Блокнот
11.04.2017
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. Форма и функция
Марка Volvo долгие годы выступала синонимом консервативного дизайна (известна шутка о том, в каких компаниях работают самые ленивые дизайнеры - в Porsche, SAAB и Volvo). На самом деле создавать угловатый дизайн, над которым порой подшучивала и сама компания Volvo, - куда более сложная работа, чем создавать "мэйнстримовый" дизайн. Но, возможно, нам стоит пересмотреть наше категоричное суждение о дизайне Volvo?
Изложу факты.
В 1933 году старший сын основателя телекоммуникационной компании Ericsson Густав Эриксон продемонстрировал шведской публике автомобиль с шутливым названием Venus Bilo. Это можно перевести как "Автомобильчик Венеры" (Напомню, что торговой маркой Volvo был символ римского бога войны Марса.) Главной идеей Venus Bilo был бескрылый кузов ("понтонной" формы, как начнут говорить спустя какое-то время). В кузове шириной во всю ширину автомобиля на двух рядах легко усаживались шестеро. Плюс, под сиденьями и нишах крыльев размещалось с десяток фасонных чемоданов крокодиловой кожи. Запасное колесо укладывалось сзади горизонтально, выполняя также и роль буфера. Отцы-основатели Volvo Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон специально приезжали к Эрикссону взглянуть на "Венерчик". Автомобиль показывали дилерам Volvo. Но выпускать не решились - Venus Bilo опередил эпоху на 20 лет.
В 1936 году увидела свет новинка - Volvo PV36 Carioca, первая серийная модель марки с фарами, убранными под облицовку передка. Название автомобилю дал бразильский народный танец. Конструировал "Кариоку" Иван Эрнберг, вернувшийся из США, где работал в компании Hupmobile. Эта марка в 1934 году выпустила модели J-421 и T-427 Eight, созданные великим дизайнером Рэймондом Лоуи. Впрочем, мнение критиков расходятся. Некоторые полагают, что на аэродинамическую (streamlined) форму Carioca повлияла другая новинка 1934 года, Chrysler Airflow. Правда, в отличие от Airflow, кузов у Carioca не был несущим, а покоился на лонжеронной раме. Все три модели не оправдали ожиданий своих создателей. Всего было построено 500 "кариок".
В 1943 году шведская армия приняла на снабжение Terrängpersonvagn m/43 - "Внедорожный автомобиль образца 1943 года". Кузов от таксомотора Volvo PV802 установили на полноприводное шасси. К слову, согласно мобилизационным планам, даже такси в Швеции в особый период обязаны легко переоборудоваться в санитарные машины. Так что кузов военных полностью устроил. Они только потребовали срезать крышу, заменив её тентом. Боковины же остались металлическими. Так волею обстоятельств Volvo создала первый в своей истории кроссовер. За три года было выпущено 210 вездеходов Volvo TPV - для оборонительной доктрины королевства больше не требовалось.
14 апреля 1977 года, на 50-летие, марка преподнесла своим почитателям подарок - особую серию Volvo 244DL с табличкой «Volvo 1927 — 1977, Anniversary Car» и факсимиле президента Пера Гулленхаммара. 200-я серия в своём роде уникальна, поскольку отметилась сразу двумя юбилейными сериями, 1977 и 1987 годов. Сами по себе 19 лет на конвейере перевешивают все язвительные шутки в адрес этого автомобиля, вроде "Volvo - самый быстрый трактор в мире", и все его «детские болезни», и крупнейшее падение интереса к марке, пришедшееся аккурат на юбилейный 1977 год. Мало кто знает, но в это время Volvo и SAAB вели переговоры о слиянии. Volvo 200-й серии стала отождествлением консервативной позиции компании (особенно, если учесть, что на этой модели использовался кузов от Volvo 180, выпускавшейся до этого восемь лет). И всё же. Смотришь, и понимаешь, что от этой формы не убавить, ни прибавить. Как к нашей "Ниве", производство которой также началось в апреле 1977 года.
С 19 по 26 октября 1989 года на выставке "Автопром-89" показывали удивительный автомобиль - Volvo LCP 2000. Он украшал стенд британской компании International Automotive Design. В тот момент тема "автомобиля 2000 года" была чрезвычайно популярна среди производителей. И пример LCP, т.е. Light Component Project ("Проект автомобиля из облегчённых деталей") весьма показателен. В конструкции широко применялись алюминий, магниевые сплавы, углепластик и синтетические смолы. Это была, по сути, лаборатория на колёсах. Предполагалось опробовать разные двигатели - от газовой турбины до электромотора, однако в итоге образцы получили 3-цилиндровые турбодизели с непосредственным впрыском. Один, рабочего объёма 1,3 л, разработки британской Ricardo, имел блок цилиндров и магниевого сплава. Другой, рабочего объёма 1,4 л, немецкого изобретателя Людвига Элсбетта, отличался способностью работать на рапсовом масле. Этой идеей загорелись создатели концепт-кара АЗЛК-2144 "Истра". Что касается Volvo LCP 2000, то с его помощью проектное бюро IAD продемонстрировало свои возможности, что вылилось в инженерное сопровождение проектов серийных Volvo-440 и Volvo-480.
В 2000 году инженерный центр Volvo создал прообраз компакт-вэна DC1 с композитными колесами по патенту Ханса-Эрика Ханссона. Особенность колёс заключалась в том, что они представляли единую систему "колесо-шина". Алюминиевая ступица соединялась с упругими углепластиковыми спицами, а те, в свою очередь, с ободом, на котором крепилась безвоздушная шина-бандаж (разработка Nokian). По сравнению с обычным колесом такая система легче, тише на целых 10 децибел и не подвержена аквапланированию, поскольку в шине проделаны дренажные отверстия. Volvo DC1 необычен ещё и тем, что никогда не показывался на автосалонах. Сегодня он хранится в музее Volvo в Гётеборге.
Признателен Алексею Хресину за помощь в подготовке материала.
Изложу факты.
В 1933 году старший сын основателя телекоммуникационной компании Ericsson Густав Эриксон продемонстрировал шведской публике автомобиль с шутливым названием Venus Bilo. Это можно перевести как "Автомобильчик Венеры" (Напомню, что торговой маркой Volvo был символ римского бога войны Марса.) Главной идеей Venus Bilo был бескрылый кузов ("понтонной" формы, как начнут говорить спустя какое-то время). В кузове шириной во всю ширину автомобиля на двух рядах легко усаживались шестеро. Плюс, под сиденьями и нишах крыльев размещалось с десяток фасонных чемоданов крокодиловой кожи. Запасное колесо укладывалось сзади горизонтально, выполняя также и роль буфера. Отцы-основатели Volvo Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон специально приезжали к Эрикссону взглянуть на "Венерчик". Автомобиль показывали дилерам Volvo. Но выпускать не решились - Venus Bilo опередил эпоху на 20 лет.
В 1936 году увидела свет новинка - Volvo PV36 Carioca, первая серийная модель марки с фарами, убранными под облицовку передка. Название автомобилю дал бразильский народный танец. Конструировал "Кариоку" Иван Эрнберг, вернувшийся из США, где работал в компании Hupmobile. Эта марка в 1934 году выпустила модели J-421 и T-427 Eight, созданные великим дизайнером Рэймондом Лоуи. Впрочем, мнение критиков расходятся. Некоторые полагают, что на аэродинамическую (streamlined) форму Carioca повлияла другая новинка 1934 года, Chrysler Airflow. Правда, в отличие от Airflow, кузов у Carioca не был несущим, а покоился на лонжеронной раме. Все три модели не оправдали ожиданий своих создателей. Всего было построено 500 "кариок".
В 1943 году шведская армия приняла на снабжение Terrängpersonvagn m/43 - "Внедорожный автомобиль образца 1943 года". Кузов от таксомотора Volvo PV802 установили на полноприводное шасси. К слову, согласно мобилизационным планам, даже такси в Швеции в особый период обязаны легко переоборудоваться в санитарные машины. Так что кузов военных полностью устроил. Они только потребовали срезать крышу, заменив её тентом. Боковины же остались металлическими. Так волею обстоятельств Volvo создала первый в своей истории кроссовер. За три года было выпущено 210 вездеходов Volvo TPV - для оборонительной доктрины королевства больше не требовалось.
14 апреля 1977 года, на 50-летие, марка преподнесла своим почитателям подарок - особую серию Volvo 244DL с табличкой «Volvo 1927 — 1977, Anniversary Car» и факсимиле президента Пера Гулленхаммара. 200-я серия в своём роде уникальна, поскольку отметилась сразу двумя юбилейными сериями, 1977 и 1987 годов. Сами по себе 19 лет на конвейере перевешивают все язвительные шутки в адрес этого автомобиля, вроде "Volvo - самый быстрый трактор в мире", и все его «детские болезни», и крупнейшее падение интереса к марке, пришедшееся аккурат на юбилейный 1977 год. Мало кто знает, но в это время Volvo и SAAB вели переговоры о слиянии. Volvo 200-й серии стала отождествлением консервативной позиции компании (особенно, если учесть, что на этой модели использовался кузов от Volvo 180, выпускавшейся до этого восемь лет). И всё же. Смотришь, и понимаешь, что от этой формы не убавить, ни прибавить. Как к нашей "Ниве", производство которой также началось в апреле 1977 года.
С 19 по 26 октября 1989 года на выставке "Автопром-89" показывали удивительный автомобиль - Volvo LCP 2000. Он украшал стенд британской компании International Automotive Design. В тот момент тема "автомобиля 2000 года" была чрезвычайно популярна среди производителей. И пример LCP, т.е. Light Component Project ("Проект автомобиля из облегчённых деталей") весьма показателен. В конструкции широко применялись алюминий, магниевые сплавы, углепластик и синтетические смолы. Это была, по сути, лаборатория на колёсах. Предполагалось опробовать разные двигатели - от газовой турбины до электромотора, однако в итоге образцы получили 3-цилиндровые турбодизели с непосредственным впрыском. Один, рабочего объёма 1,3 л, разработки британской Ricardo, имел блок цилиндров и магниевого сплава. Другой, рабочего объёма 1,4 л, немецкого изобретателя Людвига Элсбетта, отличался способностью работать на рапсовом масле. Этой идеей загорелись создатели концепт-кара АЗЛК-2144 "Истра". Что касается Volvo LCP 2000, то с его помощью проектное бюро IAD продемонстрировало свои возможности, что вылилось в инженерное сопровождение проектов серийных Volvo-440 и Volvo-480.
В 2000 году инженерный центр Volvo создал прообраз компакт-вэна DC1 с композитными колесами по патенту Ханса-Эрика Ханссона. Особенность колёс заключалась в том, что они представляли единую систему "колесо-шина". Алюминиевая ступица соединялась с упругими углепластиковыми спицами, а те, в свою очередь, с ободом, на котором крепилась безвоздушная шина-бандаж (разработка Nokian). По сравнению с обычным колесом такая система легче, тише на целых 10 децибел и не подвержена аквапланированию, поскольку в шине проделаны дренажные отверстия. Volvo DC1 необычен ещё и тем, что никогда не показывался на автосалонах. Сегодня он хранится в музее Volvo в Гётеборге.
Признателен Алексею Хресину за помощь в подготовке материала.
Для 1933 года Venus Bilo выглядел просто фантастически: фары едва ли не впервые в мире были композиционно объединены с облицовкой радиатора. Фото: Tekniska museet
Volvo PV36 на службе полиции Гётеборга. Фото: Tekniska museet
Первый кроссовер Volvo TPV (1944 - 1946 годы) обладал внушительным дорожным просветом в 330 мм. В варианте Radioterrängpersonbil m/1943 он выставляется в королевском военном музее Швеции. Фото: Armémuseum/Erik Walberg
Volvo 244 из лимитированной серии к 50-летию компании. Яркий образец шведского минимализма, творение дизайнера Яна Вилсгорда. Фото: Денис Орлов
Экспериментальный сверхлёгкий и сверхэкономичный автомобиль Volvo LCP 2000 на выставке в Москве. Фото: Денис Орлов
Пассажиры в Volvo LCP 2000 сидели по уникальной формуле Dos-à-dos (
Прототип Volvo DC1 с композитными колесами по патенту Ханса-Эрика Ханссона, 2000 год. Фото: Денис Орлов
Изображение из патента US 5353853 от 11 октября 1994 года Ханса-Эрика Ханссона. Красным выделен профиль упругой спицы колеса
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.
популярное
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.