Блокнот
23.08.2016
Остаются машины
Шестого августа в возрасте 86 лет ушёл из жизни выдающийся автомобильный дизайнер Ян Вилсгорд (Jan Wilsgaard), в течении 40 лет проработавший в компании Volvo.

Он родился 23 января 1930 года в Бруклине, в семье норвежского рыбака. В Швецию семья переехала во время Второй мировой войны. Янни — так его звали друзья — закончил Высшее училище прикладного искусства в Гётеборге (HDK, Högskolan för Design och Konsthantverk), после чего в возрасте 20 лет пришёл в Volvo.

Его первым проектом стал прототип Philip с двигателем V8 и очевидным влиянием современного американского дизайна (Kaiser-Darrin). Становление Вилсгорда как дизайнера — это путь избавления от влияния авторитетов и постепенное превращение его самого в такого авторитета. Отличительной стороной скандинавского дизайна, как известно, является скупость выразительных средств, однако подчас мы мало задумываемся над тем, что именно побуждает художников, скульпторов и архитекторов творить в таком ключе.

Дело не только в особой атмосфере, из которой творцы черпают вдохновение. Швеция, как и Скандинавский полуостров в целом — малозаселённая территория, с относительно скромным достатком населения. Подчас — до начала добычи газа и нефти на шельфе Норвегии — и просто нищая. Низкая покупательская способность населения становилась камнем преткновения для всех энтузиастов, зачинавших в Швеции (Норвегии, Финляндии) автомобильное дело. Volvo с самого начала выстраивала свой бизнес крайне аккуратно. Добивалась крупных государственных заказов. Предлагала модели со скромными эксплуатационными затратами. Подолгу держала одну модель на конвейере.

На дизайне Volvo местные условия сказались самым непосредственным образом. Постепенно Ян Вилсгорд приходил к пониманию, что не всегда богатое оформление является синонимом красоты. Volvo 120 Amazon, к работе над которым он приступил в 1953 году, носил на себе явные свидетельства итальянского влияния (Alfa Romeo), но после Amazon Вилсгорд уже не допускал эпигонства.

Volvo 140-й серии стала в истории марки поворотным пунктом, после чего (во многом благодаря Вилсгорду) заговорили об особом, шведском стиле в автомобильном дизайне. Без итальянского влияния тут, конечно, тоже не обошлось. До конца своей карьеры в Volvo в 1990 году Ян Вилсгорд будет консультироваться с итальянцами, равно как сама компания Volvo привлекать итальянских «кароццери» для консультаций, постройки прототипов и выпуска небольших серий заказных моделей. В любом случае, на всех отчётливо будет заметен почерк Вилсгорда. 40 лет в одной компании — редкое, непостижимое в наше время постоянство, правомочность которого подтверждают модели Volvo, которые не перестают нас восхищать: 200-я серия, 700-я серия, 400-я серия. Эти автомобили не просто самобытны — они сделались неотъемлемой частью нашего представления о Швеции и шведах.
Ян Вилсгорд (23.01.1930 - 6.08.2016) Фото: Volvo Cars
Philip. Просто Philip. Без Volvo. Прототип 1950 года. Первенец 20-летнего студента Яна Вилсгорда, которого правление Volvo назначило... главным дизайнером . О том, что это именно Volvo, причём с V8, намекали декоративные "галки" на капоте и крышке багажника. Фото: Volvo Cars
Volvo 120 Amazon выпускался с 1956 года и смотрелся не хуже своих основных конкурентов. За 13 лет компания продала свыше 667000 таких машин трёх серий. Фото: www.digitaltmuseum.se
Итальянские ветра в шведских шхерах: Volvo 142 выпуска 1967 года. Автомобиль, в котором в полной мере проявилась самобытность марки. Фото: Volvo Cars
Классика скандинавского дизайна - Volvo 200-й серии. Фото: www.digitaltmuseum.se
VESC (Volvo experimental vehicle), 1972 год. Формирование особого скандинавского стиля Яна Вилсгорда - это в том числе и учёт глубокой работы инженеров по внедрению новейших систем пассивной безопасности. Фото: Volvo Cars
Ян Вилсгорд заглядывает за половинку масштабного макета. Весьма символичный снимок середины 1970-х, отражающий кредо мастера: проникнуть в корень проекта, не увлекаясь стилизацией. Фото: Volvo Cars
Яркий образец шведского кубизма - Volvo 7-й серии. Фото: Volvo Cars
Даже если к проекту привлекали сторонние силы (а кто только не участвовал в работе над Volvo 480 - и голландский филиал, и Bertone, и Porsche, и британская инжиниринговая фирма IAD), в нём чувствовался стержень, заложенный Вилсгордом. Фото: Volvo Cars
Когда первый макет Volvo 850 везли из итальянской мастерской Coggiola в Швецию, водитель автовоза сфотографировал проект и послал картинки в журнал Expressen. Машину пришлось срочно переделывать. Автор идеи 850-й - подчинённый Вилсгорда - Рольф Мальмгрём. Фото: Volvo Cars
.Обсуждение Volvo 780 в студии Bertone, помогавшей Volvo "свежим взглядом" (это называется "дизайн-клиник"). Справа - тогдашний главный дизайнер Bertone Паоло Каккамо и Ян Вилсгорд. Фото: Volvo Cars
На пенсии Ян Вилсгорд полностью посвятил себя ваянию и не занимался автомобилями. Фото: Volvo Cars
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное