Между тем когда-то мотоциклы считались ничуть не менее серьезным транспортным средством, чем автомобили. И по городам на них ездили, и между оными, и в деревнях по хозяйству использовали, а то и в дальние путешествия отправлялись. Конечно, это надо было быть энтузиастом, но в прежние времена их хватало, а вот техники — нет. Именно поэтому мотоциклы заезживались до последней стадии, когда лошадей уж давно пристрелили бы. Ремонт казался простым — всё на виду, всё рядом, взяли, развинтили и... Вот с этим «и...» обычно возникали проблемы, потому что желание ездить и желание ремонтировать — две большие разницы, к тому же обучиться первому всегда было значительно проще, чем второму. Оттого-то так мало и дошло до настоящего времени мотоциклов в оригинальном, а не переделанном состоянии, потому-то на выставках их всегда немного, хотя в прошлом году весенняя «Олдтаймер-Галерея» порадовала почти двумя десятками отлично восстановленных двухколёсных аппаратов.
Нынче, когда до начала работы выставки осталось две недели и уже известны некоторые участники, можно надеяться, что и этой весной мототехника будет представлена достаточно широко. Конечно, главный «игрок» на этом поле — Гараж Особого Назначения, в экспозиции которого будет продемонстрирована не только четырехколёсная, но также двух- и трехколёсная техника. Мотоциклы — гордость Почетного эскорта, поскольку именно они возглавляют кортеж, именно они идут впереди автомобилей с персонами государственного значения. Впервые мотоциклетный взвод Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля в составе отечественного Почётного эскорта был задействован ещё летом 1956 года во время визита в СССР Президента Югославии Иосипа Броз Тито. Тогда для эскортной службы использовались мотоциклы М-72 производства Киевского мотоциклетного завода, который оставался поставщиком Почетного эскорта до начала 90-х годов прошлого века, когда на смену киевским мотоциклам пришла продукция концерна BMW. За это время в составе эскорта сменилось семь основных моделей киевских мотоциклов (не считая вариантов с боковой коляской). Все они будут показаны на предстоящей выставке.
Не следует полагать, что представляемая техника все это время хранилась где-то в уютном боксе. Все машины в разное время по завершении боевой службы списывались, и судьба их складывалась по-разному. Многие мотоциклы оказались в частном владении. Пришлось приложить немало усилий, чтобы не только вновь собрать все основные модели в музее Гаража особого назначения, но и довести их до выставочного внешнего состояния и полной работоспособности.
Следует отметить, появлению каждой новой основной модели мотоцикла предшествовала длительная работа конструкторов и производственников. Множество промежуточных образцов, созданных в то время, так и не добралось до серийного выпуска, а большая часть их была безвозвратно утрачена. Тем отраднее оказалась информация о том, что на грядущей «Олдтаймер-Галлерее» нас ожидает встреча с опытными образцами эскортных мотоциклов, которые сохранились в частных коллекциях. Один из них, мотоцикл Киевского мотозавода, разработанный в рамках проекта «Эскорт-86», представляет собой носитель модернизированных агрегатов ходовой части и опытного комплекта защиты водителя, специально изготовленного для дорожных испытаний. Эти работы проводились силами серпуховского ВНИИМотопрома, который в советское время являлся головной проектной организацией в части мотоциклетной техники. Две других машины, появления которых очень хочется увидеть, создавались во второй половине 80-х годов прошлого столетия силами специалистов Ижевского мотозавода, который на определенном этапе подключился к созданию эскортных мотоциклов. Было построено несколько опытных образцов, которые различались между собой главным образом силовыми агрегатами. Развития тема не имела, машины остались в экспериментальном цеху Ижевского мотозавода, а при банкротстве предприятия попали в частные руки, благодаря чему, очевидно, и сохранились. Две из них, представляющие собой различные версии проекта Иж 8.201 «Вега», также заявлены для участия в выставке. При общем внешнем сходстве это принципиально разные версии проекта, поскольку на одной установлен роторно-поршневой двигатель ВАЗ-1184, а на другой — экспериментальный 700-кубовый двухцилиндровый двухтактный мотор, созданный на базе цилиндро-поршневой группы и ряда других деталей от двигателя «Иж-Планета-Спорт 350».
Кстати сказать, «Иж-Планета-Спорт 350» 1974 года, прошедший реставрацию, также ожидается в экспозиции. Легендарный «Пёс», как его звали среди мотоциклистов того времени (от сокращения Иж-ПС), пользовался большим спросом наравне с импортными «Явами», поскольку эта модель на уровне проекта задумывалась не как утилитарное транспортное средство с возможностью эксплуатации с боковым прицепом, а именно как мотоцикл-одиночка — стильный и динамичный (следует напомнить, что в то время иностранные мотоциклы в СССР были представлены лишь довоенной и военной техникой, да машинами производства дружественных социалистических стран). Двигатель отличался системой раздельной смазки, а на мотоцикле в начальный период выпуска устанавливались японские комплектующие в системе питания и в электрооборудовании. Позже, конечно, упрощение и удешевление производства привело к замене импортных частей на отечественные...
А еще нам обещают показать грузовой мотороллер МГ-150 1961 года выпуска, тоже после реставрации. Такие версии «пузатой» «Вятки», с бортовым кузовом (жёстким или самосвальным) или с закрытым фургончиком, могли перевозить до 250 кг груза. В частные руки такая «мечта дачника» могла попасть только после выработки полного ресурса, и то по знакомству, так что появление такой машины на выставке — большая редкость и удача как для владельцев, так и для зрителей.
Ждём мы также и появления довоенной мототехники, которая в последние десятилетия становится большой редкостью (хотя лет 30-40 назад её было очень много). Немецкий мотоцикл Zündapp КS-750 из коллекции Вячеслава Лена уже участвовал в «Олдтаймер-Галлереях», и следует сказать, что эта мощная машина с очень сложной трансмиссией и приводом на колесо бокового прицепа всегда привлекает внимание посетителей. Такие мотовездеходы выпускались только во время Второй мировой войны, много их погибло во время боевых действий, поэтому каждый такой экземпляр — повод для законной гордости владельца. Так же, как и отечественный ПМЗ-А-750 — тяжёлая машина, которая предназначалась как для армии и государственных структур, так и для реализации частным лицам. Их выпускали в довоенный период, но идея себя не оправдала. Мотоцикл получился сложным, ненадёжным, и довольно быстро от него стали отказываться, тем более, что советская промышленность освоила более совершенные модели. После войны особо с ними тоже не хотели возиться, благо, и без того было на чем ездить, и к концу 80-х годов прошлого века считалось, что таких мотоциклов сохранилось всего два экземпляра — в экспозициях музеев Москвы и Риги. А теперь из старых сараев и пыльных гаражей они появляются, часто даже во вполне приличном комплекте. Вот такой сохраненный экземпляр ПМЗ-А-750 нам обещают продемонстрировать на выставке, прежде, чем он пойдет в реставрацию.
Будет ли на выставке ещё что-то по двухколёсной тематике — да запросто, ведь у энтузиастов ещё есть немного времени для подачи заявок. Вполне возможно, что мы увидим кое-что из техники, что регулярно участвует в мотоциклетном фестивале «Волхонская Верста» в Санкт-Петербурге, а может быть, появится что-то, совершенно неожиданное для всех. В любом случае, ждать осталось недолго.









Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
15 лет на Автозаводе им. Ленинского Комсомола, 15 лет в издательстве «За рулем», 15 лет в клубе «Следопыты автомотостарины» (САМС)... И номер первой машины, «горбатого «Запорожца» — 8415... Есть ли в этом какая-то магия цифр, существует ли она вообще? Вряд ли, скорее это простое совпадение. Магия в другом — в звучании похожих слов, результатом чего в четыре года стала первая «техническая» фраза: «Аварийная — машина, которая возит варенье». Магия — в интересе мальчишки к автомобилям, в походах по окрестным книжным магазинам, где в букинистических отделах за копейки можно было приобретать популярные журналы и редкие тогда автомобильные книги, в фанатичном поиске в газетах и журналах всего, что имело хоть какое-то отношение к автомобильной тематике. А потом случайный взгляд на афишу Политехнического музея с объявлением о лекциях по истории автомобиля, приглашение в клуб САМС, новые «взрослые» знакомства, первые поездки на ретро-мероприятия, первый автомобиль... И продолжается это уже больше 30 лет, и по-прежнему есть желание ездить, общаться, фотографировать, крутить гайки, писать, искать железки, мечтать о новых приобретениях... Вошедшее в затяжную фазу волшебное наваждение, от которого невозможно излечиться... Да и не хочется.
Комментарии
Кстати, а у эскортного Днепра люлька уникальная, или сделана из ижевского или чешского "корыта"?
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.