До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
25.10.2013
Место намоленное
Весть о возвращении Олдтаймер-Галереи в Сокольники вызвала волну ностальгических автомобильных воспоминаний: американская выставка, итальянская, чешская, немецкая, французская. Главная и эпохальная, конечно же, американская — она и превратила парк в выставочный центр. Но и до 1959 года в истории Сокольников звучали автомобильные мотивы.

3319eaa4ad501bfe98fd8e9673068fd9.jpg

«Сережа, прячь машину, надевай что-нибудь на голову и поедем кататься; хочешь в Петровско-Разумовское, хочешь повезу на Воробьевы горы, а можно поехать погулять по Сокольникам». Это из диалога двух дореволюционных автомобилистов, хвастающихся друг перед другом своими машинами. Одного зовут Сергей Васильевич Рахманинов, второго Федор Иванович Шаляпин. У всемирно известного композитора и пианиста — немецкий дубль-фаэтон «Лорелей», обладатель высокого баса ездит на французском ландоле «Клеман-Баяр». Продолжение разговора кануло в лету — споры о машинах можно вести вечно, но, кажется, что кататься по Сокольникам оба все же поехали. До революции — это одно из самых модных мест для гуляний. Прямые как стрела просеки, аккуратно подстриженные кусты, ровные шпалеры деревьев — это не Версаль и не Баден-Баден, это московские Сокольники.

4599085dd8064a5884bcc840e223d2dd.jpg

В XV веке территория московских Сокольников была местом царской соколиной охоты — отсюда и название. В 1879 году Сокольническую и Оленью рощи у казны выкупает московская городская управа, превращая их в парк и дачный поселок. Выглядели дачные Сокольники примерно так: деревянный домик средь могучих сосен, чаепитие с самоваром на веранде, венские стулья, обсуждение нового рассказа Чехова в «Ниве», прислоненный к крыльцу велосипед. Люди в таких домиках жили особенные, например, семья Липгарт — здесь прошли детские годы будущего создателя «Победы» и ЗИМа, а тогда еще студента Императорского Московского технического училища, нынешней «бауманки».

972866c7562db740e53370748fab7092.jpg

Добирались до Сокольников сначала на конке, а на рубеже веков зазвенели и трамваи, да каких марок — будущих автомобильных: MAN и РБВЗ. Первая — Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg, ныне всемирно известный производитель грузовиков и автобусов, вторая — наш Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, выпускавший автомобили «Руссо-Балт». С развитием трамвайной сети в 1905 году появляются Сокольнические трамвайные ремонтные мастерские — будущий СВАРЗ, где в 30-е годы будут собирать первые советские троллейбусы ЛК-1. Но самое «трамвайное» место в Сокольниках — совсем другое. В 1912 году на набережной Яузы построили Ново-Сокольнический трамвайный парк на 160 вагонов — нынешнее депо Русакова. Парк построили по типовому проекту: производственный корпус со смотровыми ямами, дом администрации и трех этажный жилой дом для служащих парка с магазином.

568337814fec63d66072838d1dfd7d5b.jpg

Спортивные клубы и общества, велосипедные станции, футбольное поле — место полюбили не только сибариты, но и поклонники активного образа жизни. Уровень соревнований поражает до сих пор. Утром 17 января 1916 года от здания «Сокольнического кружка лыжников» стартовала лыжная гонка протяженностью 80 верст: Сокольники — Останкино — Разумовское — Петроградское шоссе — Щукино — Строгино — Троицкое — Екатериновка — Раздоры — Барвиха — Кольчуга и обратно тем же путем. Победитель гонки Васильев прошел трассу за 6 часов 16 минут 33,6 секунды — на фото он третий справа под номером 13. Здание клуба в советское время надстроят, а дом с башенкой станет известной всей Москве булочной.

f32dc5d4838e3ad8be3366b60bc2582e.jpg

Есть у Сокольников и свои автомобильные легенды и таинственные места. Например, Бахрушинская больница на Сокольничьем поле — ныне горбольница № 33 по адресу улица Стромынка, дом 7. В октябре 1882 года братья Бахрушины пожертвовали городу 450 тысяч рублей и управа бесплатно предоставила под строительство часть Сокольничего поля, на которых через пять лет выросли корпуса в русском стиле. Возможно, именно на территории больницы московский миллионер и меценат А.А. Бахрушин закопал разобранный на части «Лорен-Дитрих», желая спасти свой лимузин от алчных большевистских глаз — такую историю рассказал в интервью его сын Юрий. Можно даже сказать примерно, когда это произошло: все свои траты вплоть до копеечки Алексей Александрович заносил в записные книжки, а расходы на автомобиль странным образом обрываются в мае 1918 года.

6d5039f397f550197355b33b63739a8a.jpg

Революция и гражданская война привели парк в запустение — никаких чистых дорожек и ровных шеренг кустарника. Ухоженный парк начал превращаться в свое прежнее состояние лесного массива. Только 16 мая 1931 года вышло постановление Моссовета «Об организации на территории Сокольнической Рощи базы культурного отдыха»: началась очистка территории, укрепление береговых линий прудов, появились рестораны, кафе, веранды, концертные эстрады. Закрытый в 1941-м из-за близости к фронту, парк одним из первых вернулся к мирной жизни — уже в 1943 годы вновь заработали симфоническая эстрада, танцплощадка и театр.

346250b7ac5eb8ea14b61db291cb41ab.jpg

На Олдмосе как-то выкладывали фото: дом отдыха над Оленьим прудом и по зимнему Богородскому шоссе мчится Rolls-Royce Twenty без номеров. Не снимок — фантасмагория! Откуда взялся этот черный чемодан из 20-х годов в послевоенной Москве, медленно, но уверенно заполнявшейся нашими «Победами» и «Москвичами»? Был ли в британском посольстве или попал к нам как трофей из Германии? Кто на нем ездил, где он сейчас? Кто теперь скажет...

Загрузка плеера

И, конечно же, послевоенные Сокольники — это телефильм «Место встречи изменить нельзя». И булочная в том самом доме с башенкой, от которого стартовали лыжники, и встреча Шарапова с Синичкиной у входа в метро, и показ мод с участием Соболевской на симфонической эстраде парка, и, конечно же, отчаянный крик шофера Копытина: «Глеб Егорыч, в Сокольники он, гад, рвется! Там есть, где спрятаться!» Кстати, по одной фразе можно легко отличить человека читающего от смотрящего телевизор — у братьев Вайнеров в «Эре милосердия» копытинская реплика звучит иначе: «В Зарядье он, сука, рвется. Там есть где притыриться». Но к моменту съемок «Места встречи» Зарядья как такового уже не было — на месте этого старинного московского района выросла гостиница «Россия», вот и пришлось «Студеру» рваться в Сокольники.

Кажется, что сегодня в Сокольниках уже точно негде спрятаться — настолько современным стал парк, превращенный в 1959 году в выставочный центр. И пусть КВЦ теперь расшифровывают как «конгрессно-выставочный», а не «культурно-выставочный» центр, все же культуры он не утратил, в чем есть и заслуга Олдаймер-Галереи.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист, автор статей и книг по автомобильной истории. Сотрудничал с ведущими автомобильными изданиями: «Автопилот», «Клаксон», «Автомир», «За рулём» и другими. Написал книги об электромобилях, микроавтомобилях и по истории Собственного Его Величества гаража.

популярное