До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
17.02.2014
«Каждый сходит с ума по-своему»
Спичечные коробки, марки, паровозики, модельки, монеты, значки, бабочки - что только не становится предметом коллекционирования и собирательства! В детстве я тоже не избежал подобной участи, причем увлечение сохранилось по сей день. Вот уже 40 лет я старательно собираю масштабные модели-копии автомобилей в международном масштабе 1:43.

Почему именно такой масштаб? Просто так исторически сложилось, что к моменту моего похода в первый класс из доступных были только изделия Саратовского завода - Москвичи 412, потом 426, 427, 433… Сегодня те первые, еще довольно примитивные модельки – огромный дефицит, больше всего ценятся в родной картонной упаковке и с порядковым номером на днище ( т.н. номерные). Увы, тогда, почти полвека назад я руководствовался принципом «Что имеем – не ценим» и вовсю использовал их по прямому назначению… пока не осознал всю прелесть коллекционирования. Сегодня могу любоваться только несколькими из сохранившихся первенцев, остальные пали смертью храбрых на испытаниях ходовой части и проверках кузова на прочность)))

И как только на стене в моей комнате появилась первая полочка для имитации гаража, как только мне стало доставлять удовольствие ставить их рядом
Результат долгих поисков, в родной краске, тот самый М403ИЭ (см. статью «Нежданно-негаданно»)
(такие разные и одновременно однотипные) – началась активная фаза роста уже маленькой, но коллекции. Просто так ломать стало уже неинтересно, каждые лишние накопленные 20 копеек тратились на маленький пузырек с краской из палатки по ремонту обуви через дорогу от дома, и кисточкой, корявенько , но усердно осваивался процесс окраски. Вдоволь натренировавшись на изменении цвета кузова, полученное качество перестало меня удовлетворять. В ход пошли аэрозольные баллончики «Латвбытхима» по рупь сорок с весьма скудной палитрой – белой, зеленой, красной, бежевой , серой эмалью воздушной (то бишь коридорной около лифта) сушки. Иногда везло – можно было раздобыть желтый и синий цвет, палевый, бледно зеленый, серо-голубой, красный… Со временем набитая рука уже не допускала потеков, перепыла и шагрени, в ход пошел нарезанный на полоски скотч для маскирования нужных участков кузова и получения «спецокраски» (милиция, аварийные службы и пр.) то есть - все по взрослому))). Восстановлен из праха разбитый в свое время М403ИЭи превращен для жесткости в универсал М424
Рассыпавшийся от старости 403 ИЭ, но восстановленный из за любви к данной модели в универсал М424 (не выбрасывать же было останки))))
видоизменен стандартный м408 в раннюю версию, отремонтирован мой первенец М426
Первенец, Москвич 426, куплен в 1974 году, счастливо избежавший полного износа и восстановленный в 1981 году , подспудная причина покупки в 2007 году такого же в масштабе один к одному
Совершенствовалась финишная окраска, а душа тем временем требовала продолжение банкета – хотелось вырваться из узкого ассортимента моделей, предлагаемых на тот момент промышленностью. Дурная голова рукам покоя не дает, и вот уже из заводской версии – из пикапа делаю «каблук» Иж 2715
Пошли реплики – Иж 2715, переделанный из пикапа
из УАЗа 452В вагонной компоновки – «головастик» 452Д и т.д. Однако на уазиках хочется остановится особо. К тому времени я уже открыл для себя Клуб ИТСМ (Историко Технический Стендовый Моделизм), заседания клуба каждый четверг с 18-00 проходили в ДК Меридиан у метро Калужская. Попав туда в первый раз, я был сражен многообразием и количеством обмениваемых, продаваемых и просто демонстрировавшихся из чемоданов типа «дипломат» и «президент», на столах и подоконниках моделей всех форматов и масштабов, в том числе первый раз в жизни увидел великолепную модель УАЗа «буханки» цвета морской волны. Примерно в 1983-84 году на Саратовском заводе «Тантал» начался ее выпуск, модель не попадает в широкую продажу, ее цена у перекупщиков из Детского мира доходит до целых !! двадцать пять рублей! Денег тогда у бедного студента на это чудо в таком объеме не водилось, но мечта засела крепко. Все что можно тогда было достать – Рафики по 6 рублей, Волги 24-ки по 5-60, Жигули и Москвичи по 3-50, а если в окраске «милиция» – 3-90 ( вот в голове засели цифири, не выветриваются)
стандартные , но дефицитные спецавтомобили завода «Тантал» по 3р90коп.
А тут принципиально новый типаж, шикарно сделанный, полцарства за коня! Конечно, правдами и неправдами сумма была накоплена, по спекулятивной цене приобретена чудная песочного цвета Вещь, даже как мне тогда казалось с запахом нового автомобиля… Конечно, налюбовавшись с месяц на новоприобретенное чудо, захотелось сотворить версию в спецокраске, но где ж взять еще один исходник? И тут случилось чудо. Совершенно случайно становлюсь обладателем информации, что рядом с гостиницей Балчуг напротив Кремля притаился скромный магазин со звучным названием «Волга» и торгует он на своих 30 квадратных метрах медом, вяленой рыбой, какими то пряниками, сувениркой, даже точно не скажу чем еще – и о чудо! Стоят в витрине ОНИ! Можно хоть коробками покупать желанные Уазики по 7рублей 20 копеек! Моя радость не знала границ, все возможные средства были пущены в ход. На всю жизнь я запомнил азарт творчества, охвативший меня тогда. Мосгаз
или аварийную службу Мосгаза
пожарная
превращение простой буханки в штаб пожаротушения
санитарная, военная комендатура, реанимация, милиция, а еще можно отпилить заднюю стенку и удалив середину кузова склеить двухместный грузовичок с деревянным кузовом!
Один из первых на модельном рынке – головастик УАЗ 452Д, сделан из базового автобуса 452В методом распила)))
И работа закипела. Благо на полставки я тогда трудился в лаборатории того же института, где учился на дневном отделении, а имел при этом свой стол, доступ к паяльникам, точилам, дрелям, и даже болгарке. Мои функции как работника состояли в запуске студентов на лабораторную работу, подключении оборудование, сделал свое и гуляй Вася – есть полтора часа на творчество. Так появились Рафики 2203 в специсполнении
Версии любимого Рафика – реанимация
Спортивный РАФ (велоспорт)
Снова пожарная тема (РАФ штаб пожаротушения)
еще большое количество модификаций разных машин - обо всех не рассказать.

При том что 100 процентов остальных сотрудников отдела безбожно халтурили по починке электроники и радиотехники, мое усердное занятие с модельками не выглядело чем-то из ряда вон выходящим . Ну уж только если я очень сильно ароматизировал воздух парами краски из баллончиков за лифтом, рядом с курилкой, тогда мог получить вялое замечание , а так это было по настоящему счастливое время свободного творчества, совершенствования мастерства и активного пополнения коллекции. Причем настолько нарастил темп, что даже стал выполнять заказы на сторону, а на полученные деньги приобретал появляющиеся новинки и сырье для удовлетворения увеличившегося аппетита. За те несколько лет я сумел создать костяк своей уже довольно большой коллекции, переделывал и улучшал стандартные
Доработка до желаемого внешнего вида Питерского РАФ 977
количество единиц автотранспорта перевалило за сотню. Даже начал баловаться изготовлением модели с нуля – пайкой я владел, отмытые банки из под сгущенки заботливо собирались, из них можно было спаять любой кузов
Попытка создания собственных кузовов пайкой банок из под сгущенки (М401)
После окончания института я еще годик проработал в лаборатории, но запахло новыми веяниями, надо было менять ритм и стиль, суровая правда жизни диктовала свои условия. Времени на творчество оставалось все меньше, приобретенный и с блеском освоенный аэрограф все больше простаивал без дела, приходилось больше времени уделять новой работе. При этом многочисленные кооперативы уже выпускали много новых моделей
Пожарная тема влечет – окраска и сборка из продававшегося тогда комплекта
заводы тоже не отставали, я довольствовался простой покупкой новинок в палатках и магазинах. Как то удавалось выкраивать время на поход в клуб, хотя он постоянно менял дислокацию – то на Полежаевской, то на Красной Пресне, то на Авиамоторной… Пополнение коллекции тех лет можно сравнить с охотой, когда иногда вернешься без добычи, а иногда сразу с тремя трофеями ( правда уже без денег, вот то есть ну совсем без них) - это не может сравниться с теперешней размеренной покупкой раз в две недели новенького выпуска из серии Деагостини )))

Годы идут, коллекция важно занимает 10 квадратным метров стеклянных полок
общий вид москвичевского раздела
общий вид площадок ГАЗа
Площадка Автоваза
смешанная экспозиция УАЗ-ЗаЗ
в закрытых стеллажах с подсветкой, что то даже стало разрушаться от алюминиевой чумы ( это такая болезнь, которой подвержены сплавы из силумина, охрупчиваются и рассыпаются на кусочки), но и время неумолимо идет вперед, ничто не вечно под луной…

Хорошо что тогда я освоил занятие, полностью поглощавшее все свободные часы и развивавшее творчески, пусть тогда мне и не хватило времени на полное совершенствование мастерства, но я благодарен таким маленьким, но ценным моделям-копиям в масштабе один к сорока трем…
В то время все 408-ые москвичи выпускались как модели в 412ом кузове, я смог исправить это упущение врезкой донорских задних фонарей
Самоделка на базе Зил131 и 130
проба сил в создании реплики раллийной «копейки»
Лада 2105 ВФТС (раллийная, клуб ИТСМ)
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

dent2410
17.02.2014 12:54:31
На Авиамоторной - это в ДК завода "Компрессор" ?
олд джек
18.02.2014 11:16:29
Да нет, вроде "Факел" называется, но могу ошибаться. Давно уже не был, да в моменты посещения на крышу с названием не смотрел))) Если ехать из центра по ш. Энтузиастов, перед мостом у метро отнесенный левый поворот )под мостом) и по трамвайным путям мимо рынка еще около пары камэ,,
dent2410
18.02.2014 11:41:45
Похоже другое место...
Николай Марков
18.02.2014 18:11:45
А, так вот откуда таланты реставраторские берутся! :)
Уважуха, Евгений! Если б я такую коллекцию с таким разнообразием спецтехники увидел лет 20 назад - упал бы со стула, это точно :):):)
S_Iones
20.02.2014 00:49:32
Под клубом на Авиамоторной подразумевается, думаю, клуб в кинотеатре на Солдатской - он доживал ВОТ ТАМ последние годы, пока не закрыли. Еще Евгений забыл клуб на Алексеевской, на Павла Корчагина, который собирался по вторникам на одном месте с 1994 и до две тыщи какого-то, когда ВОТ ОН отправился на Солдатскую.

Лично у меня никогда не поднималась рука пилить или перекрашивать новенькую блестящую машинку из магазина: ни тогда, ни сейчас. Иное дело - побывавшие в игрушках хосписы. Помню еще что части расчлененных металлических кузовов с трудом склеивались между собой.

А главный шедевр материала - Слон из банок сгущенки. Могу себе представить как сделать таким образом ГАЗ-67 или военные крылья полуторки. Но чтобы 401-й кузов с радиусами, дутыми крыльями и крышей...
TUNER
20.02.2014 07:42:18
Великолепная коллекция! Золотые руки, что тут говорить.
олд джек
20.02.2014 09:30:49
На самом деле не хотел раздувать материал статьи, но также по этой технологии были сделаны ГАЗ 51, ЗаЗ 965, ГАЗ 67.... ))))))
ТИЗ
20.02.2014 23:11:55
Ну, СтарыйТёзк, ты еще круче, чем я думал! Ай, молодец! А я собирал все подряд, от вагончиков до танков с самолетами, пока этого всего не стало так много, что действительно начал пропадать интерес. Купил, поставил, пыль смахнул - и так оставил. А потом как-то одномоментно взял и от всего избавился - понял, что нельзя объять необъятное. И очень уважаю тех, кто все-таки пытается это сделать!


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Евгений Магаков
Реставратор

Всю сознательную жизнь не мыслит себя без автомобилей. С пятилетнего возраста практиковался в авторемонте, подавая ключи автолюбителям во дворе, тогда это традиционно происходило и по будням, и по выходным, было в порядке вещей. Получив диплом инженера-механика, прошёл путь от ученика в автосервисе до начальника производства и понял, что годы проходят впустую. В 2002 году удачно втёрся в доверие к главному редактору журнала «Игрушки для больших» и, опубликовав пару статей по восстановлению «Победы», из темы автореставрации уже не выбрался. Засосавшая Евгения Магакова «опасная ретротрясина», дав прекрасную возможность спасать от чермета и сохранять для истории редкие и вымирающие автомобили, даже и не думает его отпускать.

популярное