Блокнот
15.04.2017
Soul - Design
Есть такой специфический жанр в музыке: соул-джаз.
Душевный, экзальтированный, тонкозаострённый, на грани нервного срыва. Непригодный для фоновой аудио-поддержки шумного застолья. Лишь - для себя. Ну, и для близких единомышленников, которые тоже секут в этом деле…
Эрик Владимирович Сабо работал в жанре соул-дизайн.

Достаточно взглянуть на ЗИЛовскую «Юность» образца 1961 года, чтобы понять - в рамках формального производственного задания такое чудо создать невозможно. Только через душу, through the soul…

Примерно тогда же в сознании Эрика Сабо возник образ реквизита для фантастического фильма «Планета бурь». Начальство приказало: представь товарищам киношникам то, чего вообще не может быть! И, спустя несколько недель, на съёмочной площадке «Леннаучфильма» появился ладненький планетоход-венеролёт, поблескивающий блистером кабины и грозящий внеземным недругам лазерной пушечкой. Движение этого аппарата средь внеземных джунглей сопровождалось вокалом перуанской дивы Имы Сумак, владевшей пятью октавами акустического диапазона. Вот уже где, действительно, звучал soul…

Потом были обречённые на охаивание каплевидные правительские лимузины. Их заказчиком выступил ЗИЛ. Но никто не рассчитывал, что этакий «модернизьм» допустят до производства. С одной стороны барьера – душевный порыв, мечта, соул. С другой – госплан, сетки нормативов, чугунные лица в серых костюмах.

Тем не менее, Эрику Сабо сотоварищи удавалось вливаться в совдеповский мейнстрим. Состоялось многое: базовое графическое решение будущего ЗИЛ-114, лицевой обвес КрАЗ-250, ереванский развозной фургон-«кубик», экстерьер львовского городского автобуса.

А еще был душевный подход к созданию облика перспективной серпуховской инвалидки, фейслифтинг стареющего «130-го», поиск отечественного видения концепции переднеприводного хэтчбэка, курносый такси-вагончик, проект компактного сити-кара «Дебют». Что-то, в конце концов, добиралось до заводских цехов. Что-то так и застывало на душе льдинкой-слезинкой…
Список мест работы Эрика Сабо невелик: ЗИЛ, СХКБ, НАМИ, Московский автомеханический институт. Всего – 55 лет, отданных сначала дизайну, затем – будущим дизайнерам. Уведомление об отставке со службы Эрик Владимирович получил казённой телеграммой, аккурат на своё 80-летие. Вот, как-то так…

Последний раз я встречался с ним незадолго до нового 2017-го года. Случилась оказия: тест-драйв «Лада Веста», и я решил узнать мнение именитого Промышленного Художника об этой машине. А если по правде, хоть немного отвлечь Эрика Владимировича от мрачных мыслей и разных болячек. «Разбор полётов» был внятным, полным, мотивированным, взвешенным, ироничным… Короче, классик – он и в старости классик!

В последние годы жизни Эрик Сабо уже не мог рисовать: пальцы отказывались поддерживать «тонкие властительные связи» между душой и грифелем карандаша. А вот играть на музыкальном синтезаторе ещё удавалось. Остались записи волнующих душу джазовых импровизаций, остались многочисленные эскизы и планшеты, осталась память о Мастере соул-дизайна, чья душа сохраняла молодость до последних дней жизни…

Эрик Владимирович Сабо скончался 11 апреля 2017 года на 84-м году жизни.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Денис Орлов
15.04.2017 11:40:21
Эрик Владимирович, по всей видимости, самый результативный отечественный дизайнер - если считать освоенные производством модели. ЗиЛ-131 и ЛиАЗ-677 чего стоят! Спасибо ему за них!
И светлая память!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное