Блокнот
13.11.2013
Хроника, год 1953. Seat: из России, с любовью!
Шестьдесят лет назад, 13 ноября 1953 года с конвейера завода Sociedad Española de Automóviles de Turismo, S.A. (SEAT) в барселонском порту сошел первый легковой автомобиль – Seat-1400. Автомобиль представлял собой копию Fiat-1400.



Когда знакомишься с историей Seat, невольно возникают российские аллюзии. Завод был построен при технической поддержке Fiat – как и наш Волжский автозавод. Выбор партнера не был случаен, Италией и Испанией давние связи. А в начале 1940-х, когда все начиналось… У итальянцев диктатор Муссолини и институт поддержки промышленности INI, у испанцев диктатор Франко и свой Instituto Nacional de Industria, вложивший в будущий проект порядка 600 миллионов песет (около 3,6 млн. евро). Свое нынешнее название компания получила 9 мая 1950 года, а свой первый автомобиль выпустила 60 лет назад, 13 ноября 1953 года.

Нашу страну тоже многое связывает с Испанией, и совсем давнее, и не очень. Дон Кихот и испанские дети, улица коммуниста Гримау в Москве и улица скульптора Бетанкура в Нижнем Новгороде, конструкторы-испанцы на ГАЗе и ЗиСе, портрет посла Петра Потемкина в галерее «Прада» и гитара Пако де Лючиа в ушах.

Seat начал лицензионный выпуск Fiat-124 двумя годами позже ВАЗа. Можно сколько угодно рассуждать о преимуществах советского строя, но испанцы, поставленные в условия жесткой конкуренции (в стране также действовали сборочные филиалы Citroёn, Chrysler, Renault), покорили местный рынок фейерверком моделей. Да, они не надували щек о осознания, что создали собственную конструкторскую школу – когда дошло до серьезных обновлений, и ВАЗ, и Seat пошли на поклон к тем, кто действительно умеет проектировать автомобили – в германскую инжиниринговую фирму Porsche. Мы пошли, потому что не договорились или уже не пожелали договариваться с Fiat, и они – тоже. Случилось это примерно в одно время, поскольку Seat Ibiza (designed by Porsche) появился сразу вслед за ВАЗ-2108 (без каких либо упоминаний о Porsche, у советских – собственная гордость). И, право, есть в этих двух прекрасных машинах что-то общее (см. снимки).

Но и до этого на европейском рынке Seat и Lada пришлось побороться за покупателя с небольшими доходами. И старомодный Seat-600 в начале 1970-х становится самым продаваемым легковым автомобилем прямо под боком у СССР – в Финляндии!

О чем же еще хотелось сказать по случаю торжества? SEAT стал одной из примет el milagro español, испанского экономического чуда. Компания всегда проводила гибкую производственную и рыночную политику. Это позволило ей своевременно уловить тенденцию укрупнения мировых автомобильных концернов. В 1990 году компания SEAT вошла в состав Volkswagen. Для понимания необходимости такого шага «АвтоВАЗу» потребовалось еще целых два десятилетия.
Seat-1400 – первая модель из Барселоны, 1953 год. На следующий год завод изготовил три тысячи таких машин, а спустя три года начал производство малолитражного Seat-600, копии Fiat-600.
Seat-800 – первая модель завода, отличная от фиатовской, 1963 год. Удлинена колесная база, добавлена вторая пара дверей.
Производственная программа SEAT позволила компании в 1968 году выпустить миллионный автомобиль.
1966 год. «Странный диктатор» Франциско Франко посещает завод SEAT, расположенный в свободной экономической зоне порта Барселоны. Выбор места для завода способствовал экономическому успеху дела, а заодно служил жестом примирения Мадрида с Каталонией. Автомобиль – испанская версия минивэна Fiat Multipla, переделанная в открытую.
Урсула Андерс и Seat-133. Эта модель выпускалась с 1974 по 1981 год, когда SEAT занимала восьмое место среди европейских автомобильных компаний.
Seat Ibiza представлен летом 1984 года.
Удивительно похожи между собой ВАЗ-2108 и Seat Ibiza. И не спрашивайте, почему!
Идея поддерживать олимпийские игры возникла у Seat еще в 1992 году.
В 1990 компания SEAT окончательно вошла в состав концерна Volkswagen. А закладывалась основа отношений еще в 1980-е: 16 июня 1983 года Хуан-Мигель Антоньянцас (SEAT) и Карл Хан (VW) подписывают историческое соглашение о промышленном и коммерческом сотрудничестве с Volkswagen.
Итальянский пилот Габриэле Тарквини на Seat Leon TDi в 2009 году завоевал титул чемпиона в серии WTCC.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

S_Iones
20.11.2013 01:52:12
Хоть убейте - не нахожу особо много общего у Ибицы с ВАЗ-2108! Восьмерка и длиннее намного и силуэт динамичнее. Про торцевую дверь вообще молчу.
Скорее ВАЗ-2108 чем-то напоминает второй Сирокко (не поленился глянуть - Typ 53B). Но и тут иные пропорции, перед и зад.
Разве что одинаково работают ручки дверей с курком. Но такие были еще у Жука и Порше-924. Да и ВАЗ официально купил на них лицензию у Фольксвагена.
S_Iones
20.11.2013 02:13:18
А первый СЕАТ-1400 запомнился, как игровой автомобиль в испанском фильме Смерть велосипедиста. Там собственно сюжет строится вокруг того, как героиня и ее любовник (оба из эксплуататорских классов) на таком СЕАТе сбили на пустой дороге работягу на велосипеде и скрылись с места ДТП, не оказав помощи. И полиция на голубом глазу считает, что потерпевшешго "задавил грузовик".

Но ВОТ ТАКУЮ машину я осматривал подробно и щупал своими руками лет десять назад. Только ВОТ ТО был не СЕАТ, а итальянский ФИАТ точно в таком кузове. Он всплыл в моем родном городе, там его купили владельцы армян-сервиса, разобрали под реставрацию, но не сумев найти запчасти для ремонта двигателя, бросили. Он всплыл через несколько лет у нового хозяина, километров на 5 дальше от Москвы по той же дороге, я снова смотрел его, уже в виде хосписа, превращеного в курятник. А ВОТ цена стала очень скромной для олдтаймера в РФ. Тогда искомая сумма просто лежала у меня в кармане, но я чувствовал, что оживление ВОТ ЭТОГО уже не потяну.
Денис Орлов
21.11.2013 20:19:19
Сергей, конечно Ibiza и ВАЗ-2108 - машины соседних классов, однако в пластическом решении боковины у них явно проглядывается родство. Хотя, конечно, согласен, "восьмерка" имеет более характерный, "заостренный" силуэт, и центральная стойка у нее акцентирована сильнее. Второй Scirocco все же машина совсем другого назначения, спортивно-прогулочное купе. Я бы не стал с ней сравнивать. А по поводу лицензии на ручку - можно лицензию в студию?
S_Iones
26.11.2013 01:40:44
А по поводу лицензии на ручку - можно лицензию в студию?

ВОТ ЭТО правильно! Взрослая постановка вопроса! К стыду признаюсь - самого документа НЕ ВИДЕЛ, и в студию не представлю. Но "за базар отвечу".

Инфу про лицензию вычитал в Авторевю в 90-х. Помню - был материал тест Фольксвагена с аналогичной конструкцией ручек. Там подчеркивалось, что принцип работы ручки с курком знаком нам всем по 08/09 и что ручки вазовцы приобрели у концерна Фольксваген официальным путем. Если не по лицензии, то как еще?

Без сомнения, Денис, ты можешь знать тонкости ВОТ ЭТОЙ истории лучше. Что, не было лицензии? Тогда что и как? В пиратское копирование верится слабо: в 80-х за ВОТ ТАКОЕ можно было заведомо лишиться права продавать модель вне СССР и соцстран, а ведь новые машины конструировали, строя большие планы на экспорт.
Денис Орлов
30.11.2013 14:53:08
Сергей, насчёт Volkswagen-АвтоВАЗ мне ничего не известно. А вот по поводу отношений между вазовцами и Porsche, напротив, известно многое, и даже документы есть. Ручка предназначалась купе Porsche-924, который изначально задумывался как спортивная модель VW. Не срослось, и Porsche начал выпуск своими силами, под своей маркой, с привлечением Audi и других партнеров. А затем эту ручку, как рассказывал дизайнер Анатолий Фёдорович Лапин, предложил вазовцам чуть ли не он сам, когда проект ВАЗ-2108/09 доводили до ума в инжиниринговом центре Porsche. Вкратце, так. Об этих отношениях уже немало написано. Допускаю, что Лапин мог и прихвастнуть. Как говорилось о одном фильме сталинской поры: "Красиво не соврать - истории не рассказать". ;) И еще деталь: мотор у Porsche-924 практически фольксвагеновский, и прочее "железо".


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное