Блокнот
29.11.2013
Хроника, год 1948. Волшебник из страны Оз.
Для начала попытайтесь определить по картинке, автомобиль какой марки изображен.
Клиновидный силуэт, откидной фонарь вместо дверей – таким виделся спортивный автомобиль будущего в далеком 1969 году.
Не получилось? И не у вас одних. Порой вообще кажется, что автомобильная тема бесконечна, как Вселенная. А автомобиль-то красивый! – см. второй снимок.

Автором этого автомобиля является дизайнер Дон ДаХауш (Don DaHaush).
Ну а третий внесет, наконец, полную ясность в атрибутирование. Это австралийский концепт-кар Holden Hurricane.
Holden Hurricane оснащался 4,2-литровым V8 мощностью 260 л.с. в центральной части кузова. Обзор назад обеспечивала телевизионная камера. Автомобиль располагал даже подобием навигационной системы, принимавшей электромагнитные сигналы от датчиков, вмонтированных в полотно «умного» шоссе.
И не подумаешь, что где-то на краю Земли когда-то рождались столь изящные формы в оранжевой мантии с черным подбоем. Между прочим, на год раньше иконического Bertone Lancia Stratos Zero, которому поклоняется вся автомобильная Европа. А не единичный случай, право. А что нам вообще известно об Австралии, кроме кенгуру, «Крокодила Данди» и того, что там сегодня живет прославленнный боксер Костя Цзю? Знаем ли мы, что свою страну австралийцы называют Оз, а сами себя – оззи?

Так и Holden мы чаще всего представляем как Opel с мотором от Chevrolet. Однако, можно убедиться, это верно только отчасти. Именно в Австралии рождён уникальный грузо-пассажирский гибрид с избыточно мощным мотором, Ute. Потому что требовалось покрывать расстояния, проделывать это в кондиционированной кабине и при этом перевозить с собой какой-то скарб. Словом, горазды ози коверкать слова, да новые придумывать. Ute – это производная от английского utility, «хозяйственный». И, между прочим, то, что у нас зовется пикапом, у них величают «coupé utility». Потому что незачем было переться через океан, чтобы затем разъезжать по бушу на примитивном пикапе. Другое дело – купе!

Вот-вот, и я о том, что юбилей – хороший повод узнать побольше о марке, о существовании которой если и слышал прежде, то мимолетом. В составе корпорации General Motors имеются две такие «малоизвестные» марки, британская Vauxhall и австралийская Holden. У них немало похожего, несмотря на разделяющие их расстояния. Из всей корпорации только у них в геральдике присутствуют животные. И мифический грифон Vauxhall, и имперский лев Holden, попирающий лапой земной шар – отголоски былых амбиций «Владычицы морей», которая давно уже превратилась в прибежище одиозных российских олигархов и бедняков из вчерашних колоний. Однако, если Великобритания практически похоронила некогда могучую автомобильную промышленность, низведя ее до сборочных заводов транснациональных корпораций, то Австралии хоронить было нечего, а, напротив, требовалось только рождать и развивать.

65 лет назад, 29 ноября 1948 года с конвейера завода в Аделаиде сошел первый легковой автомобиль самостоятельной конструкции, Holden FX проекта 48-215. При этом сама компания известна с 1856 года как шорная мастерская J.A. Holden & Co. Ее основал Джеймс Александер Холден. В 1852 году он перебрался в Аделаиду из из города Уолсолл в Мидлэнсе. История умалчивает, сделал он это по доброй воле или же его выслали, как поступали власти Великобритании с преступниками. Так или иначе, бизнес Холдена на новом месте процветал. В 1885 году у него появился партнер из немцев, Генри Фредерик Фрост, и компанию стали именовать Holden & Frost Ltd. У внука Холдена Эдварда возник интерес к автомобилям, и в начале ХХ века он освоил их ремонт и даже постройку кузовов собственной конструкции. К 1919 году Holden’s Motor Body Builders Ltd открыла цех на улице Короля Уильяма в Аделаиде и спустя несколько лет строила по 12 000 специализированных кузовов в год. Покажется, что для такой малонаселенной страны, как Австралия, это очень много. Однако тут все же следует учесть, что из Европы на далекий континент автомобилей почти не везли, да и из США везли неохотно. Где-то на просторах аутбека под Аделаидой затерялся Oldsmobile Curved Dash, по наивности доставленный сюда в 1902 году заезжим коммивояжером Дэвидом Розварном. И ни в одной компании мира понятия не имели, какой именно автомобиль востребован в непростых условиях Австралии. Словом, Эдвард Уиуэлл Холден оказался именно тем человеком, кого следовало брать в партнеры для экспансии местного рынка, и сначала в партнеры напросилась Ford Motor Co., а затем General Motors Corporation. Холден стремительно расширяет дело. В 1926 году GM строит целую сеть автосборочных предприятий на побережье – в Аделаиде, Брисбене, Мельбурне, Перте и Сиднее. Эти заводы использовали импортируемые шасси и кузова Holden’s Motor Body Builders. Объем поставок достигал 34 000 кузовов в год. Затем началась великая депрессия и в 1931 году GM приобрела бизнес Holden. С того момента это General Motors-Holden’s Ltd. В годы Второй мировой войны компания богатеет на военных заказах. После войны возобновляется выпуск кузовов для легковых автомобилей всех марок корпорации, включая английский Vauxhall, но исключая американский Cadillac.

Однако амбиции Лоуренса Хартнета – управляющего компанией – простирались много дальше. За плечами у этого англичанина была довольно успешная карьера торговца автомобилями Buick в странах Юго-Восточной Азии. На него обратили внимание, и едва сформировалась General Motors-Holden’s Ltd, посчитали уместным назначить на пост управляющего. Эдвард Холден, а точнее, сэр Эдвард Холден (в 1946 году он был посвящен в рыцари), поддержал инициативу своего управляющего, и даже взялся подобрать торговую марку для будущего автомобиля. В числе вариантов рассматривались «Канбра» и «Мельба» (так между собой местные называли города Канберра и Мельбурн), GeM (акроним от General Motors) и даже такое колоритное как «Бумеранг». Но, вполне понятно, в конечном счете остановились на Holden. Известен даже день, когда это случилось, 1 сентября 1948 года.

Разработали автомобиль в Детройте – американские и австралийские инженеры работали вместе. Между прочим, довольно непросто было подвигнуть вышестоящее начальство на такой шаг. Если бы General Motors-Holden’s Ltd. не располагала на заводе Fishermen Bend в Мельбурне свободными штамповочными мощностями, никакого собственного авто австралийцам еще долго не видать. Первый прототип построили и испытали в 1946 году там же, в Детройте. На следующий год три прототипа (по другим данным – пять) доставили на континент, где по ночам, тайком, гоняли по местным дорогам и в хвост, и в гриву – у мистера Хартнета не было права на ошибку. Удивительно, что после всего этого первый прототип уцелел и ныне выставляется в Национальном музее Австралии. Причем попал он туда далеко не самым благородным путем. Сначала двое энтузиастов марки его отыскали и в течение года поднимали из руин (благо, в Австралии довольно сухой климат, и ржавчины было немного). Затем машину у энтузиастов выкупил коллекционер, и уже он в 2004 году загнал раритет музею по вполне приличной цене. Занятный видеосюжет об этой модели можно посмотреть здесь.

(Например, любопытен момент, что, оказывается, американцы красили днище прототипов в белый цвет, чтобы заметнее были места, где от нагрузок возникали трещины в металле.)

Ну и, кроме того этот видеосюжет.

Серийный автомобиль получил обозначение Holden 48-215 (внутризаводское обозначение типа – FX). Австралийцы настолько были воодушевлены событием, что около 18 тысяч человек поспешили внести аванс, ничего толком еще не зная о машине. И некоторым из них пришлось довольно долго ждать поставки. Отголоски столь трепетного отношения можно почувствовать и сегодня, посмотрев, как уцелевший прототип в музее обхаживают, словно национальную реликвию. Впрочем, можно понять музейных работников. В октябре 2013 года прототип №4 был оценен на аукционе в Мельбурне в… миллион австралийских долларов. Притом, что по сути перед нами довольно заурядный седан на основе Chevrolet Fleetmaster с рядным шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 132,5 «кубодюйма» (2171 куб.см.) и мощностью 60 л.с. и трехступенчатой коробкой передач.

За прототипами, как водится, последовала установочная партия (десять машин), с неустановленной на сегодня ценой, поскольку судьбу этих машин также не удалось установить.

Весь процесс подготовки производства тщательно отмечался и обставлялся церемониями. Австралийцы радовались, как дети. Запуск первого двигателя (25 сентября) – событие! 30 сентября – сборка первого пилотного образца – событие! В воскресенье 21 ноября 1948 года на предприятии Fishermen Bend устроили день открытых дверей для сотрудников и членов их семей. И хотя широкая публика не приглашалась, в этот день завод посетило 12 тысяч человек (не скажешь, что половина Мельбурна, к тому времени – города-миллионника, и все же). Торжества продолжились в пятницу 26-го званым ужином в отеле Oriental, на котором новинку представили дилерам.

К этому времени 68 автомобилей были разосланы по главным городам континента. В компании позаботились, чтобы всем дилерам непременно достались образцы каждого из цветов, бежевого, синего и серого.
Наконец, в понедельник 29 ноября в 2:30 по среднеавстралийскому времени в присутствии премьер-министра федерации Бена Чифли и четырёхсот гостей в актовом зале завода под вальс Брамса с бежевого Holden 48-215 упало серебристое покрывало…

Что происходило дальше? В 1958 году автомобили марки Holden занимали 40% рынка, жестко соперничая разве что с местным Ford. В 1962 году был продан миллионный Holden. Спустя шесть лет – уже двухмиллионный. В 1965 году компания создала свой центр разработок – его возглавил американец Уильям Штейнхаген. В наши дни Holden, несмотря на суровую корпоративную дисциплину по части сквозной унификации продукции, все же старается как-то выделиться на фоне американских, европейских и прочих других отделений General Motors. Эта компания со своим лицом – открытым, обветренным, чуточку простоватым, словом – австралийским. А насчет края Земли... Это с какого края посмотреть. Им, со своего края, наши края еще каким краем кажутся!

Автомобили General Motors (Chevrolet, Buick и Vauxhall 1932-33 модельного года) с кузовами Holden. Кузовы этих автомобилей помечали табличками Holden custom built.
Кузовное конструкторское бюро Holden’s Motor Body Builders. Кузовы Holden порой существенно отличались от тех, что GM устанавливала на свои модели в Америке. Инициативу управляющего Хартнета не всегда поддерживали. Так, в 1936 году GM не позволила применить на австралийских Buick новинку – цельнометаллическую крышу turret top только потому, что Holden’s Motor Body Builders уже год делала цельнометаллические кузовы для Chrysler.
Buick Roadmaster 1937 года с кузовом купе производства Holden.
Художник работает над эстетикой будущей модели Holden.
Макетчики воплощают в пластилине один из вариантов будущего Holden в масштабе 1:4.
Прототип Holden 48-215 из собрания National Museum of Australia в Канберре. Фото Dragi Markovic.
Презентация автомобиля Holden 48-215 в Квинсленде. Фото: State Library of Queensland.
На обложках рекламных брошюр коротко значилось: Holden.
Вторая модель, 50-2106, представляла собой ute, то есть, не просто пикап, а пикап с довольно просторной и удобной кабиной от купе. Механизмы были, как у Holden FH. Дебютировал автомобиль в январе 1951 года.
Вся производственная программа Holden начала 1950-х одним взглядом в окрасочном участке мельбурнского завода.
За исключением кузова, легковые автомобили Holden (на снимке – семейство EJ 1962-63 гг.) представляли собой ассорти из технических решений различных отделений General Motors. В рекламных брошюрах чувствуется подражание американскому фасону. Забавная деталь: хотя руль справа, даму посадили, как в американских машинах, на правую сторону.
Holden EJ Utility 1963 года обладал весьма чудными для своего класса обводами.
Концепткар Holden Utester 2001 года еще сильнее заострял характерные черты австралийских пикапов.
Австралийцы подходят к своему техническому наследию с изрядным юмором, о чем свидетельствует концепт-кар Holden Efijy, построенный в 2005 году в память о тех первых «холденах».
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное