Блокнот
22.11.2013
Хроника, год 1963. Кеннеди. Убийство. Автомобиль.
Сколько версий выдвигалось по поводу убийства 22 ноября 1963 года американского президента Джона Кеннеди в городе Даллас! И что убийца Ли Харви Освальд проходил стрелковую подготовку в КГБ, и что на самом деле стреляло несколько человек, и что «заказали» президента владельцы игорных домов Лас-Вегаса – дескать, Кеннеди намеревался ввести в городе налог на электроэнергию (свет в Вегасе не гас никогда). Бесспорно одно: Кеннеди был слишком хорошим президентом для США. И его убили.
В 12:30 раздастся первый из выстрелов. Через пять секунд – второй. Обезумевшая супруга президента Жаклин кинется собирать мозги своего мужа, разлетевшиеся по крышке багажника. Автомобиль все еще движется медленно, со скоростью 18 км/ч, и специальный агент Клинтон Хилл в этот момент успевает схватиться за кожух запасного колеса и поручень, и запрыгнуть на бампер, чтобы закрыть собой президента, его супругу и раненого губернатора Джона Конналли с супругой. Водитель, специальный агент Уильям Грир, резко прибавляет газу, выводя машину из-под огня...
Кеннеди был самым молодым президентом в истории США, президентом поколения «бэбибумеров», и его автомобиль должен был символизировать дух перемен в обществе. Именно поэтому был выбран модернистский Lincoln (дизайнер Элвуд Энжел), а не Cadillac. И покрасили автомобиль не в черный, а в темно-синий цвет.
По отношению к автомобилю Кеннеди устоявшееся словосочетание «президентский лимузин» применимо лишь с оговорками. Оригинальный кабриолет Lincoln Continental модели 74А сошел с конвейера завода в Уиксхоме, штат Мичиган, в январе 1961-го, после чего отправился в Цинциннати, штат Огайо, в мастерскую Hess&Eisenhardt, где его превратили в идеальную мишень для стрельбы по президентам. Проекту был присвоен код X-100. Колесную базу удлинили на 838 мм (до 3962 мм). Подобрали карданный вал соответствующей длины и вварили в кузов дополнительные усилители. Президентское отделение отгородили подъемной стеклянной перегородкой. Сконструировали специальные сменные панели крыши – двухсекционную алюминиевую, трехсекционную прозрачную из плексигласа (так называемый bubble-top) и матерчатый тент. Встроили шесть откидных подножек для охранников: две в заднем бампере, и по две в каждом пороге кузова. На приборной панели после этого появилась дополнительная контрольная лампа, сигнализирующая об откинутых подножках. К крышке багажника привинтили поручни, чтобы охранники могли держаться. Кстати, впервые внедрили электропривод багажника. В президентском отделении установили особое сиденье, способное подниматься на 27 см, превращаясь в подобие трона, чтобы со всех сторон подданные великой американской империи могли лицезреть своего избранника. Снизу обеспечивалась рассеянная подсветка президентского места. Если бы президент пожелал приветствовать толпу стоя, ему было бы удобно держаться за поручень, роль которого выполняла дуга-усилитель, закрепляемая позади водительского места. Пол в задней части салона устлали шерстяным ковром голубого цвета, а на дверях с внутренней стороны появились огромные карманы из темно-синего шелка с вышитыми на них вручную гербами США, с плисовой подкладкой. В салон встроили мощное отопление и кондиционер с дублирующим пультом управления – X-100 стал первым президентским автомобилем с полноценной системой кондиционирования (из-за этого запаску пришлось вынести наружу, что увеличило длину машины еще на 200 мм). Несмотря на то, что двигатель остался серийным (7-литровый V8 семейства MEL мощностью 315 л.с.), немало изменений было внесено в шасси. Установлены тормоза с оребренными алюминиевыми корпусами, усилены полуоси и подшипники полуосей. Обули Lincoln в пулестойкие шины Firestone размера 8.90х15”, поскольку со стандартных 2366 кг машина потяжелела до 3538 кг. Несмотря на то, что чаще всего её использовали без верха, машина была бронирована листами толщиной 1,8 мм. Разумеется, автомобиль получил обязательные для своего назначения спецсигналы, спецсвязь, огнетушитель, аптечку (необязательные в ту пору вещи в автомобиле) и раскладные кресла-страпонтены для референтов. Базовая модель у Ford Motor Company стоила $7347, переделка обошлась в сумму около $200 000. Самое любопытное, Белый дом не купил её у изготовителей, а всего лишь… арендовал у Ford Motor Company за $500 долларов в год.
Службе безопасности машину сдали в начале июня 1961-го. Ей присвоили код SS-1 (Secret Service-First). Для представительских целей президент Кеннеди пользовался этим автомобилем, а также кабриолетом Lincoln Continental с обычной колесной базой.
После покушения автомобиль некоторое время удерживался в качестве вещественной улики, после чего был возвращен в гараж Белого Дома. Его требовалось срочно переделать с учетом возможных угроз. Проект назвали D-2 или Quick Fix, «Быстрая починка». Немедля созвали комиссию из шести представителей секретной службы, Ford Motor Co., Hess&Eisenhardt , армейского исследовательского центра материалов, Watertown Arsenal N.Y., а также компании Pittsburg Plate & Glass (PPG). Из-за спешки, в какой все происходило, комиссию называли не Quick Fix, а Quick Six.
Проект включал в себя установку жесткого пуленепробиваемого прозрачного верха, переделку бронирования президентского отделения, установку дополнительного кондиционера, усиление шасси и кузова, увеличение мощности двигателя и, в первую очередь, устранение следов обстрела. Не хотелось, чтобы новый президент Линдон Джонсон случайно выковырял из складок сиденья остатки мозга своего предшественника. Машине изменили облицовку передка (базовый Lincoln Continental к тому времени претерпел рестайлинг) и перекрасили, цитирую по изданному Уиллардом Хессом 1 мая 1964 года релизу: «В царственный президентский синий металлик с серебристыми металлическими включениями, которые переливаются под яркими огнями и солнечными лучами».
Масса автомобиля возросла до 4310 кг, что компенсировало усиленное шасси, новые пулестойкие шины (на полигоне Ford они выдерживали скорость до 120 км/ч) и увеличенная на 50 л.с. мощность двигателя. Доработка потребовала затрат – один только плексигласовый пулестойкий фонарь обошелся в $125 000. Кто за все опять платил? Вероятно, Ford Motor Company, однако документы, подтверждавшие бы сей факт «коррупции по-американски», мне пока не попадались.
В 12:30 раздастся первый из выстрелов. Через пять секунд – второй. Обезумевшая супруга президента Жаклин кинется собирать мозги своего мужа, разлетевшиеся по крышке багажника. Автомобиль все еще движется медленно, со скоростью 18 км/ч, и специальный агент Клинтон Хилл в этот момент успевает схватиться за кожух запасного колеса и поручень, и запрыгнуть на бампер, чтобы закрыть собой президента, его супругу и раненого губернатора Джона Конналли с супругой. Водитель, специальный агент Уильям Грир, резко прибавляет газу, выводя машину из-под огня...
Кеннеди был самым молодым президентом в истории США, президентом поколения «бэбибумеров», и его автомобиль должен был символизировать дух перемен в обществе. Именно поэтому был выбран модернистский Lincoln (дизайнер Элвуд Энжел), а не Cadillac. И покрасили автомобиль не в черный, а в темно-синий цвет.
По отношению к автомобилю Кеннеди устоявшееся словосочетание «президентский лимузин» применимо лишь с оговорками. Оригинальный кабриолет Lincoln Continental модели 74А сошел с конвейера завода в Уиксхоме, штат Мичиган, в январе 1961-го, после чего отправился в Цинциннати, штат Огайо, в мастерскую Hess&Eisenhardt, где его превратили в идеальную мишень для стрельбы по президентам. Проекту был присвоен код X-100. Колесную базу удлинили на 838 мм (до 3962 мм). Подобрали карданный вал соответствующей длины и вварили в кузов дополнительные усилители. Президентское отделение отгородили подъемной стеклянной перегородкой. Сконструировали специальные сменные панели крыши – двухсекционную алюминиевую, трехсекционную прозрачную из плексигласа (так называемый bubble-top) и матерчатый тент. Встроили шесть откидных подножек для охранников: две в заднем бампере, и по две в каждом пороге кузова. На приборной панели после этого появилась дополнительная контрольная лампа, сигнализирующая об откинутых подножках. К крышке багажника привинтили поручни, чтобы охранники могли держаться. Кстати, впервые внедрили электропривод багажника. В президентском отделении установили особое сиденье, способное подниматься на 27 см, превращаясь в подобие трона, чтобы со всех сторон подданные великой американской империи могли лицезреть своего избранника. Снизу обеспечивалась рассеянная подсветка президентского места. Если бы президент пожелал приветствовать толпу стоя, ему было бы удобно держаться за поручень, роль которого выполняла дуга-усилитель, закрепляемая позади водительского места. Пол в задней части салона устлали шерстяным ковром голубого цвета, а на дверях с внутренней стороны появились огромные карманы из темно-синего шелка с вышитыми на них вручную гербами США, с плисовой подкладкой. В салон встроили мощное отопление и кондиционер с дублирующим пультом управления – X-100 стал первым президентским автомобилем с полноценной системой кондиционирования (из-за этого запаску пришлось вынести наружу, что увеличило длину машины еще на 200 мм). Несмотря на то, что двигатель остался серийным (7-литровый V8 семейства MEL мощностью 315 л.с.), немало изменений было внесено в шасси. Установлены тормоза с оребренными алюминиевыми корпусами, усилены полуоси и подшипники полуосей. Обули Lincoln в пулестойкие шины Firestone размера 8.90х15”, поскольку со стандартных 2366 кг машина потяжелела до 3538 кг. Несмотря на то, что чаще всего её использовали без верха, машина была бронирована листами толщиной 1,8 мм. Разумеется, автомобиль получил обязательные для своего назначения спецсигналы, спецсвязь, огнетушитель, аптечку (необязательные в ту пору вещи в автомобиле) и раскладные кресла-страпонтены для референтов. Базовая модель у Ford Motor Company стоила $7347, переделка обошлась в сумму около $200 000. Самое любопытное, Белый дом не купил её у изготовителей, а всего лишь… арендовал у Ford Motor Company за $500 долларов в год.
Службе безопасности машину сдали в начале июня 1961-го. Ей присвоили код SS-1 (Secret Service-First). Для представительских целей президент Кеннеди пользовался этим автомобилем, а также кабриолетом Lincoln Continental с обычной колесной базой.
После покушения автомобиль некоторое время удерживался в качестве вещественной улики, после чего был возвращен в гараж Белого Дома. Его требовалось срочно переделать с учетом возможных угроз. Проект назвали D-2 или Quick Fix, «Быстрая починка». Немедля созвали комиссию из шести представителей секретной службы, Ford Motor Co., Hess&Eisenhardt , армейского исследовательского центра материалов, Watertown Arsenal N.Y., а также компании Pittsburg Plate & Glass (PPG). Из-за спешки, в какой все происходило, комиссию называли не Quick Fix, а Quick Six.
Проект включал в себя установку жесткого пуленепробиваемого прозрачного верха, переделку бронирования президентского отделения, установку дополнительного кондиционера, усиление шасси и кузова, увеличение мощности двигателя и, в первую очередь, устранение следов обстрела. Не хотелось, чтобы новый президент Линдон Джонсон случайно выковырял из складок сиденья остатки мозга своего предшественника. Машине изменили облицовку передка (базовый Lincoln Continental к тому времени претерпел рестайлинг) и перекрасили, цитирую по изданному Уиллардом Хессом 1 мая 1964 года релизу: «В царственный президентский синий металлик с серебристыми металлическими включениями, которые переливаются под яркими огнями и солнечными лучами».
Масса автомобиля возросла до 4310 кг, что компенсировало усиленное шасси, новые пулестойкие шины (на полигоне Ford они выдерживали скорость до 120 км/ч) и увеличенная на 50 л.с. мощность двигателя. Доработка потребовала затрат – один только плексигласовый пулестойкий фонарь обошелся в $125 000. Кто за все опять платил? Вероятно, Ford Motor Company, однако документы, подтверждавшие бы сей факт «коррупции по-американски», мне пока не попадались.
Обложка журнала Life, посвященного инаугурации президента Джона Кеннеди, к которой уже был готов его новый Lincoln. 35-й президент не боялся простудиться и умереть во время инаугурационных торжеств, как 9-й президент США Уильям Гаррисон, однако был застрелен как 16-й президент США Авраам Линкольн, имя которого носил его автомобиль.
Комиссия, расследовавшая убийство, точно рассчитала скорость движения президентского автомобиля. Для этого использовали съемки кинохроникёра Абрама Запрудера. Зная скорость киносъемки (18,3 м/с), подсчитав число кадров отснятого плана (152) и замерив дистанцию, пройденную за это время автомобилем (41,4 м), установили, что он двигался со скоростью 18 км/ч.
Возможно, в последний момент разрушенный мозг Кеннеди уловил вопль жены Жаклин: «Джон, я люблю тебя!»
От этого обрывка телетайпа, сохраненного в собрании Генри Форда, веет драматизмом события: «Даллас. Сообщение «Ассошиэйтед Пресс». Президент Кеннеди убит сегодня…»
Даллас, 22 ноября. За несколько минут до трагедии. Все еще улыбаются, даже водитель президентского лимузина секретный агент Грир. А у президент не закрыта до конца дверь, о чем должна была сообщать водителю специальная контрольная лампа. Возможно, именно эта деталь (упущенная, кстати, из виду комиссией по расследованию убийства) и является ключом к тайне этого преступления? Фото: Wikipedia
Реконструкция поражения головы президента Джона Кеннеди.
Перед выставочным центром, где проводился старейший в Европе автосалон, в день убийства президента Кеннеди.
А так все хорошо начиналось! Передача автомобиля заказчику на заднем дворе Белого дома 15 июня 1961 года. Фото: The Henry Ford collection.
Демонстрируют, как работает чудо-сиденье. Фото: The Henry Ford collection.
Роскошь убранства президентского автомобиля. Фото: The Henry Ford collection.
Секретной службе на всякий случай приходилось возить панели крыши с собой. Поговаривали, что прозрачную крышу президент не любил из-за плохой работы кондиционера. Фото: The Henry Ford collection.
На большинстве фотографий президент Кеннеди запечатлен в открытой машине. Впрочем, иногда верх все же устанавливали, как по случаю приезда в декабре 1961 года президента Венесуэлы Ромуло Бетанкура. Фото: Cesil Stoughton, официальный фотограф Белого Дома.
Заседание комиссии Quick Fix, 30 декабря 1963 года. Фото: The Henry Ford collection.
Реклама обновленной модели Lincoln Continental.
Президентский автомобиль SS-1 после «Быстрой починки» прослужил до 1977 года и сегодня хранится в Музее Форда в Дирборне, штат Мичиган. Фото: The Henry Ford collection.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.
популярное
Комментарии
Да и в театр уже без толпы охраны не пойдут;)
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.