Ну вот, вопрос-то оказался не прост… Кажется, пришла пора развеять сомнения, пока догадки не вошли в сферы ненаучной фантастики?
Квинтуплет – это название двухколесного велосипеда, на котором едут и крутят педали пять человек! Странная, должно быть, машина – скажете вы? Да уж, похвастаться тем, что видел такой аппарат «вживую», мало кто может. Между тем, с момента изобретения квинтуплета прошло уже более 110 лет! Но зачем же был придуман такой странный, громоздкий многоместный велосипед? Ответ прост – причина появления всех многоместных велосипедов – погоня за скоростью! В конце XIX века велосипедный бум охватил практически весь мир – от Америки до России. Велоспорт развивался семимильными шагами, а рекорды скорости на велосипеде вплотную приблизились к заветным 100 километрам в час. Конечно же, велосипедист по ровной местности самостоятельно не мог достичь этой скорости – мешало сопротивление воздуха. Тогда был придуман весьма опасный трюк – спортсмен (а это был американец Чарльз М. Мерфи) на двухколеске ехал по ровному деревянному настилу, уложенному… на железнодорожный путь Лонг-Айлендской железной дороги, и, что самое главное – за локомотивом, к которому был прицеплен единственный вагон, оборудованный специальным козырьком, защищавшим велосипедиста от ветра! Паровоз служил «разбивателем воздуха» или «лидером» для велосипедиста, едущего непосредственно за ним в воздушном мешке, создаваемым локомотивом. Аттракцион был, конечно же, смертельно опасен – любая оплошность машиниста паровоза или рекордсмена-велосипедиста могли привести к фатальным последствиям. Однако, 30 июня 1899 года бесстрашный Чарльз Мерфи в присутствии толпы журналистов установил мировой рекорд – он проехал 1 милю за 57,8 секунды, что составило 100,2 км/ч!
Однако, вернемся к многоместным велосипедам. Многоместки как раз и использовали в велосипедном спорте для лидирования одиночных велосипедистов в ходе состязаний на большие расстояния, помогая им преодолевать сопротивление воздуха. Первыми появились велосипеды-тандемы, чуть позднее на гоночных дорожках можно было увидеть триплеты (велосипеды для троих седоков), квадруплеты (для четверых) и квинтуплеты (для пятерых спортсменов). Преимущество многоместных велосипедов было очевидно – несколько человек могли разогнать тяжелую машину до весьма высоких скоростей, и, поочередно отдыхая, поддерживать скорость довольно долго. К недостаткам многоместок бесспорно относились: значительный вес и габариты аппаратов, неповоротливость, а также трудность достижения необходимой слаженности педалирования. Высокие скорости служили причиной травматизма при падениях.
Если велосипеды-тандемы получили большое распространение в обычной жизни – их до сих пор охотно используют туристы и просто любители парных поездок, то прочие многоместки так и остались редкой экзотикой. Соревнования на тандемах входили даже в программу Олимпийских игр, но в 1972 году из-за тяжелых травм, получаемых гонщиками в ходе падений, Международный велосипедный союз прекратил культивировать этот вид спорта. Кстати, некогда советские гонщики были одними из сильнейших тандемистов в мире, не раз завоевывая медали и устанавливая мировые рекорды!
Прочие многоместки (в том числе и квинтуплеты, с которых мы и начали этот экскурс в историю), всегда были штучным, несерийным товаром, изготавливаемым на велосипедных фабриках по специальным заказам. Каждый такой велосипед был произведением искусства, шедевром технической мысли и технологии! На изготовление многоместных машин шли лучшие материалы, в их конструкции использовались самые передовые технологии – ведь нагрузки, которые им предстояло испытывать, намного превышали обычные для одиночных велосипедов. В наше время производство многоместных велосипедов также не является серийным, и лишь немногие велосипедные заводы изготавливают на заказ триплеты, квадруплеты и квинтуплеты, используя при их изготовлении современные технологии и материалы.
Американский гонщик Чарльз М. Мерфи во время рекордного заезда, по результату которого он получил прозвище "Миля-в-минуту-Мерфи" (1899 год)
Самый известный в мире квинтуплет и его экипаж – братья Карл, Вильгельм, Генрих, Фриц и Людвиг Опель на машине собственного изготовления. В наше время мало кто знает, что автомобильный концерн «Опель» начинался с маленькой мастерской, производившей швейные машины и велосипеды (1898 год)
Спортсмены на квинтуплете и тандемисты (Франция, 1900 год)
Очень популярный на рубеже XIX и XX века тандем для мужчины и дамы. Что интересно – управление дублированное – рули связаны между собой (Россия, 1898 год)
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Коллекционер, журналист, исследователь истории велосипедного и мотоциклетного дела в России и СССР, организатор выставок исторических велосипедов, официальный представитель России в International Veteran Cycle Assotiation. Автор книг: «Мотоциклы СССР 1924-1945» (2007), «Велосипед в дореволюционной России» (2008). Исследованиями и коллекционированием начал заниматься в 1988 году. В настоящее время занят организацией Всероссийского Веломузея в Москве.
Комментарии
Андрей, а еще попросить можно - велосипеды тема неисчерпаемая...
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.