До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
24.02.2014
Хроника, год 1909. По-нашему – «Гудзон»
В этот день 105 лет назад основана автомобильная компания Hudson Motor Car Co. Компании этой давно не существует. Она растворилась в American Motor Corporation, которая, в свою очередь, растворилась в... даже и не знаю, как выразиться. То, что принято считать здоровой конкурентной средой, главным достижением капиталистического строя, человеком XXI века воспринимается уже не столь однозначно, как в ХХ веке. Что это за конкуренция такая, если корпорация AMC свои последние годы держалась исключительно на военном госзаказе? И, отвлекаясь на недавние реалии, разве это по-капиталистически, когда правительство в период кризиса выкупает, по сути, корпорацию General Motors (именно ей когда-то досталась крупная часть активов AMC) за счёт налогоплательщиков? Не говоря о такой широко известной завуалированной форме поддержки, как госзаказ. Понятно, у нас, с «АвтоВАЗом», в условиях российского «недокапосоциализма», а у них?!

Что же касается компании Hudson Motor Car Co., то она почила в пору, когда капитализм ещё являл миру свой неприкрытый звериный лик со всеми его расхваленными достижениями. По меркам западного мира Hudson — марка-долгожитель. Просуществовала она до 1957 года. Сколько автомобильных наименований загнулось к тому времени в США — пересчитать не хватит пальцев на руках у всех сотрудников киевского «Беркута». Скажем, в том же 1909-м в Детройте приступили к выпуску автомобиля K.R.I.T., о котором если и вспоминают сегодня, так только потому, что его эмблема один-в-один повторяла значок члена НСДАП (точнее, значок члена национал-социалистической партии Германии выглядел в точности, как эмблема K.R.I.T.).

Начало ХХ века в Америке величают изящно: Brass Era, «Бронзовый век автомобиля». Лесозаготовители, владельцы чикагских скотобоен, так живо описанных Томасом Дьюаром, владельцы паровозных депо и вчерашние оружейники — только ленивый не выпускал в Детройте автомобилей. Джозеф Лоумэн Хадсон был знатный детройтский галантерейщик, держал универмаг на первом этаже Старой оперы. Мистера Хадсона в городе уважали за то, что сполна расплатился со своими прежними кредиторами — за двенадцать лет до этого ему пришлось признать себя банкротом и с позором убраться из маленького городка Иония, где к тому моменту рухнул лесозаготовительный бизнес, и никто не покупал галстуков и сорочек. В Детройте дела пошли в гору, и в 1904 году Хадсон диверсифицировал бизнес — прикупил автозавод Detroit Auto Vehicle Co. Завод строил жалкие автомобили, и поэтому в 1908 году Хадсон присмотрел себе другой — Aerocar. Владельцем этого предприятия был главный городской угольщик Александер Малькольмсон, на чьи деньги Генри Форд чуть раньше основал Ford Motor Company. Кроме того, Хадсон прикупил еще предприятие Chalmers-Detroit. Да, было на что глаз положить: до июня 1908 года этот завод называлсяThomas-Detroit. Его основали небезызвестный Рэнсом Эли Олдс и также весьма известный Эдвин Росс Томас, чей Thomas-Flyer в 1908 году выиграл гонку Нью-Йорк-Париж. На заводе Thomas-Detroit служил одарённый конструктор Говард Коффин. И, поскольку в галстуках и сорочках мистер Хадсон понимал гораздо лучше, нежели в автомобилях, то рассудил, что делом должны заниматься профессионалы. Говард Коффин — главный конструктор, Рой Дайкмэн Чапин — первый управляющий и президент, Джордж Данхэм — коммерческий директор.

От галантерейщика — только имя. За год предприятие сумело продать четыре тысячи машин, став, таким образом, 11-м по величине производителем автомобилей в США. Что же до Chalmers-Detroit, то вскоре Хадсон отмежевался от этой марки, она слилась с Maxwell и в 1924 году канула бесследно в Chrysler’е. Занятная штука, генеалогия автомобильных компаний?!

За что мы помним Hudson Motor Car Co.? Например, за Essex — таким пафосным британским именем нарекли довольно компактную модель с цельнометаллическим кузовом. Дизайн машины был простоват (добивались снижения себестоимости!), но на диво пропорционален. Это, наверное, был первый случай, когда внешность автомобиля сделала тому кассу. Однако, главное, под маркой Essex поступили в продажу первые в истории доступные машины с закрытым кузовом седан. Они даже стоили дешевле открытых!

Не забудем и Terraplane — «Летящий над землёй». Модель в 1932 году представляла сама Амелия Эрхарт, выдающаяся пилотесса. А первый экземпляр преподнесли одному из братьев Райт. Мистер Хадсон даром что сорочками торговал (в 1911 году в Детройте на углу Вудуорт и Грэйсио авеню вырос его новый суперунивермаг, уступавший разве что легендарному нью-йоркскому Macy’s)... так вот, мистер Хадсон прекрасно понимал эту сторону бизнеса. Что автомобилями торговать, что запонками — всё едино. Требуется эффектная подача. Поэтому компания нажимала на комфорт, броскую внешность, громкие названия. Скажем, Pacemaker... Звучит, как Colt Peacemaker.
Наконец, неоценима заслуга марки Hudson в распространении бескрылых понтонных кузовов. Такой автомобиль поступил в продажу в 1948 году. (Про Hudson Motor Car Co. хочется писать не «пошел в серию», а именно «поступил в продажу»: «Универмаг автомобилей!»).

Меньшая прибыль на единицу продукции — такой смертельный диагноз поставили «малой шестёрке» американских автомобильных компаний в начале 1950-х. И вот, 14 января 1954 года Hudson Motor Car Co. была вынуждена объединиться с производителем автомобилей и холодильников Nash-Kelvinator. До этого периода под маркой Hudson разошлось около 3,7 млн. автомобилей. А 1 мая 1954 года на основе этих компаний в США возникла четвертая автомобильная корпорация — American Motors. У её руля встал мормон Джордж Ромни, апологет компактного автомобиля (Внук этого эффективного управленца, Мит Ромни, несколько лет назад баллотировался на пост президента США.) Ему-то и пришлось взять на себя невесёлую роль — принять решение о полном демонтаже завода Hudson Motor Car Co.
в Детройте. Это происходило постепенно, с 1955 по 1957 год. Наконец, в сентябре 1957 года корпорация AMC объявила о прекращении продаж автомобилей Hudson и Nash — из марок, положивших начало AMC, не выжила ни одна. Последний Hudson покинул сборочную линию завода в Кеноша 25 июня 1957 года.
Говард Коффин на паровике собственной конструкции, построенном им во время учебы в Университете штата Мичиган в 1899 – 1900 году. За основу положен паровой Locomobile. Фото: Bentley Image Archive.
Несмотря на имитацию радиатора, Aerocar в 1906 году выпускался с мотором-«воздушником». Просто стыдно было ездить по Детройту без радиатора!
Рой Дайкмэн Чапин (1880 – 1936 гг.) позирует на Thomas-Detroit во время Чикагского автошоу 1907 года. Фото: Bentley Image Archive.
Глава компании Рой Дайкмэн Чапин самолично тестировал первые машины марки Hudson... Фото: Bentley Image Archive.
… а всё потому, что весь штат Hudson Motor Car Co. в 1909 году составлял… в общем, нетрудно сосчитать, сколько именно работников. Фото: Bentley Image Archive.
Гараж-магазин Hudson в Детройте. На переднем плане Hudson Model 20 – первый хит завода. Фото: Library of Congress.
Первый завод компании на северо-восточном углу улиц Бофэ и Мэк.
Это место в наши дни.
Русская реклама Hudson Motor Car Co. любезно предоставлена Станиславом Кирильцом.
Санитарные авто Hudson 6-10 с кузовами местной мастерской возле здания ИРАО в Санкт-Петербурге, 1915 год. Фото: РГАКФФД
Hudson Super Six – обладатель рекорда движения Американской автомобильной ассоциации: 102 мили/ч, 1819 миль за 24 часа. 1920 год. Фото: Library of Congress.
Реклама, размещенная 22 октября 1921 года в Saturday Evening Post гласила, что Hudson, выступая только в одном из классов подъёма на холм Пайкс Пик, победил, показав лучшее время среди машин всех классов.
Акция Hudson Motor Car Co.
Essex Coach Sedan 1924 года из собрания Музея Форда в Дирборне. В январе 1925 года за такой автомобиль просили $895, т.е., на пятёрку дешевле открытого варианта. А «тудор» Ford T стоил $590. Фото: www.thehenryford.org
Essex 1922 года (экипаж №11 в составе водителя Хорхе Мауреса и штурмана Долорес Костанес) из колонны участников ралли Барселона – Москва 1989 года на подходе к финишу в мотеле «Солнечный» на Варшавском шоссе в Москве. Фото: Денис Орлов
Первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантику, американка Амелия Мэри Эрхарт (1897 – 1937 гг.) получила ко дню рождения 24 июля 1932 года Hudson Terraplane. Фото: Bentley Image Archive.
В сентябре 1931 года стало известно, что главным дизайнером Hudson Motor Car Co. становится Фрэнк Спринг. Решётка радиатора с V-образным рисунком стала его первой инициативой. Официальное рекламное фото Hudson Terraplane, 1934 год. Фото: Bentley Image Archive.
Реклама Hudson в популярном американском иллюстрированном журнале Collier’s за 1934 год: рядовой автомобиль, большая «эмка»… Фото: www.thehenryford.org
…как вдруг: взрыв стиля! Модель 1936 года получает облицовку передка в стиле ар-деко и полуавтоматический вакуумный привод коробки передач с подрулевым переключением. Фото: www.thehenryford.org
Конкуренты заволновались: это реклама того же года с подсчётом внимания, обращенного на те или иные детали мужской и женской частью фокус-группы. Фото: www.thehenryford.org
Облик этой модели был создан первой в Детройте женщиной-дизайнером Бетти Орос (Элизабет Энн Тэтчер Орос), которая была замужем за будущим автором дизайна Ford Mustang. На заводе Hudson госпожа Орос трудилась с 1939 по 1941 год, после чего вынуждена была уйти, поскольку мужу предложили контракт в Cadillac, где очень опасались утечки.
Демонстрационный масштабный макет будущей серийной модели Hudson, 1941 год. В нём Фрэнк Спринг реализовывал концепцию step-down (дословно: «пониженный» или «приземистый»). Президенту компании Эдварду Барриту поначалу не понравилось и про проект забыли на время войны. Фото: www.thehenryford.org
По легенде, окончательный вариант Hudson стиля step-down помог создать британский конструктор Рэйд Рэйлтон, строивший рекордные болиды для Малькольма Кэмпбелла и Джона Кобба. У себя в Великобритании Рэйлтон даже собирал машины Hudsonпод маркой Railton. Стать самым низким американским автомобилем (159- мм – для шестиоконного седана Commodore), Hudson1948 модельного года помогла рама, интегрированная в кузов. Пол проходил ниже кромки лонжеронов. Применили разрезной передний мост, двухзвенный карданный вал с промежуточной опорой и гипоидную главную пару. За первый год продали 143697 машин. Фото: www.thehenryford.org
Последнее «прости» Hudson – модель Hornet V8 Custom four-door Sedan 1957 года.
Джордж Ромни (здесь он вместе с сыном Митом на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1964 года) принёс марку Hudson в жертву своей мечте о субкомпактных моделях. Ставить всякие «пэйсеры» и «гремлины» на конвейер придётся новому руководителю корпорации AMC Рою Дайкмэну Чапину-младшему.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Андрей_Крюковский
24.02.2014 18:10:02
Ну что же ты ни одного Nesh не показал?
Такие были милые уродцы ...без колесных ниш :)))))
04.03.2014 01:28:58
Андрей_Крюковский
05.03.2014 00:24:23
Так ведь все равно не показал.... :(


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное