До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
15.02.2016
Не только автомобили…
Публика, приходящая на ретро-выставки, давно почему-то привыкла, что «ретро-техника» — это исключительно автомобили. Впрочем, что значит «почему-то»? Мы сами, участники то есть, и приучили, только легковые да военные машины выкатываем. Исключения редки.

Между тем когда-то мотоциклы считались ничуть не менее серьезным транспортным средством, чем автомобили. И по городам на них ездили, и между оными, и в деревнях по хозяйству использовали, а то и в дальние путешествия отправлялись. Конечно, это надо было быть энтузиастом, но в прежние времена их хватало, а вот техники — нет. Именно поэтому мотоциклы заезживались до последней стадии, когда лошадей уж давно пристрелили бы. Ремонт казался простым — всё на виду, всё рядом, взяли, развинтили и... Вот с этим «и...» обычно возникали проблемы, потому что желание ездить и желание ремонтировать — две большие разницы, к тому же обучиться первому всегда было значительно проще, чем второму. Оттого-то так мало и дошло до настоящего времени мотоциклов в оригинальном, а не переделанном состоянии, потому-то на выставках их всегда немного, хотя в прошлом году весенняя «Олдтаймер-Галерея» порадовала почти двумя десятками отлично восстановленных двухколёсных аппаратов.

Нынче, когда до начала работы выставки осталось две недели и уже известны некоторые участники, можно надеяться, что и этой весной мототехника будет представлена достаточно широко. Конечно, главный «игрок» на этом поле — Гараж Особого Назначения, в экспозиции которого будет продемонстрирована не только четырехколёсная, но также двух- и трехколёсная техника. Мотоциклы — гордость Почетного эскорта, поскольку именно они возглавляют кортеж, именно они идут впереди автомобилей с персонами государственного значения. Впервые мотоциклетный взвод Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля в составе отечественного Почётного эскорта был задействован ещё летом 1956 года во время визита в СССР Президента Югославии Иосипа Броз Тито. Тогда для эскортной службы использовались мотоциклы М-72 производства Киевского мотоциклетного завода, который оставался поставщиком Почетного эскорта до начала 90-х годов прошлого века, когда на смену киевским мотоциклам пришла продукция концерна BMW. За это время в составе эскорта сменилось семь основных моделей киевских мотоциклов (не считая вариантов с боковой коляской). Все они будут показаны на предстоящей выставке.

Не следует полагать, что представляемая техника все это время хранилась где-то в уютном боксе. Все машины в разное время по завершении боевой службы списывались, и судьба их складывалась по-разному. Многие мотоциклы оказались в частном владении. Пришлось приложить немало усилий, чтобы не только вновь собрать все основные модели в музее Гаража особого назначения, но и довести их до выставочного внешнего состояния и полной работоспособности.

Следует отметить, появлению каждой новой основной модели мотоцикла предшествовала длительная работа конструкторов и производственников. Множество промежуточных образцов, созданных в то время, так и не добралось до серийного выпуска, а большая часть их была безвозвратно утрачена. Тем отраднее оказалась информация о том, что на грядущей «Олдтаймер-Галлерее» нас ожидает встреча с опытными образцами эскортных мотоциклов, которые сохранились в частных коллекциях. Один из них, мотоцикл Киевского мотозавода, разработанный в рамках проекта «Эскорт-86», представляет собой носитель модернизированных агрегатов ходовой части и опытного комплекта защиты водителя, специально изготовленного для дорожных испытаний. Эти работы проводились силами серпуховского ВНИИМотопрома, который в советское время являлся головной проектной организацией в части мотоциклетной техники. Две других машины, появления которых очень хочется увидеть, создавались во второй половине 80-х годов прошлого столетия силами специалистов Ижевского мотозавода, который на определенном этапе подключился к созданию эскортных мотоциклов. Было построено несколько опытных образцов, которые различались между собой главным образом силовыми агрегатами. Развития тема не имела, машины остались в экспериментальном цеху Ижевского мотозавода, а при банкротстве предприятия попали в частные руки, благодаря чему, очевидно, и сохранились. Две из них, представляющие собой различные версии проекта Иж 8.201 «Вега», также заявлены для участия в выставке. При общем внешнем сходстве это принципиально разные версии проекта, поскольку на одной установлен роторно-поршневой двигатель ВАЗ-1184, а на другой — экспериментальный 700-кубовый двухцилиндровый двухтактный мотор, созданный на базе цилиндро-поршневой группы и ряда других деталей от двигателя «Иж-Планета-Спорт 350».

Кстати сказать, «Иж-Планета-Спорт 350» 1974 года, прошедший реставрацию, также ожидается в экспозиции. Легендарный «Пёс», как его звали среди мотоциклистов того времени (от сокращения Иж-ПС), пользовался большим спросом наравне с импортными «Явами», поскольку эта модель на уровне проекта задумывалась не как утилитарное транспортное средство с возможностью эксплуатации с боковым прицепом, а именно как мотоцикл-одиночка — стильный и динамичный (следует напомнить, что в то время иностранные мотоциклы в СССР были представлены лишь довоенной и военной техникой, да машинами производства дружественных социалистических стран). Двигатель отличался системой раздельной смазки, а на мотоцикле в начальный период выпуска устанавливались японские комплектующие в системе питания и в электрооборудовании. Позже, конечно, упрощение и удешевление производства привело к замене импортных частей на отечественные...

А еще нам обещают показать грузовой мотороллер МГ-150 1961 года выпуска, тоже после реставрации. Такие версии «пузатой» «Вятки», с бортовым кузовом (жёстким или самосвальным) или с закрытым фургончиком, могли перевозить до 250 кг груза. В частные руки такая «мечта дачника» могла попасть только после выработки полного ресурса, и то по знакомству, так что появление такой машины на выставке — большая редкость и удача как для владельцев, так и для зрителей.

Ждём мы также и появления довоенной мототехники, которая в последние десятилетия становится большой редкостью (хотя лет 30-40 назад её было очень много). Немецкий мотоцикл Zündapp КS-750 из коллекции Вячеслава Лена уже участвовал в «Олдтаймер-Галлереях», и следует сказать, что эта мощная машина с очень сложной трансмиссией и приводом на колесо бокового прицепа всегда привлекает внимание посетителей. Такие мотовездеходы выпускались только во время Второй мировой войны, много их погибло во время боевых действий, поэтому каждый такой экземпляр — повод для законной гордости владельца. Так же, как и отечественный ПМЗ-А-750 — тяжёлая машина, которая предназначалась как для армии и государственных структур, так и для реализации частным лицам. Их выпускали в довоенный период, но идея себя не оправдала. Мотоцикл получился сложным, ненадёжным, и довольно быстро от него стали отказываться, тем более, что советская промышленность освоила более совершенные модели. После войны особо с ними тоже не хотели возиться, благо, и без того было на чем ездить, и к концу 80-х годов прошлого века считалось, что таких мотоциклов сохранилось всего два экземпляра — в экспозициях музеев Москвы и Риги. А теперь из старых сараев и пыльных гаражей они появляются, часто даже во вполне приличном комплекте. Вот такой сохраненный экземпляр ПМЗ-А-750 нам обещают продемонстрировать на выставке, прежде, чем он пойдет в реставрацию.

Будет ли на выставке ещё что-то по двухколёсной тематике — да запросто, ведь у энтузиастов ещё есть немного времени для подачи заявок. Вполне возможно, что мы увидим кое-что из техники, что регулярно участвует в мотоциклетном фестивале «Волхонская Верста» в Санкт-Петербурге, а может быть, появится что-то, совершенно неожиданное для всех. В любом случае, ждать осталось недолго.
Модель М-72 производства Киевского мотоциклетного завода – первый официальный мотоцикл Почётного эскорта Советского Союза.
Зимний вариант эскортного мотоцикла «Днепр-14.9М» для устойчивости на снежном покрытии использовался с боковым прицепом.
Один из опытных вариантов проекта «Эскорт-86» со специальным комплектом грязезащиты.
Для мотоцикла «Вега» Иж 8.201-01 был специально спроектирован 700-кубовый двигатель на базе деталей «Иж-Планета-Спорт 350».
В ходовую часть «Вега» Иж 8.201-03 был установлен двухсекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-1184.
Знаменитый советский мотогонщик Владимир Кавинов получает мотоцикл «Иж-Планета-Спорт 350» в качестве приза за первое место в соревнованиях по мотокроссу в Ижевске.
Опытный вариант мини-цистерны на шасси грузового мотороллера «Вятка» МГ-150. Возможно, кто-то из реставраторов сумеет воссоздать и такую модификацию.
Zündapp КS-750 – один из немногих мотоциклов, специально разработанных для участия в боевых действиях.
Прекрасно восстановленный ПМЗ-А-750 – работа литовских реставраторов.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

dmk
02.03.2016 14:49:00
всегда расстраивало, что мотоциклов на ОГИС мало, только год назад действительно порадовался их количеству :)
Кстати, а у эскортного Днепра люлька уникальная, или сделана из ижевского или чешского "корыта"?

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Евгений Певзнер
Журналист

15 лет на Автозаводе им. Ленинского Комсомола, 15 лет в издательстве «За рулем», 15 лет в клубе «Следопыты автомотостарины» (САМС)... И номер первой машины, «горбатого «Запорожца» — 8415... Есть ли в этом какая-то магия цифр, существует ли она вообще? Вряд ли, скорее это простое совпадение. Магия в другом — в звучании похожих слов, результатом чего в четыре года стала первая «техническая» фраза: «Аварийная — машина, которая возит варенье». Магия — в интересе мальчишки к автомобилям, в походах по окрестным книжным магазинам, где в букинистических отделах за копейки можно было приобретать популярные журналы и редкие тогда автомобильные книги, в фанатичном поиске в газетах и журналах всего, что имело хоть какое-то отношение к автомобильной тематике. А потом случайный взгляд на афишу Политехнического музея с объявлением о лекциях по истории автомобиля, приглашение в клуб САМС, новые «взрослые» знакомства, первые поездки на ретро-мероприятия, первый автомобиль... И продолжается это уже больше 30 лет, и по-прежнему есть желание ездить, общаться, фотографировать, крутить гайки, писать, искать железки, мечтать о новых приобретениях... Вошедшее в затяжную фазу волшебное наваждение, от которого невозможно излечиться... Да и не хочется.

популярное