До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
20.01.2014
Хроника, год 1919. Крылатая фамилия
Двадцатого января 1919 года основана компания Bentley Motors Co., Ltd. Юбилей! Нет, юбилеище — 95 лет! В сторонке от банкетного стола снисходительно посмеиваются Vauxhall (1903 года рождения), Morgan и Rolls-Royce (оба — 1904-го, наступит час, отметим), Austin (1906-го), британский Ford (1911-го) и Aston-Martin (1913-го). Как все же непросто свыкаться с мыслью, что автомобильной промышленности давно перевалило за сто. Так как все начиналось в этом случае?

В детстве любимой игрушкой Уолтера Оуэна Бентли была заводная железная дорога. Кто из детишек Викторианской эпохи не грезил поездами! Он рос в большой дружной семье, где его страсть к механизмам рано заметили и не препятствовали. В 16 он оставил колледж, чтобы, наконец, осуществить мечту, устроиться на железную дорогу.
На частную дорогу Great Northern Railway, паутиной раскинувшуюся от Лондона по всей Англии. Он-то думал: выучусь, стану машинистом. Не-ет! Его взяли подмастерьем и доверяли самую нехитрую работу даже год спустя. Железнодорожники особая каста, в нее не просто попасть такому, как он: пухлые щечки, губки бантиком, стесняется южного акцента и при этом не любит, когда его называют по имени. Лучше — по инициалам, «Ви-Оу». Впрочем, в 1906 году парень заработал на первый мотоцикл. Затем — на другой, третий. В 1908-м Бентлей (так произнесли бы его фамилию по правилам дореволюционной России) завоевал золотые медали в двух протяжённых триалах. На гонщика «Ви-Оу» походил еще меньше, чем на кочегара (ему довелось поработать кочегаром на паровозе). Далее последовала решительная перемена: в 1912 году на пару со старшим братом Хорасом он открывает автомагазин на лондонской Хановер-стрит. Для склада нашли помещение в двух шагах от Бейкер-стрит, на Нью-стрит (сегодня это Чагфорд-стрит). Склад разместили в застройке, известной как mews (дословно — каретный сарай или извозчичий двор). В Лондоне целые улицы «мьюс» — теснящихся друг к другу одинаковых двухэтажных кирпичных построек. Как правило, вблизи вокзалов. Некий аналог московских ямских улиц. В прежние времена там действительно селились кэбмены: на первом этаже держали лошадь и экипаж, на втором — жили сами. «Ви-Оу» как-то сразу приглянулось это помещение — здесь никто не тревожил его, по природе склонного к уединению. Никто мешал возиться с железками.

Обычного преуспевающего дилерства из затеи братьев Бентли все равно бы не получилось, поскольку: а) все вокруг в Великобритании грезили гонками; б) Ви-Оу услышал где-то про поршни из алюминия, и эта идея овладела им. Братья торговали машинами парижской марки D.F.P. (Doriot, Flandrin et Parant) и убедили поставщика оснастить алюминиевыми поршнями одну из машин. На ней Бентли победил в 2-литровом классе в подъеме на холм Астон-Клинтон (катал невесту). Между прочим, позднее одну автомобильную мастерскую из Кенсингтона в честь успеха в этом соревновании назовут Aston-Martin. Громкий успех способствовал Бентли и на треке Бруклэндз. Бентли больше не хотел быть машинистом. Теперь он хотел конструировать автомобили. И тут — война. Бентли призван. Он — военный инженер, лейтенант флота. Под началом коммандера Уилфреда Бриггса он конструирует авиамоторы для ВВС Королевского военно-морского флота. «Сама мысль о том, что кто-то из пилотов погибнет из-за отказа моего двигателя, была невыносимой», — напишет он впоследствии в мемуарах. Интересно, что первый двигатель соорудили, использовав технологии противника. Скопировали двигатель гоночного автомобиля Mercedes, выступавшего в последнем предвоенном Гран-При. Затем Бентли взял французский ротативный авиамотор Clerget и сделал по его образцу свой. Вышло удачно. Назвал Admiralty Rotative 1st, «Адмиралтейский ротативный, Первый». Коммандер Бриггс оценил такт подчинённого и приказал переименовать двигатель в B.R.-1, Bentley Rotative-1. Внутри молодого человека все пело: его имя несло настоящее работоспособное изделие, так необходимое сейчас Империи!

21 апреля 1918 года в 11 утра в сражении при Сомме капитан канадского авиакорпуса Альфред Браун на истребителе Sopwith Camel с двигателем B.R.-2 собьёт прославленного германского аса барона Манфреда фон Рихтгофена. Того самого, сбившего свыше 80 самолетов Антанты. Сам Бентли однажды чудом избежит гибели от пуль фон Рихтгофена, когда однажды на фронте расположится почаёвничать в компании королевских авиаторов. Пришлось нырять в траншею.
С окончанием войны предпродажная подготовка автомобилей D.F.P. (включавшая непременное оснащение алюминиевыми поршнями) более не интересовала «Ви-Оу». Старший брат, демобилизованный в чине полковника, чувствовал, что семейному предприятию Bentley & Bentley приходит конец. Поначалу, в январе 1919-го это были лишь опасения. Младший с какими-то бывшими сослуживцами подолгу просиживал на втором этаже их «мьюс», потому туда начали завозить станки, чертёжные доски... Собственно, 20 января ничего еще не произошло. Основали новую компанию — эко диво! За лето Бентли сконструировал новый двигатель — очень прогрессивный. Четырехцилиндровый моноблок, алюминиевые поршни, верхний распределительный вал, четыре клапана на цилиндр, по две свечи зажигания в каждом. Абстрагируясь от времени — описание современного двигателя! Первый автомобиль появился только к концу года. А сколько еще ждало впереди!

Что выделить? О чём рассказать? Бессмысленно соперничать с «Википедией» в перечислении всего, что было создано под маркой Bentley. Другое дело, заглянуть в святая-святых — на завод в Крю, графство Чешир. Это производство превращено в увлекательную экспозицию. И попасть на экскурсию, надо сказать, непросто — запись на два года вперед! И вот то, что удалось подглядеть в Крю, вкупе с моими прежними знакомствами с маркой Bentley, и станут, как мне кажется, достойным приветственным адресом к юбилейным торжествам.
Крылья на эмблеме Bentley – отнюдь не прихотливый элемент декора, а символ прочных уз с авиацией. Автор эмблемы – известный иллюстратор Фредерик Гордон Кросби (сотрудничал с журналом Autocar). Он также изваял статуэтку прыгающего ягуара для Jaguar. В разные периоды количество «перышек» на эмблеме Bentley различалось. Их число на левом и правом крыльях сегодня неодинаково, а вместе составляет счастливую величину 21. Фото: Денис Орлов
Уолтер Оуэн Бентли (16 сентября 1888 – 3 августа 1971 гг.)
Возможно, такой паровоз Great Northern Railway оставил в сердце Бентли яркие воспоминания: «Меня приводило в восторг ощущение силы и мощи, когда мы выходили из Кингс Кросс, преодолевая подъемы и тоннели Северного Лондона. Оставив позади сложный участок дороги, огромный железнодорожный состав набирал скорость и стремительно летел вниз. Нет ничего более впечатляющего, что могло сравниться с этим головокружительным полетом в ночи…» Сегодня британские железные дороги вновь отданы в частные руки. И не по карману пользователям. Доходит до того, что, несмотря на наличие путей, на завод в Крю сваренные кузова Bentley Continental доставляют из Германии… автовозами.
Истребитель Sopwith Camel был труден в пилотировании, зато отличался выдающейся маневренностью. Оснащался в том числе 150-сильным 9-цилиндровым ротативным мотором B.R.- 1 и 230-сильным B.R.-2. Всего с 1917 по 1919 год было заказано 5490 истребителей Camel. На счету машин, поступивших в части, 1294 подвержденные победы. Вопрос о том, кто все же сбил фон Рихтгофена в бою над деревушкой Во-сюр-Сомм, остаётся открытым. Fokker барона попал под обстрел, помимо пилотов RAF (в т.ч. капитана Артура Брауна), еще и с наземных позиций австралийских частей: зенитного пулемета сержанта Цедрика Попкина, старой-доброй винтовки «Ли-Энфилд» стрелка Роберта Бюэ и других.
Первый автомобиль марки Bentley был построен 11 декабря 1919 года. В его конструировании участвовали Фредерик Бёрджес из компании Humber и Гарри Варлей из Vauxhall , а испытывал капитан Клив Гэллоп – один из тех, с кем в Бентли прятался в траншее от пуль барона фон Рихтгофена. Кузов поставила мастерская Harrison, ставшая впоследствии «придворной» для завода Bentley. Машина получила обозначение EXP-1 («Экспериментальная, Первая») и не сохранилась, поскольку из её деталей построили EXP-2 (которая сохранилась).
Всё, что связано с британской историей, представляется замшело-туманным, в стиле Баскервиль-холла. Нет, производственные цеха в Крикльвуде (север Лондона) могли служить образчиком постановки дела. Просторные, модульные ангары. Не забудем, что Бентли – авиационный инженер! Патину потом нанесут, для вида! Это сегодня марка Bentley олицетворяет старую-добрую Англию, тогда же это была просто Англия, точнее – Великобритания. Передовая, могущественная держава, сломившая германца. Владычица морей! (Не ведала старушка, что за спиной уже окреп новый индустриально-финансовый вершитель судеб мира, США. И что Первая мировая станет для Великобритании последней, где ей удастся развернуться во всю мощь.) Тоска по былому величию стала национальной объединяющей идеей британцев.
Завод Bentley в Крю – крупнейший в Великобритании по использованию солнечных батарей: 20 тысяч панелей покрывают площадь около 3,45 Га. Фото: Max Earey
Так в 1950-е выглядел участок окончательной доводки Bentley Mk VI – первой машины Bentley, которую собирали в Крю…
…а так – участок окончательной доводки Bentley Mulsanne сегодня. Mulsanne, в отличие от Continental, целиком делают в Крю. Проект Mulsanne обошелся компании в 27,5 млн. евро. Новый автомобиль сходит с конвейера каждые 73 минуты! Фото: Max Earey
Помню, когда я оказался на ЗиЛе в легендарном Цехе №6, где выпускают (до сих пор!) правительственные лимузины, тамошние начальники пристали ко мне с вопросом: «Вы же бывали на разных заводах? Правда, у нас методы не хуже?» Я промолчал – не то, что из вежливости, просто все равно не поняли бы. Сравните: это малярный цех Bentley Mulsanne, полировка промежуточного слоя краски… Фото: Max Earey
… а это – та же операция в 6-м цеху ЗиЛа. Нужно ли что-то доказывать? Фото: Денис Орлов
Секрет высочайшего качества Bentley кроется в деталях. Так контролируют зазоры между наружными деталями кузова. Фото: Max Earey
Обычной вилкой размечают отверстия для сшивания кожаной оболочки руля. Пробить все дырки на руле занимает 50 мин. Фото: Max Earey
Затем оболочку сшивают кривой иглой швом, называемым cross stitching. Заготовка для кожаной оболочки руля выкраивается несколько меньшего размера и натягивается в процессе сшивания. Полностью процесс занимает до 15 часов. Фото: Max Earey
Грузик, с помощью которого растягивают кожу на дефектовке. На салон Flying Spur уходит 13 – 14 шкур, на салон Mulsanne – 16-17. Шкуры итальянского поставщика от бычков, выпасенных на северных пастбищах, где не водятся оводы, способные испортить кожу. Выкройку производят лазерным резаком. Обивка салона состоит из 400 деталей из кожи. Фото: Max Eareyия. Полностью процесс занимает до 15 часов. Фото: Max Earey
Шпон из ценных пород дерева вылеживается при температуре 16о и постоянной влажности три недели в особом помещении. На шпон часто идет не само дерево, а нарост на его корневище («гриб»), обладающий более причудливым рисунком. Поставщик из Валенсии предварительно вываривает нарост четыре дня. Деревянные детали раз за разом покрываются полиэфирным лаком после того как предыдущий слой достиг желеобразного состояния. И так пять слоев. Это дает ощущение глубины покрытия. Затем изделие полируется. В среднем на деревянную отделку одного салона уходит пять недель. Важно подобрать однородный по тону и симметричный рисунок узора. Иногда случаются курьёзы. Фото: Max Earey
Вышивка фирменной символики на промышленной вышивальной машинке Toyota. Фото: Max Earey
На заводе в Крю царит почти домашняя обстановка. Фото: Max Earey
В годы Второй мировой в Крю делали легендарные авиамоторы Rolls-Royce Merlin, и гостям с гордостью показывают мотор конкурирующей марки, как часть общей истории. 26065 «мерлинов» выпустили с 1939 по 1945 год в этих кирпичных стенах! Кстати, на кладке подобных заводов в Англии все еще можно различить остатки защитного камуфляжа, известного как «уши Микки-Мауса». Когда в 1998 году Volkswagen купил завод и права на все автомобили, а BMW – права на имя Rolls-Royce и эмблему. Приобретались они у авиационного концерна Rolls-Royce Holdings plc., который по вполне понятным причинам не использовал не фигурки «Серебряной леди», ни знаменитого «Греческого ордера» облицовки радиатора. Они тоже остались… в собственности Bentley. Кроме того, еще пять лет Bentley (т.е., Volkswagen) поставляла моторы Rolls-Royce для BMW, поскольку, повторю, та выкупила только имя. В общем, договорились… Фото: Max Earey
На заводе в Крю гостей ждет небольшая, но содержательная историческая экспозиция. Вот, например, легендарный Bentley Speed Six «Голубой экспресс» владельца алмазных копей и сибарита Вульфа Барнато, который финансировал компанию во время финансового кризиса 1930-х и в конечно счёте в ноябре 1931 года продал её фирме Rolls-Royce. Название машины возникло при следующих обстоятельствах. Барнато заключил пари, что прибудет в Англию от бара отеля «Карлтон» в Каннах (где выпивал, дожидаясь сигнала) быстрее, чем «Голубой экспресс» (Le Train Bleu) из Канн достигнет Кале. Необычная гонка состоялась 13 марта 1930 года. Впрочем, машинисты «Голубого экспресса» привыкли к таким фокусам: до Bentley с этим поездом гонялись Rover и и Alvis. Барнато выиграл пари. А затем французские власти оштрафовали его на сумму, значительно превысившую полученные в споре деньги. Фото: Max Earey
В кузове Bentley «Голубой экспресс» работы Gurney Nutting сзади поперек (иначе не помещалось!) стояло сиденье, на которое высаживался механик, когда самому Барнато хотелось за руль. В знаменитой гонке с поездом все это пространство было забито канистрами с бензином. Фото: Max Earey
Конечно, славу марке принесли Bentley Boys, «Мальчики Бентли» – шайка сорванцов, участвовавших на машинах «Ви-Оу» в «24 часах Ле Мана» и других престижных соревнованиях. На снимке – Вульф Барнато и Тим Биркин на Bentley Speed Six, взявший 1-е место в Ле Мане в 1929 году. Это было триумфальное выступление для марки, занявшей весь подиум. Фото: www.gallica.bnf.fr
Поскольку все Bentley для гонок в Ле Мане окрашивались в зеленый, их маркировали – каждую по-своему – чтобы механики в боксах знали, чей автомобиль подходит. Это – Speed Six Фрэнка Клемента и Дика Уотни для гонок 1930 года (2-е место). Фото: Денис Орлов
Первый Bentley в своей жизни я смог рассмотреть вблизи 10 сентября 1988 года во время слета «Рига-88» латвийского клуба ААК, приуроченного к презентации Рижского «Мотор-музея». Этот Bentley 1936 принадлежал Марселю Берёйтеру из Хегнау (Швейцария). Было удивительно увидеть автомобиль 1930-х годов, окрашенный «металликом». Фото: Денис Орлов
А в 1994 году меня покорил этот кузов Pilarless Sports Saloon, построенный в мастерской Carlton в 1936 году на шасси Bentley 4 ¼. Я увидел его на слёте исторических автомобилей в Сильверстоуне. Фото: Денис Орлов
В отличие от Rolls-Royce, для Bentley допускался отход от консервативного стиля. Это экспериментальный образец Bentley Corniche, построенный голландской Carrosserie Van Vooren по эскизам французского стилиста Жоржа Полэна в 1939 году. Прототип погиб при эвакуации из Дьеппа в 1940 году, а название решено было использовать для Rolls-Royce. Кстати, в переводе с французского оно означает «карниз».
После Второй мировой войны машины Bentley превратились в тень Rolls-Royce. За исключением, пожалуй, R-Type Continental 1952 года (на выставочном стенде она во втором ряду слева).
Название Flying Spur («Летящая шпора») модели 1957 года заимствовано из семейного геральдического элемента управляющего кузовной мастерской HJ Mulliner Артура Тальбота Джонстоуна. Поначалу машина несла накапотную фигуру в виде шпоры.
Bentley T-Series (дебют 6 октября 1966 года на Парижском автосалоне) был практически копией Rolls-Royce Silver Shadow и стал первой машиной с несущим кузовом в истории марки. Машина сфотографирована в Москве, у кемпинга «Солнечный» летом 1980 года, во время приезда колонны европейских клубов Citroen. Автор фото неизвестен.
В августе 1993 года автомобили Bentley впервые официально представили российскому покупателю. Mulsanne Turbo на Красной площади. Цитата из пресс-релиза, образец стиля: «Индивидуальными особенностями автомобилей, отмеченных крылатой буквой «B», являются характерная форма решетки радиатора, более жесткая подвеска и существенные отличия в оборудовании салона, призванные отразить спортивный характер этих экипажей».
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Павел Лифинцев
20.01.2014 22:09:36
"Кроме того, еще пять лет Bentley (т.е., Volkswagen) поставляла моторы Rolls-Royce для BMW, поскольку, повторю, та выкупила только имя."
Что-то вы, Денис, конкретно напутали. Это как раз БМВ ещё 5 лет после покупки Крю концерном "Фольксваген" поставляла моторы V12 для "Роллс-Ройс Сильвер Сераф" и V8 для "Бентли Арнаж" – однотипных моделей, разработанных в эпоху технологического сотрудничества с баварцами. В 2003 году у "Роллс-Ройса" появился разработанный в БМВ "Фантом", а у "Бентли" – "Континентал GT" с W-образным двигателем, наконец доведённым до ума фольксвагеновскими инженерами. И пути-дорожки некогда родственных марок разошлись окончательно.
dmk
20.01.2014 23:07:51
Фото хороши!
Ilya_1
21.01.2014 00:19:36
В статье есть ошибка - Вульф Барнато не гонялся с поездом на этом купе. Он получил его после гонки и назвал в ее честь.
Денис Орлов
21.01.2014 02:38:38
Павел, правильнее было бы сказать, Volkswagen согласился уступить BMW права на статуэтку "Дух экстаза", а заодно выпускать до 2003 года на заводе Bentley Rolls-Royce Silver Seraph в обмен на поставку для них из Баварии моторов V12. Моторы V8 и V12 совершенно разные. V8 типа L410 недаром так называется, из-за диаметра цилиндра 4.10 дюймов. Кстати, нетрудно убедиться в том, что V8 проектировали англичане, по размерам мотора: 104,14 х 99.09 мм. "Дроби" обычно и выдают продукт, сотворенный в Альбионе или Штатах. Выпускался мотор в Крю, на Rolls-Royce Silver Seraph не ставился никогда. Я же, говоря о пяти годах поставки моторов для RR, имел в виду именно V8 L410, для автомобиля Rolls-Royce Corniche, ставился вкупе с коробкой-автоматом GM (в отличие он ZF для "Серебристого Серафима"). Корни такого, на первый взгляд, невыгодного соглашения следует искать не в технической зависимости Bentley от поставок из Баварии. Словом, запутанная история.
Денис Орлов
21.01.2014 02:46:16
О Барнато. Доказательства? Моих источников немало, среди них - Foulkes, Nicholas. The Bentley Era. The fast and furious story of the fabulous Bentley Boys, - ISBN 1-84400-241-1
Павел Лифинцев
21.01.2014 13:53:24
Денис, мы с вами говорим о разных двигателях. Вы – о древнем 6,8-литровом V8, разработанном ещё в 50-е годы. Естественно, БМВ тут не при чём. А я – о 4,4-литровом V8, который по сути был турбированным двигателем БМВ М62, собирался "Косвортом" и изначально, с момента премьеры ставился на "Арнаж". Это уже позднее "Фольксваген", ещё не имея в наличии нового достойного силового агрегата и не желая зависеть от БМВ, адаптировал старый L410 к конструкции "Арнаж", окрестив эту версию "Ред Лейбл". При этом модификация с мотором БМВ также некоторое время оставалась в программе под названием "Грин Лейбл".
Про "Корниш", соплатформенный с "Бентли Азюр", вы хорошо сделали, что напомнили. Честно говоря, я вообще про него забыл. Но его выпускали совсем недолго, если верить "Википедии", в 2000/02 годах.
И говорить, что "Бентли" поставлял моторы для "Роллс-Ройса", по-моему, не совсем корректно. До 2003 года, несмотря на уже завершившийся передел сфер влияния, всё это де-факто была одна контора. "Корниш" появился, когда торговая марка "Роллс-Ройс" уже принадлежала БМВ. Но к его разработке БМВ не имела никакого отношения.
21.01.2014 15:19:53
Bentley T-Series с номером JYY 362K - машина Виктора Луи, у открытой двери стоит его сын Николай. Он же купил ее в конце 1983 года в Лондоне за 9500 фунтов стерлингов, сама машина 1974 (возможно 1976?) года выпуска. Судя по номеру автомобиль числился или за самим Николаем, или за супругой Луи англичанкой Дженифер Стейтс Маргарет.

Встреча ситроеновского клуба была в 1984 году http://oldmos.ru/old/photo/view/90082
Денис Орлов
21.01.2014 18:30:33
Павел, в свою очередь я забыл о моторе 4,4 V8. Он, правда, с 2000 года уже не ставился в Bentley. RR Corniche дебютировал на автосалоне в Лос-Анджелесе и действительно продержался два года. Что тут сказать, развод - дело неприятное.
Денис Орлов
21.01.2014 18:39:14
По всей вероятности, снимок Bentley JYY 362K также был сделан Хлупновым. Дополнительное зеркало слева сглаживает неудобства от правостороннего размещения водителя.
Rheinmetall-Borsig_1
01.11.2016 17:32:01
Цитата
… а это – та же операция в 6-м цеху ЗиЛа. Нужно ли что-то доказывать?
Доказывать никому ничего не нужно, тем более что на пальцах хрен докажешь. А вот пояснить суть доёбки не помешало бы, потому что она для не бывших на заводе где делают Бентли увы не столь очевидна, как видимо думается автору. На одном фото молодой в халатике без респиратора, на другом старый в спецовке и респираторе ? Хорошее/плохое освещение ? На одной механизированный инструмент и машины идут потоком, на второй ручной и машина одна ? Гламур/негламурно ?

Пока же я вижу сравнение конвейера со сборкой единичного экземпляра, а может и не сборкой, а реставрацией, что скорее всего так и есть. Качества используемых материалов / инструментов / прямизны рук персонала - не видно. Результатов работы - тоже. Что пытается сравнить автор (и что по его замыслу видимо любому читателю должно быть понятно) - не понятно... Выглядит так, что просто одно фото для автора - гламурка мимими няняня ЗАГРАНКА, а вторая - брутал СОВОК фуфуфу.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное