До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
30.06.2014
Закрома неизвестного
У фотика сел аккумулятор!!! Такое всегда происходит в самый неподходящий момент. Заведующий заводским архивом Porsche Дитер Ланденбергер поднял капот черного как смоль «Фольксвагена-жука», и первое, что я увидел — знакомый корпус ТНВД Bosch. «Жук» с дизелем?! «Да, и такой вариант создавался во второй половине 1940-х, но в производство не пошел — слишком дорого», — невозмутимо комментировал господин Ланденбергер. На самом деле, он только делал вид, что мои восторженные охи не производят на него никакого впечатления. А здесь было от чего повздыхать — сколько хватало взгляда гараж был заставлен машинами под одинаковыми белыми брезентами. Под каждым — история, подчас совершенно неизвестная широкому кругу почитателей марки. Эх, если бы не аккумулятор!

Меня настоятельно попросили не снимать помещение снаружи. Лишний ажиотаж ни к чему. При прежнем главе компании к заводской коллекции вообще не подпускали посторонних, но нынешний председатель правления Маттиас Мюллер, напротив, полагает, что пусть ходят, смотрят и рассказывают. К чему держать такие сокровища в тайне, подобно скупому рыцарю? Впрочем, кое-какие из тайн представители завода готовы приоткрыть сами:

http://origin.porsche.com/ukhttp://193116.selcdn.ru/old/art1cles/porsche-museum-secrets-part-1

http://origin.porsche.com/ukhttp://193116.selcdn.ru/old/art1cles/porsche-museum-secrets-part-2

В общей сложности заводская коллекция Porsche содержит 530 машин. Примерно. Два года назад озвучивалась величина 505. Точное число никто не назовет, каталог недоступен. Нет, никакой тайны. Просто коллекция постоянно прирастает новыми образцами — как их подсчитаешь? Впрочем, и секрет тоже. Моё погружение в секреты Porsche герр Ланденбергер начал с заводского архива — он находится в здании заводского музея, тут секрета никакого нет: Stuttgart-Zuffenhauzen, Porscheplatz, 1. Так вот, доставая аккуратные переплёты дел, герр Ланденбергер сообщил, что большинству работ Porsche суждено остаться нераскрытыми — это предусматривается договорами с заказчиками. Спорткары и отличные кроссоверы — только оболочка галактики под названием Porsche. Существует подразделение Porsche Engineering, которое выполняет заказы компаний со всего света. Расположено оно в 30 км от Цуффенхаузена, в Вайсзахе. Перечень компаний-заказчиков точно так же сведен в аккуратный бордовый переплёт — герр Ланденбергер демонстрирует его с нескрываемой гордостью, я бы даже сказал, с кокетством. Успеваю заметить, что столбик BMW занимает в алфавитном списке больше половины машинописной страницы... А Mercedes-Benz — страницы полторы. И вы даже не представляете, сколько японских мотоциклов на самом деле сконструировано Porsche! Обнаруживаются и полнейшие откровения. Например, Volvo-343. Шведы иногда еще раскрывают код проекта — P900. Была такая весьма успешная малолитражка, она появилась в одно время с Volkswagen Golf. Но если насчёт Golf я даже не сомневался (отношения между VW и Porsche родственные), то Volvo... Трактор Massey-Ferguson, двигатель Rolls-Royce, силовой агрегат и трансмиссия ВАЗ-1111 «Ока»... А еще замечательный автомобиль De Lorian — помните, «Назад в будущее»?

Вот такая экскурсия «назад в будущее» ждала и меня.

Часть машин экспонируется в заводском музее. Другие предоставляются различным музеям для временного показа — это так и называется, «передвижной музей». Ну и запасники, куда без них. Вот в них-то меня и пустили. Услышал трогательную историю о том, что Луиза Пьеха попросила не тонировать стекла у ее Porsche 911 Turbo — а тогда модно было затемнять даже верхнюю часть лобового стекла. Ей, как дочери Фердинанда Порше, достался один из первых образцов, 1973 года, еще без надписи Turbo на задке. Луиза Пьех была художницей, и ей хотелось видеть мир во всех красках. Я слушал, и понимал, что это только первые страницы бесконечной заводской летописи. И пока не разрядился аккумулятор в фотоаппарате, постарался наснимать кое-что для репортажа.

Признателен Оксане Хартонюк, Astrid Böttinger, Dieter Landenberger (Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG) за помощь в сборе материала.
Вот так хранилище заводской коллекции выглядит изнутри – это только один из четырёх пролётов, забитых настоящими сокровищами. Фото: Денис Орлов
Начнём, пожалуй, с истоков. Как не вспомнить, что 22 июня 1934 года, то есть 80 лет назад Фердинанд Порше получил заказ от Reichsverband der Automobilindustrie (Министерство автомобильной промышленности Третьего Рейха) на проектирование «народного автомобиля» KdF. В заводских запасниках хранится один из редчайших «жуков», VW Typ 87 со всеми ведущими колёсами, создававшийся в качестве «Kommandeurswagen» для африканского корпуса Роммеля. В процессе разработки автомобилю присвоили индекс Typ 877. Всего с 1942 по 1944 год завод Volkswagenwerk собрал 562 подобных автомобиля. Сейчас они – большущая редкость. Но перед вами – редчайший образец, из тех, что были сделаны еще в Цуффенхаузене. Обращают на себя внимание колёсные диски с окнами. Таких у серийных машин не было. Фото: Денис Орлов
И, чтобы не удаляться от темы, образец кузова амфибии Typ 166, первые 125 штук которых собрали в Цуффенхаузене и только затем передали дело субподрядчику Volkswagenwerk, берлинскому заводу AMBI-Budd. Многие из экспонатов собрания хранятся на многоуровневых стеллажах. Фото: Денис Орлов
В развитие темы – автомобиль поддержки раллийной команды Porsche-Rothmans. Золотые деньки ралли Париж–Дакар, 1984-1986 годов, когда блистали Рене Метж, Жаки Икс, Патрик Занироли, Эндри Коуэн. Тогда в экипажах можно было встретить представителей княжеского дома Монако и французского киноактера Клода Брассье, а среди машин – «Ниву» и UNIMOG. Автомобиль на снимке – Mercedes-Benz G-wagen… с мотором Porsche. Фото: Денис Орлов
Это – не Mercedes-Benz 500E (W124) как можно подумать (эту модель создали с участием Porsche и даже выпускали на заводе Porsche). Нет, это «мул» (носитель агрегатов) для опытного поршевского мотора V8, для несостоявшегося проекта четырехдверного Porsche 989, и в итоге занявшего места под капотом внедорожника Cayenne. Фото: Денис Орлов
А это не «мул», а образец третьей серии ВАЗ-2108, в создании которого Porsche принимала непосредственнейшее участие (Project Gamma). «Лыжа» и бампер еще из стеклопластика. Фото: Денис Орлов
Для тех, кто привык вникать в малейшие детали. Фото: Денис Орлов
Редкий экземпляр Porsche 356/2, еще периода, когда Porsche была австрийской компанией. Один из 22 кабриолетов с кузовом работы венского ателье Keibl, 1949 год. Автомобиль предназначался представителю британской военной миссии в Вене, отсюда и сдержанная окраска и складной верх из кожзаменителя. Фото: Денис Орлов
Однажды инженеры-аэродинамики поставили перед собой задачу максимально сократить лобовое сопротивление Porsche-911, коэффициэнт Cx которого далеко превышал 0,4. Определили планку в 0,3, а получили 0,24! И так во всём: попробовали сделать из заднемоторного 911-й среднемоторное купе (есть и такой вариант), а получили сверхпопулярные Boxster и Cayman. Фото: Денис Орлов
Porsche 984 Junior создавался в 1984 году как молодежный спорткар, который, возможно, смог бы выпускать испанский завод SEAT. Позади сидений расположен оппозитный четырехцилиндровый двигатель. Это купе-кабриолет, его крыша поворачивается вокруг поперечной оси и укладывается над двигателем вверх тормашками. Фото: Денис Орлов
Многие из машин на первый взгляд известны, даже первый прототип Porsche-924 (красный), который первоначально создавался для Audi/Volkswagen. Но вот начнёшь заглядывать «под юбки» автомобилей, и поразишься: машины семейства 924/944 широко использовали в качестве носителей агрегатов самых разных производителей. Поэтому машины вознесены под крышу, а комментариев к ним не дают. Фото: Денис Орлов
Porsche 928 с кузовом из нержавеющей стали. Заманчиво… но дорого. Фото: Денис Орлов
Porsche 928 с открытым кузовом. И не поверишь, что это всего лишь единственный образец, настолько продуманно сделан. Фото: Денис Орлов
Дитер Ланденбергер показывает, как суперкар Porsche-929 превращается в шоу-стоппер международного автосалона IAA 1983 года. Только добавьте колёсные колпаки! Это действительно тот самый экспонат, и тот самый знаменитый суперкар, прославивший завод. Фото: Денис Орлов
Планам по выпуску четырёхдверного автомобиля в формате нынешней Panamera всё время что-то препятствовало – то высокий курс доллара, то топливный кризис, то экономический. Это опытный образец проекта 989 с 3.6-литровым V8 мощностью около 300 л.с. Дизайнер – Харм Лаагэй. Машину разрабатывали между 1990 и 1992 годом. Разразился большой скандал, когда снимки этой машины в июле 1998 года опубликовал британский таблоид Autocar. Фото: Денис Орлов
Еще одна неизвестная страничка истории Porsche Panamera – проект 932. Фото: Артём Гонцов
Дитер Ланденбергер – настоящий энтузиаст своего дела. В его левой руке – подарок Ферри Порше от Ли Якокке на 80-летие. Чисто американский. Хорошо, еще не рыбу подарил! Фото: Денис Орлов
А такие документы хранит заводской архив Porsche
Приглашая русских на тур вальса, Porsche по собственной инициативе провел рестайлинг «Москвич-412»
Вот такое рабочее место водителя «Москвич-412», представляете?
Проект 2508 (сторонним проектам в Porsche присваивают четырёхзначные наименования) – перспективное семейство автомобилей «Москвич». Дизайнерские эскизы рисовал Мартин Смит, до недавнего времени – главный дизайнер Ford Europe, а тогда, в 1973-м, начинающий сотрудник центра стиля Porsche.
В Москве вот-то снесут историческое здание заводоуправления ЗиЛа (музей, говорят, разграблен), а вот в Porsche бережно ухаживают за первым зданием, откуда всё началось в 1932 году. В этом здании есть даже кабинет Вольфганга Порше – нынешнего владельца компании. Автомобиль на переднем плане – не Cayenne, а Macan, пока еще редкость на дорогах. Фото: Денис Орлов
А так выглядело это здание в годы войны. На переднем плане – тягач Skoda RSO разработки бюро Порше.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Guderian
02.07.2014 06:07:24
Денис, спасибо за интересный фотоотчет. Жалко, что мало подробностей...

Хотел уточнить насчет 356/2.

По имеющимся сведениям, венское ателье Keibl произвело только два кузова. Прилагаю перечень.
Денис Орлов
02.07.2014 15:27:09
Два, конечно. Спасибо!
Eiger
03.07.2014 16:41:46
Как говорилось раньше, "присоединяюсь к мнению предыдущего докладчика" (с),

однако:

- под суперкаром "929", видимо, подразумевался 959-й ?

- про Typ 87 до сих пор писалось, что не сохранилось ни одного, а нынешние музейные образцы являются кентаврами из кузова Жука с агрегатами швиммвагена, неужели Порше, являясь обладателем единственного экземпляра, скрывает его у себя в кладовых ?
Guderian
08.07.2014 05:01:14
Касаемо Mercedes G-wagen

На фото 280GE - участник двух Дакаров: в 1985 под номером 402, экипаж Kussmaul/Unger шел в роли технички. Начинка была "родная". Технический сход. Причина мне неизвестна.

Перед Дакаром-1986 был установлен двигатель V8 от модели 928. Модификация двигателя мне неизвестна.

Смысл был в том, чтобы поспевать за быстрыми 959 для оказания своевременной помощи. Видимо, в прошлом году помощь запаздывала...

280GE с двигателем Porsche был заявлен под номером 437. В отличии от прошлого года экипаж состоял из подготовленных механиков - пилот Kiefer, штурман Koerkemeier.




Однако, сход где-то в середине гонки... Причина мне неизвестна
Денис Орлов
12.08.2014 21:16:00
Уважаемый Eiger, разумеется, 959! Спасибо, что поправляете. 87-й - да, и похоже, что компания не особо придавала этому значение. И сейчас-то показывают "из-под полы", и то, благодаря благосклонности нового СЕО г-на Матиаса Мюллера :) Личный фактор играет роль даже в крупной западной компании.
С удовольствием повторю, что если однажды Porsche соберется обнародовать хранящиеся в запасниках и архиве артефакты, это будет бомба.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное