До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
29.04.2014
Хроника, год 1899. Унавоженный рекорд
Возможно, меня обвинят в излишнем пристрастии к круглым величинам, однако 115 лет назад, 29 апреля 1899 года в истории автомобиля произошло знаковое событие — ему впервые покорился скоростной рубеж в 100 км/ч. Сегодня любой пассажирский автомобиль с легкостью переваливает за «сотню» через более-менее приличное количество секунд, а те времена человечество даже не представляло, что где-то живут звери и птицы, способные в атаке превысить этот показатель! Став, таким образом, укором обществу в недостаточных темпах прогресса, это достижение одновременно покрыло позором сами автомобили. И что в том постыдного? — возникает вопрос. Дело в том, что рекорд был установлен самодвижущимся экипажем, оборудованным не двигателем внутреннего сгорания (какие, собственно, и будут доминировать на дорогах всё последующее столетие), а электромотором! Электромобили, к коим наша лукавая и изолгавшаяся цивилизация периодически обращается в надежде обмануть ход вещей, нанесли первую унизительную пощёчину Voiture Petrole.

Итак, автомобиль, а, точнее, электромобиль, назывался La Jamais-Contente — «Всегда недовольная» или «Неудовлетворимая». Лёгкий эротический подтекст историки совершенно напрасно упускают из внимания, и напрасно — рекордсмен и автор машины Камилл Женаци был человек с юмором. Впрочем, говорят, что название придумала его жена...

Мосье Женаци (бельгиец, не француз) был плоть от плоти века машин, воспетого Жюлем Верном. Он придал «Недовольной» веретенообразную форму, как у мифического «Наутилуса» и дирижаблей Сантос-Дюмона. Женаци был сыном владельца резиновой мануфактуры из Брюсселя. Получил образование электротехника, поэтому возможности фульмановской батареи (коей он решил оснастить свой рекордный электромобиль) были ему прекрасно знакомы. Батарея состояла из 100 свинцово-кислотных аккумуляторов общим напряжением 200В. Батарея весила примерно 650 кг — почти половину от снаряженной массы электромобиля. При этом два мотора Postel-Vinay при силе тока 125 А выдавали суммарную пиковую мощность 67 л.с. Такую мощность не обеспечивал ни один из существовавших в тот момент компактных двигателей внутреннего сгорания, и удельные показатели, несмотря на громоздкость батареи, у «Недовольной» были весьма высоки: 44 л.с./т. Каждый из электродвигателей через цепную передачу вращал своё колесо. Маленькие колёса и кузов из только входившего в широкое распространение алюминия также способствовали снижению веса. Кузов из «партиния» (сплава алюминия, вольфрама и магния) построила для «Недовольной» известная парижская экипажная мастерская J.Rothschild et Fils, а специальные шины диаметром 55 см, рассчитанные на высокие скорости, разработала компания Michelin. Небольшой по меркам тех лет наружный диаметр покрышек — не только желание уменьшить массу, но и необходимость обеспечить сохранность конструктивных параметров шины при работе на высокой скорости. Создавая машину, Камилл Женаци преследовал далеко не один спортивный интерес: ему, владельцу Compagnie Générale des Transports Automobiles, необходимо убедить парижские власти заказать у него большую партию электрических такси.

Местом для установления рекорда выбрали прямую, как стрела, и относительно пустынную дорогу в Ашере, сельском поселении на северо-западе Парижа (округ Ивлин). По этой дороге ездили редко и, значит, рекордсмену никто не мог помешать. Кроме того, здесь была гораздо ниже вероятность прокола шин из-за подковных гвоздей, обычно в изобилии разбросанных по более оживлённым дорогам.

Ашер — примечательное место. Причем не только тем, что там имеется улица Ленина. Сена здесь совершает изгиб в своем беге к Атлантике, образуя обширную пойму. В середине XIX столетия власти Парижа решили использовать здешние сельскохозяйственные земли для утилизации фекалий, кои в огромном количестве вырабатывал реконструированный бароном Османом Париж. Нетрудно представить, чем дышал Камилл Женаци, несясь к своему достижению. Впрочем, это не были поля аэрации в том виде, какие существуют в похожей излучине Москвы-реки на юге-востоке столицы. Идея заключалась в том, чтобы вместо навоза удобрять посевы человеческими испражнениями. Здесь выращивали сахарную свеклу, из которой затем гнали спирт.

А теперь Ашер обретал известность среди французских автомобилистов. 18 декабря 1898 года граф Гастон де Шасслу-Лоба на электромобиле конструкции Шарля Жанто устанавливает здесь первый официально регистрируемый рекорд скорости, 63,15 км/ч. Женаци в тот день не смог участвовать. Но уже 17 января, затем 27-го, и после — 4 марта, Женаци бросает в Ашере вызов французскому графу. О необычном состязании говорит теперь весь Париж. Женаци — 66,64 км/ч, граф — 70,31 км/ч, Женаци — 79,51 км/ч, граф — 93,75 км/ч...

Наконец, 29 апреля. Страсти накалены. Ошибается хронометрист, и результаты первого заезда не засчитывают. Волнуется праздная публика, привлечённая шумихой. Лучше бы совсем без зевак. К чести, это было благородное соперничество, в котором участники переживали и искренне радовались успеху друг друга. Совсем не так, как в известном американском фильме «Большие гонки», где железнодорожный рекордный болид профессора Фэйта очень напоминал «Недовольную» Камилла Женаци. Итак, мосье Женаци установил на мерном километре скорость 105,882 км/ч — выше ещё долго не подняться ни одному электромобилю.
У Жюля Верна в романе «Властелин мира», опубликованном в 1904 году, описан электрический самодвижущийся экипаж: «Аппарат имел форму веретена, причём к носу заострялся сильнее, чем к корме. Корпус его был сделан из алюминия. Он стоял на четырёх колёсах, диаметром в два фута, с толстыми шинами, обеспечивавшими плавность движения на любой скорости». Уж не вдохновлялся ли знаменитый фантаст La Jamais-Contente? Фото: Денис Орлов
Сегодня реликвия хранится в Компьенском замке и крайне редко покидает его. Фото: Денис Орлов
О том, что перед нами подлинник, а не копия, построенная в 1994 году студентами Компьенского технического университета для музея Michelin, напоминает медная плакетка на раме внизу. Фото: Денис Орлов
Как писал журнал «La France Automobile», заезды проходили по «содержащейся в порядке и совершенно прямой дороге через парк в 1000 акров, принадлежащих городу Парижа. Располагается парк в Ашере, у Сены, недалеко от ипподрома Мэзон-Лафит». Запечатлён исторический заезд Женаци 29 апреля 1899 года…
…и исторический декрет, изданный за десять лет до этого об использовании фекалий для удобрения земель «парка Ашер». Архив: www.gallica.bnf.fr
Длина La Jamais-Contente составляла 3,8 м, ширина – 1,56 м, высота 1,4 м, масса – 1450 кг. Тормоза стояли только на задних колёсах.
Триумфальное шествие La Jamais-Contente после установления абсолютного рекорда скорости. За штурвалом – Камилл Женаци, в особом дамском конном седле – мадам Женаци.
После смерти отца в 1904 году Камилл Женаци беред семейную резиновую мануфактуру в свои руки. В частности, он экспериментирует с включением металлокорда в шины грузовиков. Тема гонок проходит сквозной нитью в рекламе его покрышек.
Что ни говори, а мосье Женаци был отчаянный гонщик. В 1903 году на автомобиле Mercedes Simplex 60PS он завоевал престижный кубок Гордона Беннета. Фото: Daimler AG.
Этот автомобиль будет уничтожен во время пожара на заводе Mercedes в 1903 году. Фото: Daimler AG.
Уже на 120-сильном «мерседесе» Женаци стартует в Гран-При Франции в Сартре 26-27 июня 1906 года. Фото: Daimler AG.
А это – на автомобиле Mors перед гонками на приз Автомобильного клуба Франции в Дьеппе в июле 1908 года. Фото: www.gallica.bnf.fr
Камилл Женаци выделялся запоминающейся внешностью. Рыжий, рябой – его прозвали «Красным дьяволом». Здесь он сфотографирован за рулём автомобиля Mercedes во время участия в гонках Автомобильного клуба Франции в Бельгии в 1912 году. Фото: www.gallica.bnf.fr
Яркая внешность Женаци привела к курьёзному случаю: его выбрала своим «лицом» германская электротехническая компания Bosch.
Жизнь Женаци оборвалась на 45-м году. 8 декабря 1913 года он был застрелен на охоте в окрестностях местечка Абе-ла-Нёв в бельгийских Арденнах. Роковой выстрел совершил Альфред Мади, владелец журнала L’Etoile Belge. В сумерках он принял Женаци за самца косули. Разрывная пуля угодила гонщику в бедро. Его спешно погрузили в авто, чтобы доставить в больницу, но спасти не смогли. Так сбылось его ироничное пророчество, что он умрёт в «мерседесе».
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Андрей_Крюковский
30.04.2014 23:08:32
Денис!
Позволь подкинуть в твою историческую нетленку свой пролетарский пятак.
Сплавы алюминия с магнием (магналии) – по ряду физико-химических причин самые предпочтительные в смысле проведения с ними сварных работ. Так было, есть и будет.

В авиации, судостроении, производстве холодильников и т.д.

А вот вольфрам в данном случае не компонент сплава, а материал сварочного электрода. Варить вольфрамовой палочкой удобно – она, в силу своей тугоплавкости, практически не уменьшается в размерах.

Само же слово «партиний» – синоним термина «сплав». Просто сплав… чего-то с чем-то.

А посему «Вечно недовольная» была сварена из Al-Mg сплава дорогим вольфрамовым электродом.

Не дешево, но достойно!
Денис Орлов
01.05.2014 00:41:47
Примерно этого я и ожидал...
Но вот что интересно:
"from The Century Dictionary and Cyclopedia
- n. An alloy consisting of 96 parts of aluminium, 2.4 of antimony, .8 of tungsten, .64 of copper, and .16 of tin: invented by G. H. Partin. It can be either cast or rolled."
Перевожу из энциклопедического справочника The Century Dictionary and Cyclopedia:
"Партиниум ((сиречь партиний!)) является сплавом, состоящим из 96 частей алюминия, 2,4 частей сурьмы, 0,8 части вольфрама, 0,64 части меди и 0,16 части олова, изобретенным Партином. Пригоден как для литья, так и для проката".
И в этом сплаве, как нетрудно убедиться, присутствует вольфрам, хотя совершенно нет магния.

О самом G.H.Partin не знаю ничего, но его имя отыскивается тут: Monographien ueber angewandte Elektrochemie, Verlag W.Knapp 1902 года:
http://books.google.de/books?id=X91PAAAAMAAJ&q=%22G.+H.+Partin%22

Можно отыскать и иную пропорцию:
Сплав, состоящий из 88,5% алюминия, 7,4% меди, 1,7% цинка, 1,1% кремния и 1,3% железа. В авиации этот материал вряд ли сгодится, поскольку недостаточно жёсткий.Информацию об этом сплаве можно подчерпнуть в "Berg- und hüttenmännische Zeitung", выпуск №60, 1901 г. и других справочниках. В иной лигатуре в этом сплаве применены вольфрам и магний. Схожие по назначению сплавы могут называться по-разному, хороший пример - "Дюралюмин" и "Кольчугалюминий".

Теперь о "Магналии". Именно так, с большой буквы и в кавычках, поскольку это название одного из сплавов, торговая марка (подобно тому, как "Аспирин" и "Героин" - ставшие нарицательными торговые марки фармацевтического концерна Bayer).

"- Наука, старик, умеет много гитик".
В.Аксёнов, "Апельсины из Марокко"
Андрей_Крюковский
01.05.2014 02:26:34
С чего это я, собственно, взял, что "Недовольную" сваривали? Вон у нее какие заклёпища! Это меня вольфрам подвел: где вольфрам - там и сварка!
А сплав алюминия с медью - это как раз и есть та самая "дюраль", из которой ерапланы мастрят :)

"Тот, кто признает критику в свой адрес, находится на полпути к успеху."
В.Аксенов. "Тайная страсть".
Денис Орлов
01.05.2014 14:24:34
На полпути - в какую сторону?;)
Андрей_Крюковский
01.05.2014 19:23:15
Да Вы, коллега, видать, ВасильПалыча забывать начинаете.:(
"На полпути к Луне", естественно...
15.05.2014 15:39:50
Кстати, резина Женаци продавалась и в России! В Варшаве было представительство. Если бы ты, Денис, мне заранее сказал, я бы тебе красивую рекламу бы скинул.
Денис Орлов
15.05.2014 19:49:31
Слава,
да разве всё учтёшь? Но вот, между прочим, вопрос, гонялся ли Женаци на шинах Jenatzi, когда выступал в Гран-При на "Мерседесах"?
Павел Лифинцев
13.06.2014 01:27:59
В гран-при на "Мерседесах" - вряд ли. Хотя 100-процентной уверенности у меня нет, но основания так думать имеются.

Начало XX века ознаменовалось настоящими шинными войнами между "Мишлен" и "Континенталь". Ареной битв при этом выступали гоночные трассы. В этом деле были замешаны и политика, и большие деньги, так что интриги плелись ого-го какие!
Шины "Континенталь" до поры до времени имели не самую лучшую репутацию, во всяком случае, по сравнению с продукцией "Мишлен". Иногда гонщики просто открещивались от выступлений на немецких пневматиках! Именно такой демарш случился в 1903 году незадолго до гонки на кубок Гордона-Беннетта. 19 июня Чарли Леман, агент Д.М.Г. в Париже, телеграфировал в Канштатт: "Фоксхолл Кин, Женатци и де Катерс отказываются стартовать на "Континенталь". Они поедут на произведённых в Германии "Мишлен". Вчера проинформировал Еллинека. Сообщите, привязаны ли мы к "Континенталь" и есть ли риск судебного разбирательства? Поскольку автомобили находятся в собственности джентльменов, я не могу принудить их использовать "Конти".

Здесь надо сделать две ремарки. В состязаниях на кубок Гордона-Беннетта каждый автомобиль должен был полностью ("до последнего винтика", то бишь) быть изготовленным в той стране, которую он представляет. Чтобы "Мерседесы" могли стартовать на шинах "Мишлен" с клеймом "Сделано в Германии", французская компания по-быстрому организовала немецкий филиал, хотя делиться с ним передовыми технологиями и оборудованием не спешила... Так что немецкие "Мишлен" были произведены в Германии скорее на бумаге.

И второе. Автомобили, стартовавшие в гонке, не принадлежали Д.М.Г.! Пожар на фабрике в Канштатте в ночь с 9 на 10 июня уничтожил новые 80-сильные гоночные машины, и заводу, чтобы спасти репутацию, пришлось обратиться за помощью к своим частным клиентам, располагавшим прошлогодними 60-сильными авто (у вас, Денис, в подписях к фото напутано, пожар произошёл ДО гонки). Это косвенно и привело к возникновению "шинного кризиса".

Но вернёмся к той телеграмме. Ой, что после этого началось! Вилли Тышбайн, один из больших шишек в "Конти", курировавший присутствие фирмы в гонках, наябедничал в немецкий автоклуб DAC. Тот пригрозил дисквалификацией "Мерседеса". 22 июня директор "Континенталь" Зелигман прибыл в Каннштат для обсуждения накалявшейся с каждым днём ситуации... В конце концов было решено, что Женатци и барон де Катерс всё же поедут на липовом немецком "Мишлен", а Кин - на "Континенталь".

Но судьба распорядилась иначе. 1 июля на тех. комиссии кто-то из проверяющих углядел на ниппелях франко-немецких покрышек микроскопическую надпись Fabrique en France. Чтобы "Мерседесы" были допущены к старту, их пришлось спешно переобуть в "Континенталь". Впрочем, как мы знаем, это не помешало Женатци одержать победу.

Так, а что же с изначальным вопросом? Небольшой шинный заводик Женатци не шёл ни в какое сравнение с монстрами вроде "Мишлен", "Континенталь" и "Данлоп". Поэтому вмешаться в борьбу титанов ему особо не светило.

Правда, точно известно, что однажды Женатци всё же стартовал на одноимённых шинах, выступая за "Мерседес". Было это на его домашней гонке в Арденнах в 1906 году - соревновании значимом, но всё же уровнем ниже Гран-при А.К.Ф. Два других "мерседесовских" гонщика - Марио и Зальцер - использовали "Конти". И что в итоге? Шины "Женатци" показали себя крайне ненадёжными, часто рвались, и наверняка "рыжий дьявол" пожалел о своём решении попиариться перед местной публикой. 10-е место на финише едва ли можно считать выдающимся результатом.
Денис Орлов
16.06.2014 18:12:54
Замечательно! Спасибо за найденную ошибку! Задам вопрос модератору, как лучше поступить - исправить подпись в соответствии с замечанием или оставить, как есть, чтобы сохранить логику обсуждения. С уважением, ДНС.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное