До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
01.03.2019
«Машина ЗИС-110 за счет Патриархии»
Один из наших автомобильно-исторических мифов гласит, что в 1949 году Иосиф Виссарионович Сталин подарил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I лимузин ЗИС-110 зеленого цвета. Все в этой истории звучит очень ладно и складно: именно Сталин начал возрождать в стране религиозную жизнь, а Русская православная церковь оказала значительную помощь армии и народу во время Великой Отечественной войны, поэтому такой подарок был бы вполне уместен. Кроме того, в церковной символике зеленый — цвет животворения и вечной жизни. Такой цвет имеет и патриаршья мантия, надеваемая в торжественных случаях и при некоторых службах. Логично, что и автомобиль Патриарха должен быть зеленого цвета.

Одна из фирм даже выпустила масштабную модель ЗИС-110 зеленого цвета тиражом в 1000 экземпляров с указанием того, что это именно модель автомобиля Патриарха. На подставке модели значится и дата выпуска лимузина — 1949 год.
Модель автомобиля ЗИС-110 в масштабе 1:43, выпущенная лимитированной серией в 1000 экземпляров. Стоимость такой модели составляет от 3000 до 12000 рублей (meshok.net)
История о сталинском подарке настолько укоренилась в сознании людей, что вряд ли кому-то пришло бы в голову ставить ее под сомнение. Впрочем, обнаруженные недавно архивные документы не только развенчивают этот миф, но и позволяют выстроить правдоподобную историю автомобиля Патриарха Алексия I, а также еще одного ЗИС-110 из гаража Московской патриархии.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Занимал Московский Патриарший престол с 1945 по 1970 год – дольше всех в истории Русской православной церкви
Патриарх Алексий I стал вторым предстоятелем Русской православной церкви, использовавшим для передвижения автомобиль, а первым был его предшественник — Патриарх Сергий. Автопарк Московской патриархии начинался на встрече в Кремле 4 сентября 1943 года, с которой принято отсчитывать возрождение Русской православной церкви.
Сообщение о приеме председателем Совета народных комиссаров СССР Иосифом Сталиным митрополитов Сергия, Алексия и Николая 4 сентября 1943 года (acmus.ru)
На следующий день в «Правде» появилось сообщение о состоявшейся встрече: «4 сентября у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и Экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава Правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предположениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий. При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР тов. В.М. Молотов».

Впрочем, «Правда» не написала всей правды: кроме Сталина и Молотова на встрече с тремя митрополитами присутствовал еще один человек — Георгий Григорьевич Карпов. Его должность называлась председатель Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР. Совет был образован прямо в день встречи, а его деятельность заключалась в осуществлении связь между правительством и Церковью.

Беседа Иосифа Виссарионовича с представителями духовенства длилась почти два часа и отображена в 10-страничном докладе, написанном Карповым. Выслушав все просьбы и пожелания митрополитов относительно возрождения Церкви, Сталин уже по своей инициативе начал предлагать решение самых разных проблем: «Вот мне доложил товарищ Карпов, что вы плохо живете: тесная квартира, покупаете продукты на рынке, нет у вас никакого транспорта. Поэтому правительство хотело бы знать, какие у вас есть нужды и что бы вы хотели получить от правительства». И в итоге предоставил Московской патриархии особняк в Чистом переулке, а также обеспечил ее транспортом: «Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2–3 легковые автомашины с горючим».

Машин выделили три — все были лимузинами ЗИС-101. Один полагался митрополиту Сергию, которого 12 сентября 1943 года избрали Патриархом, второй — митрополиту Алексию и третий — митрополиту Николаю. 15 мая 1944 года Патриарх Сергий умер, и по его завещанию Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Алексий.
Эти автомобили можно видеть на фотографиях, сделанных корреспондентом газеты «Известия» Георгием Петрусовым в дни проведения Поместного собора 1945 года, на котором митрополит Ленинградский Алексий был избран Патриархом.
Автомобили ЗИС-101 привозят участников Поместного собора к ступеням храма Воскресения Христова в Сокольниках. Поместный собор проходил с 31 января по 4 февраля 1945 года
Мелькают эти «сто первые» и в кадрах фильма «Поместный собор Русской православной церкви», снятом Центральной студией документальных фильмов в 1945 году. Их можно видеть и у храма Воскресения Христова в Сокольниках, и у Елоховского собора, где состоялась интронизация Патриарха, а один в финале фильма въезжает в ворота патриаршей резиденции в Чистом переулке.
Автомобили ЗИС-101 не отличались надежностью, поэтому с появлением в 1945 году новой модели ЗИС-110 многие министерства и ведомства пожелали обновить свой автопарк. Поначалу «сто десятые» распределяли очень ограниченно, в основном, они полагались только министрам и высшим партийным руководителям. Больше всего лимузинов ЗИС-110 забрали себе: управление делами Совета министров (39 машин), министерство государственной безопасности (15 машин), министерство иностранных дел (14 машин), управление делами ЦК партии (13 машин), Академия наук СССР (12 машин), генеральный штаб (5 машин). Советы министров союзных республик получили по два-четыре автомобиля, кроме Совмина УССР, которому досталось сразу семь ЗИС-110. Остальные получили по одной машине — это министерства и различные органы власти типа ЦК ВЛКСМ, Прокуратуры, Госбанка, ВОКСа, газеты «Правда» и т.д.

Всего с конца 1945 по начало 1947 года распределили 230 машин. Как только набиралось необходимое количество заявок на ЗИС-110, то Совет министров издавал соответствующее распоряжение о распределении автомобилей. При этом получавшее ЗИС-110 ведомство оплачивало его стоимость, составлявшую 90 000 рублей.
Обложка архивного дела о распределении 83 автомобилей ЗИС-110 в 1947 году (ГАРФ)
С начала 1947 года управление делами Совета министров вновь начало собирать «челобитные» по поводу ЗИС-110. В январе 1947 года с просьбой о предоставлении автомобиля Патриарху Алексию I в Совет министров обратился Георгий Григорьевич Карпов — то самый посредник между правительством и Церковью. В письме на имя зампреда правительства Климента Ефремовича Ворошилова он так излагал суть вопроса:

«Патриарх Алексий обратился в Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР с просьбой ходатайствовать перед Правительством о предоставлении ему автомашины ЗИС-110 за наличный расчет.

Эту просьбу патриарх мотивирует, во-первых, тем, что предоставленная (бесплатно) ему Правительством в 1943 году автомашина ЗИС-101 пришла почти в полную негодность, а, во-вторых, тем, что ему приходится принимать у себя глав других заграничных церквей и делегации.
Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, считая целесообразным удовлетворить просьбу патриарха, просит Ваших указаний»
Письмо Георгия Григорьевича Карпова зампреду правительства Ворошилову с просьбой о предоставлении Патриарху Алексию I автомобиля ЗИС-110 (ГАРФ)
В адресате письма нет ничего удивительного: Ворошилов наряду с Молотовым курировал в правительстве церковные вопросы. Но сам он ЗИСы не распределял, поэтому переадресовал письмо Карпова другому заместителю председателя Совета министров — Лаврентию Павловичу Берии — со следующей резолюцией: «Поддерживаю ход-во т. Карпова, прошу Ваших распоряжений».

Товарищ Берия решил вопрос положительно: в первом же проекте распоряжения Совета министров, датированном апрелем 1947 года, уже значился один ЗИС-110 для Патриарха Алексия I. К тому моменту на заводе находилось 40 «свободных» лимузинов, а в списке на распределение — пока только 30.
Проект апрельского распоряжения Совмина, согласно которому распределялись 30 автомобилей ЗИС-110 (ГАРФ)
Не исключено, что выход распоряжения задержался по этой причине — надо было добрать еще недостающее количество заявок. К 7 мая их набралось на 38 машин, но и на заводе скопилось уже 52 штуки. Еще через десять дней соотношение было 45 и 60 машин. 2 июня число требуемых ЗИС-110 возросло до 49, а готовых — до 64.

Наконец, финальным стал проект о распределении 83 автомобилей, из них 30 уходило в такси, 15 — в Главное управление охраны МГБ, а оставшиеся 38 машин, как указано в докладной записке Молотову от 18 июля 1947 года, предназначались «для обслуживания руководящих работников». Видимо, в управделами Совмина к этой категории относили и Патриарха Алексия I.

Из той же записки известно, что до конца июля завод должен был изготовить 17 машин, а еще 17 — в августе. Итого к 1 сентября выходило 98 лимузинов, поэтому даже образовался некоторый резерв в 15 машин, которые бы распределялись следующим распоряжением правительства. Этот проект распоряжения приняли как финальный.
Распоряжение Совета министров СССР № 9659рс от 21 июня 1947 года. Последним в списке значится ЗИС-110 для Патриарха Алексия I (ГАРФ)
Но и после выхода распоряжения Московской патриархии пришлось снова подождать: автомобиль она получила только в сентябре. Патриарх Алексий I в это время отдыхал и лечился на совминовской даче в Сочи, где ему также был предоставлен ЗИС-110. Об этом можно узнать из его письма Карпову: «Дорогой и многоуважаемый Георгий Григорьевич! Сейчас от отца Колчицкого получил телеграмму, что сегодня Патриархия получает машину ЗИС-110. Ура! Я здесь на ней езжу и вижу, какая это замечательная машина». Упоминаемый Патриархом Алексием I отец Колчицкий — это управляющий делами Московской патриархии.
Патриарх Алексий I после голосования на выборах в Верховный Совет СССР. Фото 1950 года (РГАКФД)
Роль Сталина в процессе предоставления автомобиля Патриарху Алексию I не очень ясна. Ни о каком подарке с его стороны говорить не приходится, а дилемма только в том, был ли он вообще ознакомлен с текстом распоряжения или Берия с Молотовым решили вопрос без него. Такое тоже может быть, так как ежегодно Совет министров издавал от 20 000 до 30 000 распоряжений, поэтому проконтролировать их все Сталин просто физически не мог.

Кроме того, подарить автомобиль просто по своему желанию Сталин не мог. Подобные вопросы выносились на заседание Политбюро и оформлялись отдельным распоряжением, т.к. деньги за машину надо было перечислять из особого или резервного фонда. Таким образом, например, был подарен автомобиль авиаконструктору Яковлеву.

Не имеет никаких оснований и миф о том, что ЗИC-110 для Патриарха Алексия I делали по специальному заказу: в Московскую патриархию с завода отгрузили обычный серийный экземпляр, не исключено даже, что и 1946 года выпуска.

Сомнителен и зеленый цвет патриаршего ЗИС-110. На всех известных черно-белых фотографиях автомобиль очень темный, с большой долей вероятности — черный, с меньшей — синий. Зеленый выглядел бы более светлым. Кстати, зеленый цвет не являлся для ЗИС-110 чем-то необычным — такой колор присутствовал в заводской цветовой гамме, хоть в него и красили не такое большое число машин. На сегодняшний день известно четыре сохранившихся ЗИС-110, которые на заводе были окрашены в зеленый цвет, плюс еще один «сто десятый» 1949 года выпуска, считающийся «автомобилем Патриарха». Впрочем, архивные документы говорят о том, что этот зеленый ЗИС-110 предназначался совсем для иного духовного лица.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай – глава отдела внешних церковных сношений Московского патриархата с 1946 по 1960 год, один из участников судьбоносной встречи в Кремле 4 сентября 1943 года
В 1949 году желание получить ЗИС-110 высказал и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай: к тому времени его ЗИС-101 тоже сильно износился и требовал замены. 29 августа 1949 года он обратился с соответствующей просьбой к Карпову: «Настоящим письмом прошу Вас, Георгий Григорьевич, исходатайствовать мне право получения машины ЗИС-110 за счет Патриархии».

Процесс пошел по тому же сценарию. Карпов переадресовал письмо митрополита Ворошилову, сопроводив прошение своими комментариями:

«Заместитель Патриарха, митрополит Крутицкий Николай, несколько раз в текущем году ставил вопрос о предоставлении ему машины ЗИС-110 за счет средств Московской патриархии, ссылаясь на то, что предоставленная ему машина ЗИС-101 пришла в аварийное состояние.

Не отказывая митрополиту, я в то же время и не ставил вопрос перед Правительством.

29 августа с. г. митрополит Николай прислал мне прилагаемое при этом письмо, в котором просит исходатайствовать право на получение машины ЗИС-110.

Подтверждая, что находящаяся уже ряд лет в пользовании машина ЗИС-101 находится в плохом состоянии, и исходя из того, что Николай является членом постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира, а сейчас и членом Советского Комитета защиты мира, а главное по своей должности заместителя патриарха часто бывает за границей, — считал бы целесообразным предоставить машину ЗИС-110 за наличный расчет Московской патриархии».
Обложка архивного дела о выделении митрополиту Николаю автомобиля ЗИС-110 (ГАРФ)
Для рассмотрения вопроса на заседании Совета министров была составлена справка, датированная 9 сентября 1949 года:

«По сообщению Председателя Совета по делам русской православной церкви т. Карпова при приеме товарищем Сталиным в 1943 году Патриарха Сергия и митрополитов Алексия и Николая товарищ Сталин дал указание быв. Министру государственной безопасности СССР т. Меркулову выдать из гаража Министерства государственной безопасности СССР 3 автомашины ЗИС-101 для обслуживания Сергия, Алексия и Николая.

Позднее передача этих автомашин была оформлена Московской Патриархии путем продажи их Министерством государственной безопасности СССР. Две из указанных автомашин списаны в металлолом и одна автомашина ЗИС-101 используется для митрополита Николая.

Автомашина ЗИС-110 для Патриарха Алексия выдана ему по распоряжению Совета Министров СССР от 21 июля 1947 г. № 9659».

В итоге просьбу митрополита Николая решили положительно. 19 сентября 1949 года Совет министров издал распоряжение № 14619рс, которое гласило:

«Обязать Министерство автомобильной и тракторной промышленности поставить в IV квартале 1949 г. Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР для митрополита Николая Крутицкого одну легковую машину ЗИС-110 за счет средств Московской патриархии».
Распоряжение Совета министров № 14619рс от 19 сентября 1949 года. Лицевая и обратная стороны. (ГАРФ)
Копии распоряжения Совета министров кроме обязательных экземпляров были также разосланы: министерству автомобильной и тракторной промышленности (оно отвечало за поставку ЗИС-110 для Московской патриархии), Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (в качестве уведомления), заместителю председателя Совета министров Клименту Ефремовичу Ворошилову (как отчет о принятом решении) и министерству финансов СССР (Московской патриархии предстояло внести в бюджет деньги за автомобиль).

В архивных делах Совета по делам русской православной церкви есть еще один интересный документ, озаглавленный как «Наличие автомобилей у московских священнослужителей на ноябрь 1951 года», которые подтверждает наличие в гараже Московской патриархии двух ЗИС-110:

1. В Московской Патриархии — 4 легковых (2 — ЗИС-110 и 2 ­— ЗИС-101) и одна грузовая (ГАЗ-51).

2. В МДА и МДС — 2 грузовых (ГАЗ-51) и 2 легковых («Победа» и «Мерседес»).

3. В монастыре Троице-Сергиевой лавры — 2 грузовых (ГАЗ-51).

4. В Елоховском соборе ­— 1 грузовая (ГАЗ-51).

5. В церкви на Ваганьковском кладбище — 1 легковая («Победа»).

6. В церкви Пимена — 1 легковая («Победа»).

7. В церкви Даниловского кладбища — 1 легковая («Победа»).

8. В Сокольнической церкви — 1 легковая («Победа»).

Личные:

1. У Патриарха Алексия — «Победа».

2. У митрополита Николая — иномарка.

3. У о. Николая Колчицкого — «Победа» и «Москвич».

4. У о. Всеволода Шпиллера (Николокузнецкий храм) — «Москвич».

5. У о. Григория Ивановича Разумовского (Новодевичий монастырь) — «Победа».

6. У о. Павла Ивановича Цветкова — «Победа».

7. У о. Стефана Марковича Маркова — «Победа».

8. У о. Михаила Зернова — «Москвич».

9. У о. Александра Владимира Оранского (на Калитниковском кладбище) — «Виллис».

10. У диакона Сокольнической церкви Александра Александровича Введенского — «Москвич».

11. У о. Игоря Малюшицкого — «Победа».

12. У о. Леонида Лобачева (Пименский храм) — «Победа».
С двумя ЗИС-110 (патриарха Алексия и митрополита Николая) все сходится, хотя есть некоторые нестыковки с тремя автомобилями ЗИС-101, прояснить которые могли бы другие архивные документы, которые пока не найдены.
По окончанию Литургии в день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия I. В левом нижнем углу виден номерной знак и крышка багажника «Победы». Фотография 1959 года (acmus.ru)
Упоминания об автомобилях Патриарха Алексия I можно найти в воспоминаниях митрополита Питирима:

«После войны он долго ездил на „Победе“. Когда уже появилась „Волга“, все равно предпочитал „Победу“: в нее можно было войти и только после этого сесть, а в „Волгу“ надо было садиться и потом втаскивать ноги, а ему это было тяжело. Еще у него был ЗИС-110, который шел как корабль — плавно, мягко. Ездить на высокой скорости он не любил. Обычно ездили со скоростью 85-95 километров. Бывало, чуть шофер прибавит газ, так что зашкалит за сто, он стучит ему в стекло: „Георгий Харитонович, вам что, так велели?“ Шофер извинялся, а Патриарх прибавлял: „Ну, а если бы мы, как до революции архиерею полагалось, ездили на шестерке лошадей, то неужели гоняли бы во весь опор как пожарные?“»

С патриаршей «Победой» дела обстоят намного сложнее, чем с ЗИСами. Вроде бы Московская патриархия получила «Победу» еще первой серии, но потом в 1948 году машину вернули обратно на завод из-за плохого качества, выплатив компенсацию, а другой документ говорит о том, что «Победа» появилась у Патриарха Алексия I только в 1952 году. Этот сложный вопрос еще требует изучения.
Приезд Патриарха Алексия I на Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир, 1962 год (acmus.ru)
Стоит отметить, что прошение об автомобиле ЗИС-110 митрополит Крутицкий и Коломенский Николай отправил вовремя. Так, уже в начале 50-х значительная часть «сто десятых» при распределении шла на замену машинам 1945-1946 годов выпуска, которые к тому времени отмотали по 100-150 тысяч км и пришли в полную негодность. Первые ЗИС-110 вообще не отличались хорошим качеством, как и первые «Победы», но со временем все проблемы завод решил. К тому же, с началом производства ГАЗ-12 ЗИМ более солидный «сто десятый» вновь стали распределять далеко не всем, а только избранным, предпочитая всем остальным выдавать машину горьковского автозавода. Такая история произошла с митрополитом Ленинградским Григорием, для которого Карпов так и не смог «выбить» ЗИС-110.

6 августа 1952 года Карпов сообщал в Совет министров: «Митрополит Григорий много раз обращался в Совет с этой просьбой, мотивируя тем, что Московский митрополит Николай имеет машину ЗИС-110 и притом уже несколько лет, а, кроме того, в Ленинграде приходится принимать почти все иностранные церковные делегации». В этом же письме Карпов просил еще и ЗИМ для летней резиденции Патриарха Алексия I в Одессе. Как и прежде, обе машины — за счет Московской патриархии. 25 августа 1952 года Совет министров издал соответствующее распоряжение о выделении двух ЗИМов — каждый стоил по 50 000 рублей. Годом ранее ЗИМ по распоряжению Совета министров от 11 апреля 1951 года был предоставлен и Католикосу-Патриарху всея Грузии Каллистрату, но не в качестве подарка, а «за счет средств Грузинского патриархата».

А подарки Иосиф Виссарионович все же делал. Самым ценным из них Патриарх Алексий I считал палехскую шкатулку, которую глава правительства преподнес ему по случаю интронизации. На шкатулке были изображены Александр Невский и Дмитрий Донской, попирающие ногами крестоносца, но главная ее ценность заключалась в дарственной надписи: «И. Сталин».

Подводя итоги этого небольшого исторического расследования, можно утверждать следующее:

1. Иосиф Сталин не дарил Патриарху Алексию I автомобиль ЗИС-110.

2. Первый ЗИС-110 Московская патриархия приобрела на свои средства у государства в 1947 году. Инициатором покупки стал сам Патриарх Алексий I, а приобретение автомобиля проходило общим порядком.

3. Главными действующими лицами, способствовавшими приобретению ЗИС-110, выступили Карпов, Ворошилов, Берия и Молотов. Никаких упоминаний о вмешательстве в дело самого Сталина в архивных делах не имеется.

4. Автомобиль Патриарха Алексия I был обычным серийным экземпляром, а его цвет вряд ли был зеленым.

5. В 1949 году Московская патриархия для митрополита Крутицкого и Коломенского Николая приобрела за свой счет второй ЗИС-110, который использовался им во время нахождения на посту главы отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.

6. Всего Московская патриархия приобрела два автомобиля ЗИС-110, но в дальнейшем Совет министров в 50-е годы из всех представительских моделей разрешал приобретать только автомобили ГАЗ-12 ЗИМ.

7. Все автомобили Московская патриархия приобретала на собственные средства.

8. В распоряжении Патриарха Алексия I находилось три автомобиля: ЗИС-110 и «Победа» в Москве, а ГАЗ-12 ЗИМ — в резиденции в Одессе.

9. Изготовленная в масштабе 1:43 модель «автомобиля Патриарха» является исторически недостоверной.

P.S. Предвидя вопрос о зеленом ЗИС-110 из экспозиции одного российского автомобильного музея, могу ответить следующее: к сожалению, в процессе подготовки материала так и не удалось детально осмотреть этот «сто десятый», история которого имеет прямое отношение к Московской патриархии. Исходя из того, что сам музей в пояснительной табличке к автомобилю указывает 1949 год выпуска, то резонно предположить, что этот ЗИС-110 возил митрополита Крутицкого и Коломенского Николая. В истории автопарка Московской патриархии еще много неизвестного, поэтому ее изучение на основе архивных данных обязательно будет продолжено.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист, автор статей и книг по автомобильной истории. Сотрудничал с ведущими автомобильными изданиями: «Автопилот», «Клаксон», «Автомир», «За рулём» и другими. Написал книги об электромобилях, микроавтомобилях и по истории Собственного Его Величества гаража.

популярное