Блокнот
18.12.2013
Хроника, год 1933. Автобус ЗиС-8
К осени 1933 года страна выполнила первый пятилетний план экономического развития. Ходил такой лозунг: «Пятилетку — в четыре года». Как раз в 1933-м четыре года и истекли. Поднялись промышленные гиганты: «Магнитка», Сталинградский и Харьковский тракторные, «Уралмаш». В 1933-м нарком тяжёлой промышленности Георгий Константинович Орджоникидзе вместе с директором ЗиСа Иваном Алексеевичем Лихачёвым принимают решение о второй реконструкции завода с целью увеличения производства грузовых автомобилей до 70 тысяч в год, плюс выпуска 10 тысяч легковых машин в год. Реконструкцию планируется провести без остановки конвейера.

Насколько эти планы еще были далеки от реальности, свидетельствовало выступление Орджоникидзе перед делегатами XVII с’езда ВКП(б) в январе 1934 года. Нарком сообщил, что завод вполне может давать 25-27 тыс. автомобилей, а при «расшивке» отдельных «узких мест» — тридцать и более тысяч автомобилей без увеличения имеющихся мощностей. По факту в 1933-м ЗиС выдал 20785 грузовиков (603 из них — сверх плана). А планов было, как писал Маяковский, громадьё. За год до этого на партийной конференции Лихачёв обещал развернуть на заводе АМО с наименьшими затратами производство до 2000 автобусов в год. «Даю слово, тов. Серго!» — так тогда ставился вопрос. Кстати, в дальнейшем И.А. (как на заводе за глаза звали Лихачёва) за превышение норм при проектировании завода влепят выговор по партийной линии и исключат из состава пленума ЦК.

Год 1933-й был важным для ЗиСа. Приняли решение о начале производства легкового автомобиля. Перешли на производство ЗиС-5 (1 декабря), изготовили первую партию трёхосных грузовиков ЗиС-6 (7 декабря). А дата сборки новых автобусов ЗиС-8 (18 декабря) совпала с досрочным завершением годовой программы выпуска грузовиков прежней модели АМО-3. Всего в кузовном цехе, которым руководил старый каретных дел мастер Алексей Алексеевич Евсеев (в мае ставший одним из первых кавалеров ордена Ленина), к 18 декабря собрали три автобуса.

ЗиС-8 использовал шасси с увеличенной на 610 мм (4420 мм) по сравнению с грузовиком ЗиС-5 колёсной базой. Поскольку и так длина карданного вала у грузовиков ЗиС приближалась к предельно возможной, в данном случае, дабы избежать обрыва, потребовалась промежуточная опора. Кроме того, слева от рамы подвесили бензобак на 110 л (у грузовика он стоял под сиденьем кабины), увеличили объем радиатора и перевели электрооборудование с 6 на 12 вольт.
В салоне автобуса предусматривалось 21 место для сидения (включая место кондуктора). Полная вместимость составляла 29 человек. Вход осуществлялся через задние двустворчатые двери, а выход пассажиров — через переднюю одностворчатую, которую водитель открывал с помощью рычажного устройства со своего рабочего места. С водительской стороны имелась также дверь водителя. Кроме того, в кузове была предусмотрена «специальная дверь» сзади — в особый период автобус превращался в санитарный автомобиль.

В целом, ЗиС-8 сегодня смотрится крайне архаично. Достаточно сказать, что при снаряженной массе 4200 кг он развивал максимальную скорость 60 км/ч и расходовал около 34 л топлива на 100 км. При полной загрузке на каждого пассажира приходилось в среднем 145 кг автобусного веса. Для сравнения, во всем знакомом по первым кадрам «Иронии судьбы» «скотовозе» ЛиАЗ-677 этот показатель составляет 105 кг, а при предельной нагрузке (термин, которым в 1930-е старались не оперировать) и вовсе — 76,4 кг. Поистине «резиновым» был автобус ЛиАЗ-677! Но в 1930-е годы по-другому делать автобусы не умели, и ЗиС-8 получился именно таким. Впрочем, несмотря на всю внешнюю архаичность, его создатели умудрились внедрить кое-что по-настоящему новое.

Проектировали автобус Иван Федорович Герман и Николай Иосифович Францев. Они применили принципиально новое «эластичное» основание кузова, отказавшись от поперечных брусьев в пользу досок. Брусья от нагрузок лопались, доски же пружинили и при этом «держали» форму. Кузов под нагрузкой издавал звуки, за что в народе зисовские автобусы быстро нарекли «скрипунами». Столь же необычно к поперечинам крепились продольные доски, путем подрезок. В целом применённое решение позволило выиграть несколько сантиметров в высоте салона.
Каркас был разбит на подсборки. Их готовили на отдельных стендах, после чего уже из этих технологических узлов собирали кузов целиком. Такой «поэлементный метод» применили впервые в отечественной практике. Снаружи деревянный каркас обшивался стальными листами и декорировался штапиками. Крыша обтягивалась проолифенным и прокрашенным брезентом.

Автобус требовалось сделать максимально простым, прочным и приспособленным для эксплуатации по плохим дорогам (отсюда, кстати, и высота подножек почти на пределе).

Кузовной цех на ЗиСе, коим руководил А.А.Евсеев, представлял собой классическое производство такого рода. Где, например, на обойном участке даже навивали собственные пружины для сидений, а на арматурном делали замки дверей. Со стороны не поступало почти ничего. Окрашивали кузова кистями. Понятно, что производительность такого цеха, при всех внедряемых усовершенствованиях, оставалась весьма низкой, о чем говорят цифры: за три года было построено 547 машин ЗиС-8. Для сравнения, следующий автобус ЗиС-16 за примерно те же сроки построили в количестве 3250 штук.

Не покрывались даже нужды быстрорастущей столицы. Выручали ремзаводы, вроде московского «Аремкуза», наладившие у себя выпуск автобусов по образцу ЗиС-8, но чаще всего на стандартном шасси ЗиС-5. Чертежи для ремзаводов во многих случаях выполняли работники ЗиСа, рассматривая это в качестве «халтуры». Один из таких ремзаводовских автобусов исполнил роль «Фердинанда» в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Двадцатиодноместный автобус ЗиС-8. Художник А.В.Коврижкин. Почтовая марка СССР, 1974 год.
Конструкторы кузовного цеха Завода имени Сталина (справа налево): Николай Иосифович Францев, Иван Федорович Герман и Борис Николаевич Орлов за обсуждением проекта, 1933 год.
Автобус ЗиС-8 возле кузовного цеха ЗиС. Фото: http://retrotruck.ru
ЗиС-8 были основой автобусного парка Москвы в середине 1930-х. На них даже встречали героев.
Вишнёво-желтые и бело-голубые автобусы ЗиС-8 стали неизменной частью городского пейзажа.
Завод «Аремкуз» даже сделал образец прицепа для 75-сильного автобуса, едва ехавшего 60 км/ч. Фото из архива USIK.
Автобусы ЗиС-8 и АМО-4 с кузовом Leyland в гараже софринского артиллерийского полигона. Фото http://hf.krasno.ru
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

олд джек
18.12.2013 08:08:18
Да уж, с узнаваемостью благодаря фильму у труженика все в порядке. Хуже то, что до недавнего времени подобную (или почти подобную) технологию каркасного изготовления кузовов практиковали многие автобусостроители на базе заводских шасси - Ирито (Бычок) , разнообразные вахтовки на базе Урала, ГАЗа.
скоро по слухам выйдет книга посвященная автобусной теме, будет интересно ее обсудить
Николай Марков
18.12.2013 11:30:42
>>> скоро по слухам выйдет книга посвященная автобусной теме, будет интересно ее обсудить

"Автобусные" книги (по продукции СССР, естественно) уже три года как выходят - уже есть "Автобусы VIII пятилетки", "Автобусы IX пятилетки", "Автобусы X пятилетки" ;)
dmk
18.12.2013 13:29:53
как обычно было интересно прочитать вашу статью, да и фото отличные!
кстати, помню эту марку... эта серия вообще было одной из первых в моей детской коллекции марок...
Ник-Ник
18.12.2013 15:07:58
Я на нем поездить не успел. Оно сильно довоенное. А кто вообще смог осчастливиться покататься на нем - не киношном, а реальном, шоссейном, между деревнями и городами ездившими... Или по спец-заданиям?
олд джек
18.12.2013 22:15:50
новую книгу должны выпустить довольно объемную и глобальную, авторы меня пока не уполномочили на рассекречивание, но их имена Максим и Сергей)))))))))))))))) интрига понимаш)))
Николай Марков
18.12.2013 22:20:08
>>> новую книгу должны выпустить довольно объемную и глобальную, авторы меня пока не уполномочили на рассекречивание, но их имена Максим и Сергей)))))))))))))))) интрига понимаш)))

Эта книга будет ориентировочно в феврале готова.
Но вперед нее в январе будет другой автобусный талмуд, авторов зовут Николай и Денис :D:D
олд джек
18.12.2013 22:25:29
ну тогда я просто буду ждать их. обоих))))
Денис Орлов
19.12.2013 13:43:33
Пока поставил себе на полку только те, что помечены VIII и IX. Но готов поддержать интригу и с удовольствием дополню перечень и другими. По правде, в этих замечательных альбомах мне лично недостаёт живых человеческих историй. Скажем, каким боком на автобусный конкурс в Ниццу попал Долматовский и как там оказался Сабо?
Николай Марков
20.12.2013 14:28:50
>>> Пока поставил себе на полку только те, что помечены VIII и IX
А что ж десятую не поставили? Она содержательнее прежних, плюс в ней традиционный листок-вкладка с исправлениями и дополнениями по предыдущим выпускам :)

>>> Но готов поддержать интригу и с удовольствием дополню перечень и другими
Конкретно "пятилетку" следующую мы постараемся подготовить к середине следующего года. А сейчас ждем из типографии монументальный талмуд о "пазиках" (первый том из двухтомника). Гарантирую, будет ОЧЕНЬ интересно. Мы там постарались отследить даже чуть ли не каждый опытный образец. Море высококачественных архивных фоток - нашли даже автобус, который на ЗАТИ (будущий ПАЗ) построили еще в 1935-м. Ну и очень подробно рассмотрена не только эволюция каждого семейства автобусов, но и прицепов марки "ПАЗ", а во втором томе потом даже будет отдельная глава о внутризаводском технологическом транспорте, который для своих нужд в разное время строили на ПАЗе. В общем, это будет ВЕЩЬ, за базар отвечаю! :D

>>> По правде, в этих замечательных альбомах мне лично недостаёт живых человеческих историй. Скажем, каким боком на автобусный конкурс в Ниццу попал Долматовский и как там оказался Сабо?

Формат не тот, к сожалению... Про поездку наших делегаций на те автобусные конкурсы 60-х вообще впору отдельную книгу писать - событие-то из ряда вон было. Кто бы только взялся...
Денис Орлов
20.12.2013 17:54:20
Десятую еще не купил. Возможно, устрою себе большой праздник на "Олдтаймер-галерее" в Сокольниках. Формат уважаю, но без людей как-то... безлюдно, что-ли. Или еще без таких деталей, как круглые фонари по обе стороны от аншлага на ЗиС-8 (а нечто такое найдется у любого автобуса). Мало кто сегодня знает, что значил цвет фонарей, и то, что сегодня старый принцип цвет-цифра продолжают кое-где использовать.
dmitry_kremlev
18.12.2014 16:50:59
Огромное спасибо автору за прекрасную статью. Я сам веду группу в крупной соц.сети, посвященную истории автомобильной техники разных лет и стран. Сегодня как раз 18 декабря и в рубрике "Событие дня" эта статья пришлась как нельзя кстати. Ещё раз огромное спасибо!


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное