До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
15.11.2013
Фото на память
Самый часто задаваемый вопрос к журналисту, пишущему об автомобильной истории, звучит примерно так: «А где вы это все берете?» Под обывательским «все» в данном случае подразумеваются иллюстрации для статей – старинные фотографии, документы и другие артефакты.

Действительно, с современностью вроде бы все понятно. Есть фотографы, снимающие автомобили. Есть и пресс-службы, готовые прислать любой материал только бы его опубликовали. Наконец, есть фотобанки, где можно купить необходимую для статьи картинку. А что же с историческими изображениями? Пресс-службы присылают их редко и неохотно, а вывешенные на сайтах фотографии слишком известны, часто публиковались и многие снимки уже, что называется, «замылены». Читателя такими уже не удивишь. Похожая ситуация и с фотобанками – трудно встретить что-то уникальное и доселе невиданное.

Поэтому уникальную информацию приходится добывать – в этом, собственно, и заключается вся суть профессии журналиста, на какую бы тему он не писал, даже об автомобильной истории. Ведь историю можно изучать не только от общего к частному, но и от частного к общему, когда обычный снимок из семейного или фирменного архива становится поводом для журнальной статьи. Остается только найти эти фотографии – гуляющие по самым разным рукам.

Какие снимки могут быть интересны? В первую очередь, те, которые позволяют потом рассказать увлекательную историю – как о самом снимке, так и о том, что на нем изображено. Классический пример из личной практики – фото французского La Buire, принадлежащего московскому купцу и автомобилисту Сергею Капцову. Его я приобрел по случаю у знакомого филокартиста, избавляющегося от «непрофильных активов»: он собирает открытки, а случайно попавшие фотографии распродает. Каким-то образом, к нему попала часть семейного архива Капцовых, но кроме фамилии никакой информации к снимку не прилагалось. Расследование завершилось хорошей статьей в журнале «Автопилот» – удалось опознать и марку машины, и место съемки, и дату, и изображенных на фото лиц. Статья так и называется – «Купцов Капцовых».
Еще один фактор привлекательности – когда на снимке изображено что-то необычное или редко встречающееся. Например, не проблема найти фотографии трофейных автомобилей с солдатами и офицерами Красной Армии. Подборка таких снимков и документов может стать хорошей статьей в журнале ко Дню Победы, например, «На трофеях из Германии» в газете «Клаксон».

Куда более редкими оказываются снимки трофейных автомобилей, попавших в армии союзников – скорее всего, большая часть все же досталась Красной Армии. Вот американцы бережно грузят на платформу знаменитого «Голубого гуся» – бронированный родстер Mercedes-Benz 540K наци №2 Германа Геринга. Этот оригинальный отпечаток со штампом фотографа Френсиса Леонарда удалось приобрести в одном немецком коллекционном бюро, хотя большая часть снимков из моего собрания выловлена на интернет-аукционах.
Или противоположный сюжет: немцы пытаются взбодрить брошенный Красной Армией полноприводный ГАЗ-61-73. Капот скинут, спереди торчит «кривой стартер», рядом группа товарищей изучает брошюрку, похожую на инструкцию, а издалека за ними наблюдают женщина с ребенком из местных. Контактный отпечаток 6х9 см подписан как Ein russischen Beitwagen – «побежденный русский автомобиль». Такая машина не часто встречается и на наших снимках, а уж на немецких и вовсе редкость. В основном среди трофеев Вермахта попадаются «трехтонки», «полуторки» и «эмки». Фотографию этого ГАЗ-61-73 с трудом – было много ставок! – удалось выиграть на eBay.
Вообще, интернет-аукционы – те же барахолки, только виртуальные. И порой желающих купить лот значительно больше, чем на блошином рынке в базарный день. Зато есть азарт торгов, и, конечно же, фарт – когда за бесценок удается купить нечто по-настоящему редкое. Вот один из примеров. В описании лота на интернет-аукционе eBay значилось, что это снимок итальянского Fiat Topolino – действительно похож! Возможно поэтому, его финальная цена составила всего 1,5 Евро. Но на фото изображен значительно более редкий автомобиль – Standard Superior, производившийся в Германии в 1933-1934 годах. Именно он был первым представлен на берлинском автосалоне 1933 года под маркой Volkswagen. Тогда автомобиль очень понравился новому рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру, а вот его создатель Йозеф Ганц – не совсем, так как по национальности он был евреем. В итоге Ганца из страны выдавили, а Volkswagen создавал уже истинный ариец Фердинанд Порше. Снимков Standard Superior осталось очень мало, а на одном из аукционов автомобильного антиквариата в Ладенбурге фото такой машины ушло с торгов за 300 Евро.
Похожие ситуации происходят и с фотографиями редких российских автомобилей. Продавцы почти никогда не знают, что на них изображено. Вот в описании значится Ford, хотя на фото изображен почтовый «Лесснер». В итоге торгов стартовая цена в $20 возросла до $163,50 – видимо, кто-то еще кроме меня сумел правильно опознать марку машины. Но денег в этом мире много, а фотоснимок-то всего один! Пришлось торговаться до победного конца.
Тяжелой оказалась и борьба за почтовую открытку с французским автомобилем Huber, совершавшим в 1903 году вояж из Парижа в Петербург и заснятом на пути к Ковно. Ковно, если кто не знает, это нынешний литовский Каунас. Претендентов набралось много – ставок больше десятка. Кто и что из них собирает, легко узнать по истории сделок, отображаемой у каждого в профайле. Тут собрались и литовские краеведы, и филокартисты, и коллекционеры фотографий с автомобилями, и собирающие тему туризма, и фанаты редких почтовых марок. В такой ситуации главное – не торопиться вступать в борьбу за лот. Прежде чем по-бендеровски крикнуть «Двести рублей!» хорошо бы изучить и повадки «конкурирующей фирмы» – излишне нервные начинают перебивать ставки друг друга задолго до окончания торгов, лишь поднимая цену. Окончательно нервишки сдают примерно за минуту до окончания торгов, но финальную ставку надо делать в самую последнюю секунду, что в итоге и удалось.
Нередко попадаются и снимки со знаменитостями того времени. Вот фотография с родстером Opel 8/30PS 1913 года на Ходынке – этот снимок мне повезло выиграть на Молотке. На передачу лота у станции метро «Смоленская» пришел подвыпивший дядечка, быстро сныкавший в карман тысячерублевую купюру и передавший раритетное фото, завернутое в целлофан. Ответ на вопрос о происхождении снимка (я всегда его задаю при покупке) оказался на грани святой простоты: «Из семейного альбома самого главного по сельскому хозяйству». Пресловутого «самого главного» среди изображенных лиц я не опознал, зато еще при самом первом взгляде понял, что за рулем сидит Борис Илиодорович Россинский – известнейший авиатор, а «Опель» – его собственный автомобиль, запечатленный и на других снимках, и даже в кинохронике. Техника на заднем плане помогла точно датировать фотографию – она была сделана в 1921 году, когда аэропланы «Илья Муромец» работали на линии Москва-Харьков.
Иногда фото покупаешь только из-за необычного сюжета. Вряд ли когда-нибудь стану писать про вездеход Вермахта Krauss-Maffei – не люблю военную технику, но что-то в этом снимке есть. Может быть, и пригодится в каком-нибудь обзоре необычных фотографий.

Порой происходят и курьезные случаи. Вот эти две фотографии продавались на eBay.com, но купить удалось лишь одну из них. На них изображен грузовик немецкой марки NAG, приобретенный Русской Императорской Армией у фирмы «Г. Марк и К», а вот автомобиль справа опознать пока не удалось. Интересно, кто купил второй снимок?
Всегда грустно, когда упускаешь интересные фото – вовремя не просмотришь новые лоты на интернет-аукционах, забудешь сделать ставку или в самый последний момент оказываешься без интернета. Так на Молотке ушло прекрасное фото французского «Берлие».

По номерному знаку можно определить, кому принадлежал автомобиль – на том же Молотке мне когда-то посчастливилось приобрести список частных автовладельцев Москвы. В 1913 году городской номер 2058 выдали московскому отделению товарищества «Бр. Нобель» – возможно, что эта информация будут интересна коллекционеру, купившему такой редкий и замечательный снимок.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Юрий Васильевич
15.11.2013 19:49:10
Может быть Газ 11-73?
15.11.2013 23:20:05
Юрий Васильевич, это именно ГАЗ-61-73 - полноприводная модель. Виден передний ведущий мост, да и дорожный просвет высокий.
Юрий Васильевич
16.11.2013 11:05:50
Да-да, согласен. И спасибо за интересную статью.
17.11.2013 21:32:48
вас можно детям читать перед сном :)
полная добра и всепоможения статья !
спасибо
жду еще шедевры эпистолярного
28.11.2013 09:32:45
Фотографии грузового НАГа с понтонной повозкой вероятно сделаны на манёврах в Красном Селе или Ропше в 1907 или 1908 г. (не помню точно). Не уверен, что он был приобретён РИА, ибо позже там не прослеживается, вероятно Hans Marck предоставил его на манёвры в рекламных целях в надежде продать. В каталогах формы одна из них публиковалась.
Фотография почтового "Лесснера" (снимок, полагаю сделан ещё на заводе) тиражировалась - такая же, только чуть в лучшей сохранности, есть у одного коллеги в Финляндии, чей прадед работал на "Лесснере", и уже публиковалась в финской прессе, а давеча и в российской. По этому я и не стал торговаться за неё на эбее дальше - всему есть свои пределы.
Поздравляю с покупками.
28.11.2013 21:06:14
NAG - это 1-й понтонный батальон, перевозка понтонного обоза 19 июля, к маневрам не имеет отношения.

"Лесснер" сфотографирован явно не на заводе: истертая резина, продавленные подножки, не гладкие крылья, гнутые поручни, радиатор после ремонта... Вид у автомобиля далеко не новый и при наличии экземпляра фотографии "в чуть лучшей сохранности" это не так уж и трудно заметить.

Так что история про "коллегу в Финляндии" сильно напоминает случай с фотографией автобуса "Даймлер" на Олдмосе - оказалось, что фото вовсе не В. Гебхардта, а одного эстонского историка, который был очень огорчен подобным враньем при указании источника под фотографией из его личной коллекции http://oldmos.ru/old/photo/view/80184

Но про коллегу это пока лишь предположениe)))
28.11.2013 21:34:15
Союзу - спасибо за необычный, приятный и трогательный отзыв!
30.11.2013 02:46:52
Пускай будет предположение, раз автору так хочется, я не настаиваю. Однако известно даже имя одного из людей, сидящих в "Лесснере". То, что не новый, видно. Но ремонтиривали то автомобили где?

Про фото эстонского историка я не понял, вроде бы фото фургон, на которое я ссылался там (но не показывал), у него нет, но в книге Gebhardt'a есть. Впрочем, это мне уже безразлично. Бессмысленно комментировать посты автора - что бы не написал, в ответ одни нападки...
slavcom1
10.01.2014 14:19:23
Можно задать вопрос по одной фотографии?


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист, автор статей и книг по автомобильной истории. Сотрудничал с ведущими автомобильными изданиями: «Автопилот», «Клаксон», «Автомир», «За рулём» и другими. Написал книги об электромобилях, микроавтомобилях и по истории Собственного Его Величества гаража.

популярное