До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
05.01.2014
«Звезда Кустарная»
Разбирая свои фотоальбомы и архивы, наткнулся на относительно недавний эпизод в моей жизни. Тогда (лет шесть-семь назад) активно собирались коллекции, строились планы по созданию музеев ретроавтомобилей по европейским образцам, многое было спасено от свалок, и даже программы утилизации еще не было и в проекте. На волне этого собирательства судьба забросила меня в подмосковный гараж, где по объявлению, недорого, продавалось нечто очень самодельное и уже порядком состаренное. После открывания ворот (с трудом кстати, землю пришлось откопать сантиметров пять) моему взору предстало запыленное, местами поржавевшее, на спущенных колесах от инвалидки но еще вполне самостоятельное изделие.

К отечественному автопрому, несмотря на рождение в подмосковных краях, оно не имело прямого отношения, только опосредованное. Чуть топорно сделанное, но еще оживляемое чудо по техпаспорту носило очень гордое название — «Звезда Кустарная». Да, именно так, орфография сохранена. Все объяснилось очень просто. Данную самоделку на базе агрегатов от мотоцикла, инвалидки и кусочков разных автомобилей (по правилам того времени собирать мощных монстров было запрещено, в основном плясали вокруг запорожцев и СМЗ, затем база подросла и ограничения формировались жигулевско-москвичевскими характеристиками) создатель пользуясь служебным положением и благоволением руководства собирал на заводе «Звезда». Отсюда и часть названия, гордость и величие которого при регистрации в ГАИ сильно урезали приставив определение «Кустарная». Видимо имелась в виду кустарность способа изготовления, да и нежелание поощрять именование самоделок громкими эпитетами. Так в те голодные на массовые и доступные автомобили годы создавались, собирались, а потом и ездили весьма многочисленные Лауры, Ники, Тритоны, Юны, Звезды, а некоторые из них можно было совсем недавно воочию наблюдать в соответствующем разделе выставки «Олдтаймер-Галерея».

Вот хотел наш советский человек иметь транспортное средство, и руки откуда надо росли, и какие-никакие деньги водились, ан нет. Или открытку жди годами, или промышленность просто не выпускает желаемый типаж — полноприводный 6Х6 вездеход, плавающую амфибию, микроавтобус, прицеп-дачу или машину для дальних путешествий. Я также не забываю попыток создавать электромобили, а также кузова более прогрессивные по аэродинамике, дизайну, удобству и пр.

И творили, и создавали на балконах и дачах, на работе и в гараже, иногда получались шедевры, иногда неказистое транспортное средство, зато свое, надежное, родное и, главное, оно ЕХАЛО.

Пласт самодельщиков распространялся на многие области технического прогресса, но меня всегда привлекали именно автомобилисты, в детстве и юности обожал смотреть передачи типа «Это Вы можете». Лет тридцать назад долго разглядывал на улице заднюю панель со светотехникой у самоделки с кормой а-ля «Понтиак» со множеством фонарей во всю ширину машины. Тщательно вглядевшись, увидел первоисточник оптики — штук 20 разрезанных и искусно скомпонованных и склеенных (практически незаметно) рассеивателей от заднего фонаря ВАЗ 21011... Помню интервью с создателем одной из машин-героев программы на ТВ и его слова «Если уж я создал машину сам, то и мелочевку, бампера и все остальное сделал тоже сам, не хочется чтобы меня выдали какие ни будь дверные ручки от Жигулей, пусть думают про неизвестную новую модель». Многие строили свои автомобили просто из желания самореализоваться, использовать свой потенциал конструктора, дизайнера, творца. Несмотря и вопреки бюрократическим препонам при легализации построенного автомобиля (один только сбор справок о законности приобретения агрегатов и запчастей чего стоил) люди изыскивали способы найти материалы, технологии, так, чтобы на кухне можно было начать процесс отладки и на улице продолжить, на даче собрать окончательно. И это при том, что о современном обилии всевозможного инструмента можно было только мечтать. Тиски, ножовка, дрель со сверлами и насадками, лобзик, молотки да отвертки с напильниками — вот и весь «базовый» набор. Кто мог, дополнял список станками по знакомству или стоящими у себя на работе, использовал тайные возможности оборонки и даже окраска своего изделия приставкой к пылесосу «Вихрь» не считалась чем-то зазорным))).

Увы, эпоха левшей потихоньку уходит, и все чаще можно наблюдать на трассе беспомощного автовладельца лет 25-ти, в раздумьях пытающегося приладить домкрат для замены спущенного колеса. Про заглохший мотор и вовсе не говорю, эвакуатор в век электронной начинки —единственная помощь для среднестатистического водителя. Когда-то Михаил Задоронов в своих юморесках высмеивал «тупых» иностранцев, у нас скоро видимо будет что-то похожее. Новые технологии вытесняют возможность ручной коррекции и возможность что-либо сделать самому, все становится одноразовым и, по сути, не ремонтнопригодным. Народ расслабляется, уходят привычки, навыки и славная история массовых построек как проявление технического творчества масс. Ведь в те годы даже книги издавались «Как построить автомобиль», и спорт был по-настоящему массовым... Такие вот грустные размышления о будущем через призму истории Самавто в СССР.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

05.01.2014 17:47:08
Автор явно вдохновлялся британским Mini - такие же маленькие колеса, причем, передние "по углам" - прямо по принципам Иссиогониса, низкий капот и и высокий объемный салон. Кажется, кузов взят от универсала Skoda - лицо откровенно проглядывает, но сильно перекроен под другие пропорции.

Жаль, что на смену таким самодельщикам (есть ли они сейчас?) пришли мастера "тюнинга", большей частью безвкусного и примитивного.
05.01.2014 18:01:08
Просо самоделкины стали другими, с другими возможностями, часто с деньгами
Есть чудные варианты кастомов и хот-родов.
уже скорее искусство

а я вот такого на днях встретил.
возит бригаду ассенизаторов и ремонтников канальи
на форуме газ-69 определили что не серийный колхоз

олд джек
05.01.2014 21:37:47
Естественно он не серийный, с кабиной 53го газона и вагонной компоновкой. но вполне себе заслуживает права на жизнь!
Николай Марков
05.01.2014 23:41:11
Наличие 53-й кабины еще не означает несерийность или кустарность. В Эстонии на Нуйа Эсти Пылламаяндустехника (Нуйаское районное объединение «Сельхозтехника» Госагропрома Эстонской ССР) вполне себе строили таких монстриков на шасси ГАЗ-69 и УАЗ-469Б. Даю ссылочку на свою стародавнюю статью на эту тему, ближе к концу там как раз и про этих эстонцев есть.
http://www.cartruckbus.ruhttp://193116.selcdn.ru/old/art1cles/na-lico-uzhasnye-dobrye-vnutri-2
олд джек
07.01.2014 09:35:49
ну как бы да, с одной стороны, но с другой стороны - почему на дорогах москвы появились пришельцы из космоса - КАМАЗы раллийного Дакаровского вида но в раскраске дорожных ремонтников? Все правильно, для участия в гонке завод выставляет серийную машину, а серия - например от 100 штук. Понятно, что раллийных камазов столько не делают, вот и идут на хитрость. Так и в Гжели лет десять назад Бычки-шасси превращали в автобусы, они даже иногда до сих пор на дорогах встречаются. Но это лишь мелкосерийное производство, а не серия. Весь вопрос в количестве выпущенных экземпляров "колхозничков" ))))
Николай Марков
07.01.2014 23:00:46
>>> почему на дорогах москвы появились пришельцы из космоса - КАМАЗы раллийного Дакаровского вида но в раскраске дорожных ремонтников?

"Они" никакого отношения не имеют к раллийным КамАЗам. К "хитрости" тоже, ибо никакой хитрости нет. Если я правильно понял, о какой машине речь (а я думаю, правильно понял), то это эвакуатор одного из автотранспортных предприятий, "запиленный" водителями из КамАЗа-4310 то ли 1988, то ли 1989 года.

>>> Но это лишь мелкосерийное производство, а не серия.

Понятие серийности в отношении автомобилей сегодня вообще такая скользкая вещь...
олд джек
08.01.2014 20:47:49
нет. не правильно ))) в том то и дело, что вышеозначенных Камазов со скошенным задком кузова как у команды "Мастер" ярко оранжевого цвета (даже модельку в Казани выпускают такую) не 5, не 10 и даже не 20 штук, постоянно вижу их на в ЮЗАО, они все новые, отнюдь не самопал, при случае зафоткаю...
dent2410
12.01.2014 17:25:12
Левши и сейчас есть, и уровень местами куда как посерьезнее стал. Пресловутый детишковый тюнинг конечно уже всех достал, но есть люди которые серьезно перепиливают машины для того что-бы реально гоняться, есть те кто строят феерические транспортные средства для бездорожья и т.п. Просто зачастую нет никакого смысла как в былые времена строить машину с нуля - доноры теперь доступны.

А признак того что кто-то в 25 лет стоит несолоно хлебавши с домкратом у спущеного колеса означает лишь, что машина наконец стала средством передвижения, а не предметом роскоши как это было еще во времена моего детства. Даже несмотря, что многие до сих пор понтуются - культура вопроса в бесконечном долгу, чего уж там. Я отлично помню, что груженая под завяз 21011 моего деда с 4 взрослыми, 2 детьми и кучей скарба, выполнявшая абсолютно транспортную задачу по доставке задов из столицы на дачу, все равно воспринималась всеми с неизменным налетом барства.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Евгений Магаков
Реставратор

Всю сознательную жизнь не мыслит себя без автомобилей. С пятилетнего возраста практиковался в авторемонте, подавая ключи автолюбителям во дворе, тогда это традиционно происходило и по будням, и по выходным, было в порядке вещей. Получив диплом инженера-механика, прошёл путь от ученика в автосервисе до начальника производства и понял, что годы проходят впустую. В 2002 году удачно втёрся в доверие к главному редактору журнала «Игрушки для больших» и, опубликовав пару статей по восстановлению «Победы», из темы автореставрации уже не выбрался. Засосавшая Евгения Магакова «опасная ретротрясина», дав прекрасную возможность спасать от чермета и сохранять для истории редкие и вымирающие автомобили, даже и не думает его отпускать.

популярное