До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
13.01.2014
Хроника, год 1934. Конец новой эры
Главной сенсацией Нью-Йоркского автосалона 1934 года стал Chrysler Airflow. Можно позавидовать отваге инженеров и Уолтера Перси Крайслера, отправивших такой автомобиль в серию. Назовём авторов машины: Фред Зедер, Карл Брир, Оуэн Скелтон. Инженеров за дружную работу прозвали «тремя мушкетерами». Впрочем, как заведено в автомобильной индустрии, половину решений подсмотрели в авиации. Так или иначе, модельAirflow (под марками Chrysler и DeSoto) представляла собой квинтэссенцию инженерной мысли. Начнём загибать пальцы: несущий цельнометаллический кузов, проработанный в аэродинамической трубе силуэт, двигатель над передней осью (у мотора — алюминиевые «голова» и поршни), автоматический overdrive в трансмиссии (повышающая передача включалась по достижению скорости 72,5 км/ч), компактные крестовины карданного вала на игольчатых подшипниках, перенесенный вперед оси рулевой механизм (его положение и кинематика впервые позволила сгладить толчки, передающиеся от колес на руль), проработанная с точки зрения вибронагруженности подвеска, трубчатый каркас сидений, «аллигаторный» капот, утопленные в облицовку фары... На Airflow, точнее, на самом дорогом из его исполнений, впервые в отрасли применили гнутое лобовое стекло, которое настолько трудно было изготовить и установить, что четыре из пяти экземпляров лопались.

Chrysler Airflow стал подарком к 10-летию компании, которая в 1924 году стремительно ворвалась сначала в четверку, а затем и в тройку лидеров индустрии. И чем еще отпраздновать годовщину, как не революционной новинкой? Впрочем, не все новшества отважились совместить в одном автомобиле. Например, независимую переднюю пружинную подвеску на рычагах неравной длины применили на старомодном Chrysler Six, а в Airflowобошлись жесткой осью, хотя и существенно облегчённой, полой внутри. Так что сильно ошибался Ю.А.Долматовский, в одном из выпусков «Автопаноптикума» (цикл под таким названием публиковал журнал «Техника — Молодёжи»), приписав Airflow независимую подвеску (она появится только на моделях 1937 года), а заодно — и двигатель V-8 (таковой Chrysler не применял вплоть до 1951 года).
В самый разгар экономического кризиса Chrysler Corporation раскошелилась на сооружение небольшой аэродинамической трубы$5000 (сегодняшние $90 000), в которой продувались масштабные макеты будущего автомобиля. Следом возвели и полноразмерную трубу. Брир нанял специалиста по аэродинамике Уильяма Эрншоу.

Название автомобиля (в переводе — «Воздушный поток») отсылало к его, мягко говоря, необычному дизайну. В наше время одной из причин провала Airflow на рынке называют именно дизайн — слишком опередивший время. Дескать, приученные к мэйнстриму американцы нос воротили. Ровно половина правды в этом есть. Другая же заключается в том, что к производству технологически сложного кузова оказался не готов главный кузовной партнёр Chrysler — Briggs Manufacturing. На Нью-Йоркском автосалоне менеджеры Chrysler собрали 20 000 заказов — больше, чем кто-либо из конкурентов. В очереди на запись был замечен даже знаменитый мэр Фьорелло ЛаГуардиа (в честь которого теперь назван нью-йоркский аэропорт). А получить заветные машины смогли только 11 000 человек! Производство стартовало только в апреле. Многочисленные дефекты сопутствовали слишком технологически-сложному автомобилю (подобная история приключится в 1946 году с ГАМ М-20 «Победа»). Началась типичная для такой ситуации лихорадка: менялись поставщики (так, кузов начал делать завод Budd), уточнялась комплектация, снижалась цена. А тут еще и конкуренты ополчились на новинку (у самих ничего и близкого к Airflow не имелось). Понятно, что профессионалы с самого начала оценили новинку по достоинству. Теперь требовалось любым способом выиграть время, пока они сами не создадут нечто равнозначное. General Motors применила тактику «вымазывания грязью»: неважно, правда, или нет — обыватель быстрее поверит в негатив. Пошел слух, что новая конструкция небезопасна.

А о дизайне (автор — Оливер Кларк) можно поспорить. «Крайслеровцы» оказались на самом острие прогресса. В 1934 году пошел знаменитый обтекаемый поезд Burlington Zephyr, в честь которого в 1937 году Lincoln назовет свою первую обтекаемую модель — Zephyr. Алексей Владимирович Сахновский становится редактором отдела техники модного мужского журнала Esquire и с его страниц вовсю начинает пропагандировать новый образ жизни — streamline modern (иначе — современный, стремительный). Между прочим, кое-кто считает графа Сахновского одним из тех, кто подтолкнул Chrysler к созданию Airflow. Так это или нет, неизвестно. Но позже Сахновский разработает для Chrysler «аэродинамический» грузовик Dodge Airflow. О чем известно доподлинно, что «три мушкетера» до дыр зачитывались вышедшей в 1932 году книжкой дизайнера Нормана Бел Геддса «Горизонты». Это программная вещь, своего рода дизайнерская библия, по воздействию на умы сравнимая разве что с манифестом футуризма Маринетти. Бел Геддс описывал, как красивые обтекаемые вещи преобразят мир вокруг нас. В сентябре 1933-го мистера Бел Геддса (к тому времени основавшего собственное бюро проектирования) под большим секретом привезли в мастерскую, где заканчивались работы над проектомRD 124 — будущим Airflow. По предложению Бел Геддса 39 вертикальных хромированных планок облицовки передка заменили на 21, более крупную. Этим, по мнению мэтра, сильнее подчеркивалась идея аэродинамичности. Мэтр позволил сделать еще несколько уточнений по облику машины. (Кроме того, Бел Геддс выполнял заказы для фирмы Philco, радиоприемник которой с автоматическим поддержанием уровня звука и настройкой по 4 параметрам входил в дополнительное оснащение Airflow за $55). Своеобразной предтечейAirflow стал Chrysler Building — возведенный в 1930 году в Нью-Йорке на углу 43-й улицы и Лексингтон авеню 77-этажного небоскрёба по проекту архитектора Уильяма ван Алена. Выполненное в стиле «Ар-деко», это 319-метровое здание целых 11 месяцев значилось самым высоким в мире. И было признано самым красивым сооружением в городе. Кстати, именно его эстетику перенял Готэм-Сити из комиксов про Бэтмена.

Словом, 1934-й — был самый правильный год для Airflow. Такой автомобиль, как Airflow, просто обязан был появиться тогда. Американская экономика постепенно начала оправляться от депрессии. Президент Франклин Делано Рузвельт, заступивший на свой первый срок в 1932 году, взял правильный курс. В 1934 году продажиNash выросли на 91%, Buick — на 94%, Oldsmobile увеличил продажи более чем вдвое. Но куда деться от консервативных вкусов потребителя? Chrysler поднялся только на 22%. Положение пришлось срочно спасать. И в 1934 году Chrysler призывает на выручку дизайнера Рэймонда Дитриха из LeBaron, Carrossiers Inc., одного из самых ярких стилистов своего времени. Он создает, что от него ожидают — Chrysler Airstream. Совершенный технически и совершенно заурядный внешне, он устроил всех.

Удивительно, но больше всего Airflow нравился детишкам! (Возможно, этим объясняется такое количество игрушек-машинок в форме Airflow, от крошечных литых «моделек» до педальных.) В детстве мы свободны от многих стереотипов, обретаемых с годами.

Chrysler Airflow запомнился как один из самых неоднозначных проектов в истории автомобиля. Настолько неоднозначных, что корпорация Chrysler даже забыла отметить его 80-летие на официальном сайте.
Первое официальное фото Chrysler Airflow (модификация CU), 1934 год.
Уолтер Перси Крайслер позирует с масштабной моделью одного из вариантов внешнего облика будущегоAirflow.
Прототип Trifon Special был построен в 1932 году и получил свое название в честь испытателя Диметриона Трифона.
Места, в которых втайне испытывались Trifon Special и первые прототипы Chrysler Airflow (в двухстах км к северу от Детройта, Strubles Farm) запечатлел выдающийся американский живописец Рокуэлл Кент: «Река О Сэйбл», из собрания Эрмитажа.
Репродукция патента, выданного Карлу Бриру на внешний вид Chrysler Airflow.
Силовая структура шасси Chrysler Airflow. Репродукция из буклета музея Уолтера Перси Крайслера.
Известное фото Chrysler Airflow рядом с дизельным поездом Union Pacific M-1000, сделанное в преддверии Всемирной выставки в Чикаго 1934 года.
А это – сделанный в той же задумке, но малоизвестный снимок: Airflow рядом с трамвайным вагоном типа 7001 серии Surface Lines. Фото Krambles-Peterson Archive.
Журнал Popular Mechanics поместил восторженную статью об аэродинамике транспортных средств, а на обложке изобразил процесс продувки модели Airflow в техническом центре Chrysler в Хайлэнд-парке.
Выдающийся дизайнер Норман Бел Геддс (начинавший театральным декоратором) самолично рекламировал не только Airflow, но и свою книгу «Горизонты».
Chrysler Airflow оказался на пике эстетики «Ар-Деко» в её наивысшем техническом проявлении, StreamlineModern. На снимке из Библиотеки Конгресса США – 319-метровый Chrysler Building архитектора Уильяма ван Алена.
С самого начала Chrysler Airflow предлагался в четырёх базовых исполнениях: CU с базой 3120 мм, CV с базой 3251 мм (на иллюстрации в виде 6-местного купе-«брум»), CX с базой 3493 мм и CW с базой 3721 мм. Предлагались кузова: 6-местный четырехдверный седан, 6-местный 4-дверный седан Town Sedan, 8-местный четырехдверный седан, 8-местный 4-дверный лимузин, 6-местное 2-дверное купе и 6-местное 2-дверное купеBrougham с удлинённой базой. DeSoto предлагались в виде седанов и купе с рядными «шестёрками».
Поражала ширина салона. Без проблем усаживались по трое в ряд даже спереди, что стало американским стандартом. В оформлении очевидны элементы «Ар-Деко», такие как хромированные трубчатые каркасы сидений.
Страничка рекламной брошюры с изображением самой дорогой версии CW – Imperial Custom. Она оснащалась рядной «восьмёркой» объемом 5,3 л мощностью 145 л.с. Лобовое стекло изображено гнутым!
А кто не верит в существование машин с гнутым стеклом – снимок автомобиля из коллекции Walter P. ChryslerMuseum.
Так выглядел Airflow в 1935-м…
…а так – в 1936-м…
…а так – в 1937 году.
А так Алексей Владимирович Сахновский представлял программу Chrysler на страницах журнала Esquire в 1935 году.
Талант и заурядность. При всей спорности Airflow обладал одним неоспоримым недостатком – стоил в среднем на $100 дороже конкурентов. В 1935 году бедственное положение с продажами Chrysler помог спасти Airstream, лишённый какой-либо эстетической идеи.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Ник-Ник
13.01.2014 14:10:03
Информативно. Технично. Публицистично.
И картинки хорошие.
dmk
14.01.2014 11:18:34
Да и машина хорошая, достойная такого к себе внимания!
dent2410
15.01.2014 13:18:12
Денис Орлов
15.01.2014 13:28:14
Конечно, по сегодняшним меркам кузов Airflow трудно считать несущим. Скорее, это кузов с интегрированной рамой. Такой, например, используется на современном Land Rover Discovery. Жесткости кузова и одной рамы недостаточно, но после соединения они образуют единую силовую структуру. Картинка имеется в материале. У Airflow жесткость кузова на кручение и прогиб возросла (по сравнению с рамным аналогом) в 40 (!) раз. Насколько я помню, из довоенных машин подобную схему использовали BMW серии 321/326/335.
dent2410
15.01.2014 14:32:25
В 40 раз - надеюсь это шутка ? На фото посмотрите, я-же ссылку приложил. Картинка из материала мягко говоря ничего общего с реальностью не имеет - где там рама, а где кузов... Визуально хотя-бы сравните ширину рамы и ширину кузова, а потом на эту картинку рекламную еще раз поглядите. Новизна Эйрфло не в последнюю очередь была связана как раз с тем, что кузов сделали шире чем обычно. Это легко заметить если посравнивать его с одноклассниками тех-же лет.

... да и рулевой редуктор не впереди оси - см те-же фото внимательно (там еще навигация наверху по нескольким машинам). Хотя не очень понятно как положение редуктора связано с передачей толчков с колес на руль, кроме как что рулевая колонка длиннее если редуктор впереди и, при прочих равных, у нее момент инерции будет выше )))))))))))



ЗЫ кстати как-то года 3-4 назад где-то на югах продавалось чучело Эйрфло и именно 34 года, в чем особенная прелесть.
Денис Орлов
15.01.2014 19:26:32
В 40 раз - это если и шутка, то не моя, а Chrysler. Во всяком случае, я помню такую величину. Порядок точно такой - кузов, устанавливающийся на раму, значительно менее жесткий, чем даже такой примитивный самонесущий.
По фоткам я, конечно, полазил. Но не увидел на них закрепленного рулевого редуктора, как ни старался. Виден только рычажный амортизатор. Уменьшение паразитный воздействий на рулевое колесо при выносе редуктора вперед моста обусловлено кинематикой: в этом случае при работе подвески продольная тяга рулевого механизма описывает примерно такую же дугу, как перемещающаяся ось (поскольку ось подвешена на рессоре, закрепленной спереди на простом шарнире, а сзади - через серьгу, то при перемещении она неизбежно описывает дугу вокруг переднего шарнира). Т.е., центры качания рессоры и продольной тяги рулевого механизма максимально приближены друг к другу. В этом случае удается избежать влияния горизонтального толкающего усилия рессоры.
Я совсем забыл рассказать о другом. Дело в том, что под влиянием Airflow был создан дизайн целого ряда автомобилей: модельной линейки Peugeot, первой легковой Toyota и еще Volvo Carioca. А прошло каких-то пара-тройка лет.
dent2410
16.01.2014 01:04:47
У Крайслера это наверно не шутка а рекламный ход. Думаю за фактическое состояние дел это можно не принимать...

Вот по крайней мере более корректное рекламное изображение каркаса кузова в части его соотношения с рамой:


... что в принципе и видно на фото которую я привел выше.
Кузов там все-таки просто устанавливается на раму. Другое дело, что сам он в силу конструкции имеет судя по всему жесткость заметно более высокую чем обычные кузова с деревом одноклассников и погодок, однако несущим его никак не назвать. По такому принципу все цельнометаллические кузова пошедшие чуть позже и заканчивая круглыми каприсами и краун-виками можно назвать несущими.

Что касается рулевого, то реальность, как это не редко бывает, превзошла все ожидания. Я на фото по ссылке видел, что редуктор находится за осью, но...
В общем предлагаю ознакомиться, что-бы в теоретических спорах о расположении рулевого механизма и тяг поставить точку. Фото, правда, шасси Эйрфло 36 года, но будем считать что от 34 он не отличается.




На кой черт этот параллелограммный механизм нагорожен можно только гадать, но, вполне может статься, что как раз для гашения колебания в рулевом свой массой.

upd внимательно поразглядывал конструкцию, обсудил с товарищем и стало понятно, что механизм в первую голову нужен для точности работы рулевого механизма с учетом расположения серьги - ровно то, что вы и описывали про центры качания, но на кой черт серьгу было делать сзади - непонятно. Да и двуплечий рычаг можно было-бы наверняка еще чуть ближе к радиатору задвинуть...
Денис Орлов
16.01.2014 12:42:57
Приветствую!
Потрясающие снимки! Огромное спасибо за них. В целом, секрет разрекламированной "Крайслером" комфортности управления на неровностях именно в том, о чем я говорил - в изменении кинематики механизма по сравнению с конкурентами. Надо будет повнимательней поискать патенты на имена "трех мушкетёров". Пусть даже результат достигнут столь курьезным способом, при помощи промежуточной тяги и коромысла. Это эквивалентно переносу рулевой машинки вперед моста.
В отношении кузова и рамы - настаиваю, что это не есть рама в том виде, как на "эмке" или, допустим, ГАЗ-51. Рама у них воспринимает все нагрузки, приходящие от дороги, а жесткость кузова служит только для того, чтобы сохранять его геометрию. Образно говоря, чтобы двери не распахивались на ходу и пассажиры с чемоданами не выпадали. Когда же кузов жестко соединяется с платформенным основанием (как у "жука") или с технологической рамой (как у "Эрфлоу"), он становится частью силовой структуры. Отсюда и увеличивающаяся на порядок жесткость. У "Крайслера" даже был такой рекламный трюк - машину сбрасывали под откос, и ничего, водитель оставался цел (кажется, там действительно сидел водитель). Что бы произошло с "эмкой" или любой другой машиной рамной конструкции? Примитивная у "Эрфлоу" самонесущая конструкция? Да. Но и с ней технологи "Крайслер" намучились. Пришлось даже менять поставщика кузовов. Предлагаю все же сохранить за "Эрфлоу" место в истории машин с несущим кузовом.
dark_lord_eclipse_1
30.03.2014 18:56:13
Эта конструкция кузова называется "рамно-объединённая несущая система".


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное