Блокнот
28.08.2014
Хроника, год 1974. Завтра, наступившее вчера
«Это был обычный, серийный «Ситроен» — приземистый, опустивший к полотну дороги свой утиный «аэродинамический» нос. «Запускайте», — сказал г-н А.Запольский, протягивая в окно ключ. Я повернул ключ, и мотор заурчал. Пожалуй, чуть громче, чем обычно. «Сейчас звук стихнет, — заметил сотрудник «Ситроена», — дизель нужно немного прогреть...»

«Ситроен» впервые показывал в Москве свои автомобильные новости, и среди них последнюю модель «СХ», оснащенную дизелем. Машина легко набирала скорость, была маневренна, послушна, удобна в управлении.

— Каждая вторая модель — с дизелем, — сказал г-н Запольский. — Что поделаешь — бензин дорожает...

За окнами дома приёмов расспрашивала, разглядывала, показывала сверкающие лаком и хромом тела «Ситроенов» выставка. В зале крутили фильмы, посвященные «Ситроенам». С докладами перед советскими автостроителями выступали ведущие инженеры «Ситроена».

Почему «Ситроен», не подписавший с нашими внешнеторговыми организациями еще ни одного сколь-нибудь серьезного контракта, вдруг решил устроить в Москве выставку, почему проводит симпозиум?

— Почему? — переспрашивает, улыбаясь, директор «Ситроена» Жорж Фальконне. — Конечно же, именно потому, что мы не подписали с вашей страной еще ни одного крупного контракта...»
Даже сегодня приятно читать. Хороший слог, со знанием дела. Статья, столь длинную выдержку из которой я позволил себе привести, называлась «Ваша страна — надёжный партнёр!» и написана корреспондентом воскресного известинского приложения «Неделя» А. Евсеевым в 1979 году. Выходила, если не помните, такая газета, первая в нашей стране «толстушка». О подоплеке той выставки я уже рассказывал: http://www.oldtimer.ru/blogs/denis_orlov/18/


Повод на этот раз иной — 28 августа 1974 года, сорок лет назад, состоялось представление этого самого Citroën CX, на котором разъезжал по Москве толковый корреспондент А. Евсеев с загадочным господином А. Запольским. Сорок лет назад исполнилось автомобилю, совершенно выпадавшему из общего ряда, и даже в наше время смотрящемуся совершенно по неземному. Словно его дизайнеру Роберу Опрону что-то поведали те самые инопланетяне, про которых режиссёр Жан Жиро затем снимет кинокомедию Le Gendarme et Les Extra-Terrestres.
Проекты, не похожие ни на что другое, чаще всего терпят коммерческую неудачу. А тут... Титул европейского «Автомобиля 1975 года», долгие 16 лет на конвейере, около 1,2 миллионов выпущенных экземпляров — что-то невероятное по меркам престижных машин!

Но часто ли сегодня мы вспоминаем о CX? Проблема компании Citroën заключалась в том, что она выпускала один выдающийся автомобиль за другим, и зачастую одни модели попадали в тень других. О том же Citroën DS не написал разве что ленивый. В тоже время, CX если и не превосходит, то, во всяком случае, сопоставим с DS по сумме достижений.

Журнал «За рулём» среагировал на французскую новинку настолько оперативно, насколько позволял тогдашний издательский цикл — в апреле 1975 года. Предоставлю слово более известному журналисту, Льву Михайловичу Шугурову:

«Когда «пошёл занавес» Парижского автосалона, всё внимание приковал к себе облачённый в красное дебютант по имени «Ситроен-ц-икс», вокруг которого сразу был создан ореол звезды № 1.

Начиная с 1955 года фирма «Ситроен» выпустила около двух миллионов легковых автомобилей, отличающихся гидропневматической независимой подвеской колёс. Упругим элементом в ней служит сжатый газ. Такая система поровну распределяет нагрузку между колёсами, и машина не клюёт при торможениях, не присдает при разгонах, сохраняет неизменный дорожный просвет при любой нагрузке; водитель в зависимости от условий движения может установить нужный дорожный просвет. Гидропневматическая система очень дорога в производстве. Она требует прецизионного оборудования, поскольку при изготовлении важнейших деталей необходима микронная точность и очень тщательный контроль за качеством».

Кажется, из этой статьи с намекающим заголовком «За кулисами и на сцене» я впервые узнал слова «прецизионный» и «микронная точность». Лев Михайлович отметил основные особенности новинки: поперечный силовой агрегат (впервые в практике фирмы), самонатягивающиеся ремни безопасности, вогнутое заднее стекло,очень вместительный (0,475 м3) багажник, запасное колесо в моторном отсеке, единственный стеклоочиститель с охватом площади около квадратного метра, цифровые спидометр и тахометр с увеличительным стеклом напротив показателей... И, разумеется, сверхнизкий коэффициент аэродинамического сопротивления Cx = 0,318, и давший, собственно, название автомобилю. В рамках обзора Парижской выставки, на одном журнальном развороте, всего не расскажешь.

Попробую развить рассказ Шугурова, так сказать, в ретроспективном плане. Команда Робера Опрона прорабатывала внешний вид будущего СХ на многочисленных поисковых макетах из пластилина в 1/5 натуральной величины, после чего уже из гипса в ситроеновском Bureau d’Etudes изготавливали макеты в натуральную величину из гипса. Это были «половинные» макеты, с разной левой и правой частями, что позволяло оценивать форму, экономя место в мастерской. Кроме того, по выбранному варианту делали еще и макет в 1/8 натуральной величины для аэродинамических исследований. Процесс заметно ускоряло использование вычислительной техники — например, обмерочной машины Alpha 3D, плоттера Gerber. Понятно, что информация накапливалась на перфолентах. Демонстрационные полноразмерные макеты создавались из полимерного материала, называвшегося «аральдит».
Разумеется, Citroën в своих информационных материалах умалчивал, что Робер Опрон и Мишель Армон развивали идею, намеченную в 1968 году в шоу-каре Pininfarina Berlina Aerodinamica на шасси BLMC 1100. Британцам впору было кусать локти: сама British Leyland не отважилась последовать советам Pininfarina. Точнее, сделала это по-британски сдержанно, без шика.

Дизайнеры Опрон и Армон начали «развивать идею» с модели Citroën GS (он же Projet G). Эта машина с литровым четырёхцилиндровым «оппозитником» дебютировала в 1972 году, а ее первые наброски были сделаны еще весной 1967 года. Уже тогда руководство компании подумывало об отставке DS. Сперва — в виде удлинённой версия GS, как Projet GY, затем — как самостоятельный Projet L. Первоначально в качестве силового агрегата рассматривался горизонтально-оппозитный шестицилиндровый двигатель, V6 производства Maserati и даже роторно-поршневой «Ванкель» — все при продольной схеме размещения, разумеется. (И прототип с продольным агрегатом был построен!) Однако окончательный выбор пал на экономичный и компактный поперечный силовой агрегат, что наделило Citroën CX самым просторным салоном среди автомобилей большого класса.

Про аэродинамические достоинства автомобиля сказано немало. Добавлю, что отчасти благодаря эффектному дебюту CX коэффициент аэродинамического сопротивления вошел в моду среди автомобильных журналистов. Хотя многие из них так и не поняли, к чему этот коэффициент приводить. Напротив, пресса совершенно упустила из виду уникальную техническую особенность CX: он рамный! Автомобиль, и без того низкий, и с рамой! Но вот удивительно, над головами передних пассажиров места было ровно столько же, сколько в Volvo-244, а над задними — всего на 5 см меньше. Притом, что по другим промерам — в коленях, плечах, CX крепко бил всех конкурентов. Интересно также, что, несмотря на рекордную колёсную базу 2845 мм, СХ не был самым длинным автомобилем в классе: 4660 мм — против 4680 мм у Audi 100.

Особого внимания заслуживает приборный щиток CX, получивший прозвище lunule, «полумесяц». Его хитрость заключалась не только, и не столько в отмеченных Шугуровым окошках с показателями — в конце-концов, барабанные спидометры стояли еще на довоенных «газиках» — сколько в группировании органов управления вблизи обода рулевого колеса. И это были не рычажки, а сплошь клавиши и тумблеры. В дальнейшем по такому принципу переделают приборные щитки у всех «ситроенов».

Выдающийся автомобиль... 1974-й вообще, выражаясь языком виноделов, был для автомобилестроения «миллезимным» — в этот год началось производство таких успешных моделей, как Volkswagen Golf, Volvo-240, Citroën CX.
Citroën CX стал не просто ярчайшей премьерой сезона, но и флагманом борьбы автомобилестроителей за снижение сопротивления воздуху. Фото: Mediatheque Citroën
Один из поисковых эскизов будущего автомобиля. Образец с подобной передней частью был построен, однако всё решила аэродинамика. Фото: Mediatheque Citroën
Продувка автомобиля осуществлялась в трубе Аэротехнического института при специальной военной школе Сэн-Сир, построенной в мае 1972 года в первую очередь для исследований обтекаемости сверхскоростного поезда T.G.V. В то время этой трубой пользовались все французские заводы. Размеры позволяли продувать только масштабные модели. Фото: Mediatheque Citroën
В результате родился автомобиль, ставший символом французского технического прорыва, начавшегося во второй половине 1950-х годов. Фото: Mediatheque Citroën
Фасонная рама с плоскими лонжеронами замкнутого сечения соединялась с кузовом Citroën CX посредством 16 резиновых опор. Применение рамы объясняли прежде всего необходимостью изолировать пассажиров от жесткого качения радиальных шин с металлокордом – новинки, постепенно завоёвывающей рынок.
Премьера Citroën CX на Парижском автосалоне, 3 октября 1974 года. Фото: Mediatheque Citroën
24 апреля 1975 года последний Citroën DS – модель 23IE Pallas цвета Bleu Delta сходит с конвейера завода на набережной Жавель. Завод будет закрыт и на его территории вырастет один из престижных районов в 15 округе Парижа. Фото: Mediatheque Citroën
…после чего модельная линейка Citroën в 1975 году стала выглядеть довольно странно: 2CV, GS и CX. Фото: Mediatheque Citroën
… и не менее странно будет выглядеть линейка моторов: горизонтально-оппозитный двухцилиндровый для 2CV, Dyane и Mehari, горизонтально-оппозитный четырёхцилиндровый для GS и – рядный четырёхцилиндровый с поперечным размещением для CX. Фото: Mediatheque Citroën
Авторы рекламных брошюр не испытывали недостатка в сырье – автомобиль был соткан из технических новшеств.
Знаменитая «люнель» – приборная панель CX. Фото: Mediatheque Citroën
Органы управления Citroën CX Athena для британского рынка. Британская штаб-квартира компании располагалась в городе Слоу (графство Беркшир), где до 1966 года собирали «ситроены» для местного рынка. Иллюстрация: журнал What Car?, 11/1979
Во всех ракурсах автомобиль смотрелся необычно (изображена модель CX 20TRE 1983 года). Поражала дерзость разработчиков, применивших цилиндрическое вогнутое заднее стекло. Фото: Mediatheque Citroën
Довольно странно коррелирующий с Citroën CX британский Rover 3500 (SD1), появившийся двумя годами позднее. Сфотографировано автором в Москве на Б.Дорогомиловской улице неподалёку от примыкания к Кутузовскому проспекту. Фото: Денис Орлов
Производство автомобиля развернули на заводе в Олнэ. Фото: Mediatheque Citroën
Наиболее шикарная версия (с 1975 года) называлась 2400 Prestige и оснащалась двигателем рабочего объёма 2347 см3 и мощностью 115 л.с. от Citroën DS 23IE – тоже четырёхцилиндровым! Фото: Mediatheque Citroën
Так Citroën CX 2400 Prestige выглядел снаружи. Он был длиннее обычного СХ (колёсная база 3095 мм). На таком автомобиле ездил президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Фото: Mediatheque Citroën
Удлинение ничуть не портило СХ: модели CX Pallas IE и CX 25 Limousine Turbo. Фото: Mediatheque Citroën
В январе 1976 года стартовал универсал CX Break, для которого весьма подошло удлинённое шасси «президентской» модификации Prestige. Еще в сентябре 1975-го компания весьма своевременно установила на CX дизель – впервые за послевоенные годы (до войны дизельный Citroën выпускался!). Фото: Mediatheque Citroën
В Москве Citroën CX был редким гостем. На снимке – автомобиль руководителя пробега Барселона – Москва – Барселона Каталонского клуба любителей автостарины, 1989 год. Спонсором пробега выступал крупнейший в мире производитель игристого вина кава (не шампанского!), Freixenet (произносится: «Фрейшенет»). С тех пор это одно из моих любимых игристых вин. Великая сила рекламы! Обращают на себя внимание дополнительные квадратные буфера, слегка нарушающие аэродинамическую целостность передка. Фото: Денис Орлов
Автомобиль в позднем (и наиболее мощном – 166 л.с.) оформлении – CX 25 TRD TURBO 2 GTi, 1987 год. Фото: Mediatheque Citroën
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

shelby500
01.11.2014 23:29:11
Никогда не думал, что это чудо оказывается рамное. Удивительно!
Денис Орлов
07.11.2014 22:25:33
Чудо чудное, диво дивное. Как из сказки. А помню еще специальный медицинский CX, его привозили на ситроеновскую выставку. У Citroen и сегодня неплохо с креативом. На Парижском автосалоне они показали прототип Cactus 2L с пневмогидравлическим вспомогательным двигателем. 50 км машина в состоянии проехать исключительно на сжатом воздухе.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное