен...


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 сегодня, 00:20 #
Гут, по Капитану спорить (пока) не буду - задал вопрос сам-знаешь-кому-сам знаешь-где.
По твоим тезисам:
- "от цельнометаллического до несущего кузова один шаг". А какие еще довоенные авто имели несущий кузов? - Мне известны только Citroën Traction Avant да Olympia.
- У Победы по конструкции (не по дизайну) кузова полная аналогия с Капитаном? А в деталировке победы рама отдельно обозначена - каким-то номером или группой номеров?


Damon777 сегодня, 02:19 #
"Полурама". То есть два лонжерона, приворачивающиеся к кузову на задних концах, примерно посередине, и с помощью приваренных подкосов - к моторному щиту. Поперечина №1 - на Победе приварена, на Волге уже на болтах. Поперечина №2, она же балка подвески - на болтах, через резиновые прокладки. То есть нагрузки воспринимает в итоге именно кузов. Получается этакий здоровенный жёстко крепящийся подрамник, несущий заодно переднее оперение.

На Победе полураму можно было снять просто с помощью гаечных ключей, на Волге верхние части подкосов обварены для жёсткости.

Ну и иллюстрация для Победы:



Подкосы на картинке каталога не показаны.

И крупно:

Здесь у нас немного виден подкос на болтах https://img-fotki.yandex.ru/get/15530/21348307.2/0_110de4_aa832fec_orig
А здесь - длина полурамы https://img-fotki.yandex.ru/get/6001/21348307.3/0_110e00_227c140f_orig


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ сегодня, 00:42 #
Ну нету там рамы! Спереди хитрая конструкция, пара лонжеронов до середины днища с треугольным усилением, по передней панели крепилось на заклепках, по низу то ли на заклепках, то ли варились, не помню, сзади лонжероны кажется вваривались. Эта схема практически на всех машинах такая - от "Кадетта" до "Волги".


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 сегодня, 01:03 #
Привёз бы чего на ОГИС - я и разобрался бы наконец.


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ сегодня, 09:16 #
Приезжай лучше в гараж пока оно на яме - сам увидишь Давно ведь собираешься!


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 14:21 #
Читал ее в детстве, но кажется другое издание...


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 14:27 #
Кстати, на днях буквально нашел кусочек своего детства...













Тоже, что ли, статейку тиснуть, поностальгировать...


https://users.auto.ru/107317.htmlKamensky66 сегодня, 10:19 #
Да! У меня тоже была. Причем настолько нравилась, что покупалась несколько раз и каждый раз с удовольствием собиралась.
Но не сохранилось ни одной.

Сергей


ФОКС902 вчера, 23:07 #
Какой ужас....да, трудное детство было.... интересно, что употребляли авторы этих экзистенциальных творений, ведь все было запрещено или ограничено, с авто-бемби и выкидышем клары цеткин или еще кого. Бедные дети, такой кошмар читать, точнее смотреть ! Наверно да, это для шизоидных детей, тем более автор кащенко.
А грузовичек и старичек....нЯшные ) это я под воздействием увиденного....


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 23:38 #
Ну, не знаю, мне нравилось и до сих пор нравится. А нынешним деткам разве что простенькие раскраски на тему "Тачек" предлагаются... И что лучше?


https://users.auto.ru/170201.htmlПpoн вчера, 21:19 #
имя и фамилия автора книжки прямо таки символичная.
То ли призыв, то ли направление куда следовать любителям собирать автомобили


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 22:53 #
У кого чего болит - тот о том и говорит! И кстати, нынче та больница носит имя Алексеева, не знаю кто это, може псих какой знаменитый...


Константин Эдуардович вчера, 19:29 #
Вот это да!


Vanderer вчера, 11:53 #
"Про гайку" читал в далёком детстве а "Из ворот выходит грузовик" был дома на книжной полке.
Поностальгировал. Спасибо.
Харинов Владимир
12.02.2017 14:05:04
ТИЗу. Шикарная книжка про сборку экспортного варианта Москвича-408 ! А фразы типа: слить бензин с Волги пока водителей нет ! Тут можно очень красиво всё обыграть ! Практически каждый срез Москвича подтвердить какой нибудь историей из создания этой модели.К сожалению АЗЛК это не моя тема - нет информации.А может у Вас получится ?
Денис Орлов
19.03.2017 22:11:10
Были в моём детстве такие книжки! Интересно, но взрослое восприятие первой практически не изменилось. А вот вторая мне почему-то запомнилась гораздо более красивой, лучше прорисованной, затейливой что ли...


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное