До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
29.01.2014
Новая старая тема: велосипедные эмблемы
Коллекционирование велосипедных эмблем — одна из малоизвестных тем, имеющая, однако множество приверженцев и исследователей.
Традиционно на велосипедной эмблеме, оформленной в виде таблички или шильдика, помещали название фирмы и ее месторасположение (страна, город), а также художественно оформленный логотип производителя. Никогда не существовало четко заведенного порядка формирования этого самого логотипа, но часто использовались символы и элементы традиционной геральдики, а также символы скорости, движения, прочно сопутствовавшие появлению и развитию средств транспорта — колеса, крылья, молнии и т.п.
Еще одним традиционным мотивом для формирования велосипедных логотипов были гербы местности, в которой располагалась фабрика. И, конечно же, очень часто логотипы содержали графическое изображение или толкование названия фирмы. Наиболее популярные названия производителей и моделей велосипедов — это слова, обозначающие высокое качество и достижения (Luxus, Ideal, Perfect, Record, Victoria), скорость и движение (Sport, Mobil, Torpedo), а также термины, вызывающие аллюзии с социальной элитарностью (Elite, Prima, King, Queen).
Часто эксплуатировались имена и изображения языческих богов (в основном древнегреческих и римских, таких, как Mars, Venus, Hermes — последний использовался наиболее часто, так как Гермес в мифологии являлся покровителем путешествующих и торговли). Как ни странно, но наиболее универсальными, интернациональными и часто используемыми в названиях велосипедных фирм являются слова на классической латыни! По-видимому, этот мертвый ныне язык вызывал ассоциации с чем-то надежным, вечным и незыблемым. К примеру, известнейшая русская велосипедная фабрика Юлия Меллера называлась «Дукс» — что переводится с латыни, как «вождь» или «ведущий».

В целом, замечу, что велосипедная геральдика склонна к иносказанию, но легко поддается расшифровке.
Казалось бы — ну сколько может существовать разновидностей велосипедных шильдиков — тысяча, две, три? Однако, вдумчивый подсчет выявляет совсем иное количество! В одной Германии за неполные полтора столетия существования велосипедной промышленности насчитывалось около 3000 велопроизводителей, да каждая из фабрик за время своего существования неоднократно меняла форму и материал своей эмблемы, традиционно укрепляемой на раме каждого велосипеда. При приблизительном подсчете количество известных немецких велосипедных эмблем превышает 13000 единиц! В 2003 году энтузиаст и коллекционер из Германии по имени Франк Паппернитц издал прекрасную книгу-справочник по немецким велопроизводителям и эмблемам, материалы для которой он собирал больше 10 лет!

Велосипедная промышленность Франции была обширнее германской, особенно в межвоенное время. При этом во Франции существовало огромное количество мелких велосипедных мастерских, которые строили свои велосипеды из стандартных частей сторонних производителей, но при этом ставили собственные эмблемы! Количество известных французских вело-шильдиков превышает 15000 экземпляров, но, к сожалению, во Франции пока не нашлось исследователя, сумевшего создать справочник по вело-эмблемам.
Количество английских велосипедных фабрик не так велико, к тому же, значительная часть английских заводов не ставила на свою продукцию эмблемы в виде табличек, традиционно обходясь декалями (переводными картинками).
Количество английских эмблем оценивается приблизительно в 3000 разновидностей.
На вопрос о числе вариантов эмблем на американских велосипедах даже опытные коллекционеры из США лишь пожимают плечами — производителей насчитывалось не так уж и много — около 1500, но зато существовала мода на каждую модель одного и того же завода ставить свою самостоятельную эмблему.
Часто такие эмблемы несут на себе всего одно слово — название модели, при полном отсутствии информации о производителе и месте его расположения — поди ты разберись, существовала ли фабрика под таким именем или это наименование конкретной модификации?
Так что подсчитать разновидности американских эмблем трудно, но их количество никак не менее 8000 видов.
Рассказывая о российских и советских велоэмблемах заранее уточню, что хотя в Императорской России крупных производителей велосипедов можно было сосчитать по пальцам одной руки, Советский Союз уже через 20 лет обладал одной из самых сильных велоиндустрий в мире, при этом численно не увеличив количество заводов! В данном случае количественные показатели выпуска компенсировали бедность ассортимента и мизерное число предприятий (перед войной в СССР было всего 3 крупных велозавода и 2 мелких — на недавно присоединенных территориях Прибалтики).
В дореволюционной России существовало всего 2 крупных фабрики велосипедов — «Россия» Александра Лейтнера в Риге и «Дукс» Юлия Меллера в Москве. Каждая из фабрик имела свои логотипы, но устанавливать таблички на рамы стали: Лейтнер — примерно с 1900 года, а Меллер и того позднее — с 1912. До той поры российские производители, согласно английской традиции наносили на рамы декали. Известно 4 разновидности «лейтнеровских» шильдиков и 2 — «дуксовских».
Кроме того, множество магазинов, в том числе крупных, ставили на продаваемые велосипеды собственные эмблемы, при этом часть велосипедов изготавливалась иностранными фабриками по заказам этих магазинов или же собиралась в России в мастерских из стандартных частей опять-таки иностранного происхождения. В настоящее время известно около 25 разновидностей велосипедных эмблем дореволюционного времени.
В Советском Союзе за все время его существования насчитывалось 20 специализированных предприятий по выпуску велосипедов, хотя некоторые являлись не самостоятельными заводами, а лишь производствами, входившими в состав других заводов и объединений.
На табличках, довольно лаконично художественно оформленных, обычно указывалось название велозавода, часто в виде аббревиатуры, город и подчинение предприятия определенному Министерству или Совнархозу (в хрущевское время). В связи с частой переменой подчинения отрасли, а Главмотовелопром в разное время подчинялся разным наркоматам и министерствам — машиностроения (НКМаш, ММ), общего машиностроения (НКОМ), тяжелой промышленности (НКТП), авто-тракторной промышленности (МАТП), автомобильной промышленности (МАП) и т.п., порой на одинаковых по оформлению табличках менялись аббревиатуры министерств, благодаря чему в наше время можно легко определить годы создания той или иной эмблемы.
На шильдиках велозаводов часто присутствовала советская символика в виде серпа и молота, пятиконечной звезды, красного флага или аббревиатуры СССР, реже — какие-либо отвлеченные символические изображения. Так, на эмблемах Атигского велозавода, расположенного в Свердловской области, изображался крылатый конь на фоне гор, на табличках Львовского велозавода — голубь, Жуковского — лось, а Шяуляйского — башня Гедиминаса.
По стилистике большая часть логотипов относится к конструктивизму. При всей своей простоте, особенно по сравнению с иностранными образцами, советские велоэмблемы имеют определенную эстетическую притягательность!

С учетом различных вариантов чеканки и окраски, советских велосипедных эмблем известно около 150 вариантов.
Помимо вышеперечисленных стран, разветвленной велопромышленностью располагали Италия, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, и, как ни странно — Латвия. Подсчитать количество известных велосипедных эмблем этих стран весьма затруднительно, так как серьезных исследований на эту темы не публиковалось (исключая Латвию — там известный коллекционер Янис Серегинс написал интереснейшую книгу, в которой перечислил всех латвийских производителей велосипедов).

Элементарная прикидка дает нам совокупную цифру примерно в 100000 разновидностей велосипедных эмблем по всему миру.
Помимо табличек или шильдиков, прикрепляемых на рамах, к велосипедной эмблематике относятся также объемные фигурки, называемые маскотами, которые крепились на передних крыльях (грязевых щитках). Мода на велосипедные маскоты распространилась в середине 1920-х годов, следуя за аналогичной автомобильной темой. Существовали брендовые фигурки, являвшие собой эмблему фирмы-производителя, и маскоты-фантазии, устанавливавшиеся самими владельцами велосипедов, согласно их интересам и пристрастиям. Последние продавались в велосипедных магазинах или по каталогам и были очень разнообразны по представленным образам. Маскоты-фантазии довольно быстро вышли их употребления, а брендовые фигурки использовались вплоть до 1960-х годов. Особенно большое распространение они получили в Германии — в 1930-40 годах практически все модели дорожных велосипедов имели эти элементы декора! Материалом для них обычно служили алюминиевые и цинковые сплавы, порой маскоты раскрашивались красками. Известно около 800 разновидностей велосипедных маскотов.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Мятиев
Коллекционер

Коллекционер, журналист, исследователь истории велосипедного и мотоциклетного дела в России и СССР, организатор выставок исторических велосипедов, официальный представитель России в International Veteran Cycle Assotiation. Автор книг: «Мотоциклы СССР 1924-1945» (2007), «Велосипед в дореволюционной России» (2008). Исследованиями и коллекционированием начал заниматься в 1988 году. В настоящее время занят организацией Всероссийского Веломузея в Москве.

популярное