До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
14.10.2016
Уникальная находка в Политехническом музее
Все, кто хотя бы немного интересуется историей отечественного автомобилестроения, конечно же, знают или слышали об уникальном, единственном в мире экземпляре автомобиля «Руссо-Балт К12/20», хранящемся в коллекции Политехнического музея.

Казалось бы всё, что связано с этим автомобилем, уже изучено и описано в специальной и популярной литературе. Но, недавно, в музее произошло событие, которое невольно напомнило известное высказывание великого русского писателя Ф.М. Достоевского: «Нет настолько старых предметов, о которых нельзя было бы сказать что-то новое». Но, давайте обо всем по порядку.
В июле 2016 года в хранилище фонда письменных источников Политехнического музея был обнаружен артефакт, имеющий огромную научную и материальную ценность. Речь идет о документе, проливающем дополнительный свет на историю того самого уникального автомобиля «Руссо-Балт К12/20». Чтобы понять значимость этой находки следует вспомнить некоторые исторические факты, связанные с поступлением данного предмета в коллекцию. Как следует из архивных документов, автомобиль «Руссо-Балт» был приобретен музеем в 1966 году у Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени А.М.Горького. Предыдущим же владельцем машины являлся житель города Кимры — Орлов Александр Алексеевич. Однако для полноты картины следует сказать, что уже в 1963 году сотрудникам музея стало известно из устных сообщений о существовании уникального автомобиля. Позднее, в 1965 году появились и официальные сведения о его владельце, полученные по запросу от начальника ГАИ города Калинина (ныне Тверь). В результате переписки Политехнического музея с Орловым А.А., последним было дано согласие на передачу «Руссо-Балта» музею, но в качестве компенсации Орлов потребовал предоставить ему в обмен современный малолитражный автомобиль. Это условие затянуло процесс передачи и в результате, год спустя, владелец продал автомобиль киностудии, но, к счастью, вскоре после этого он был наконец-то выкуплен музеем уже у нового владельца за 2270 рублей 83 копейки...
Согласно акту от 28 апреля 1966 года, с учетом огромной исторической ценности автомобиля «Руссо-Балт» было принято решение о проведении его реставрации, причем весь объем реставрационных работ предлагалось завершить к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, отмечавшемуся в 1967 году. По указанию Министерства автомобильной промышленности СССР реставрация машины осуществлялась в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) и, с учетом отсутствия в СССР серьезного опыта реставрации такого рода объектов, была выполнена относительно неплохо. В № 3 журнала «За рулем» за 1968 год опубликовали заметку под названием «Вторая молодость». В ней как раз говорилось о важном событии — передаче Политехническому музею из НАМИ после девятимесячной реставрации автомобиля «Руссо-Балт», которое произошло в канун пятидесятилетия Великого Октября.

Но самым интересным для нас в контексте данной статьи является то, что бывший владелец машины Орлов А.А. передал киностудии автомобиль вместе с уникальным удостоверением, а точнее, выражаясь современным языком, вместе с ПТС, объединенным в одном документе с сервисной книжкой. В этом же комплекте киностудия передала автомобиль и Политехническому музею. Однако, в свое время, этот уникальный и ценнейший документ не был поставлен на музейный учет и хранился невостребованным на протяжении пятидесяти лет. Тем ценнее выглядит его сегодняшнее обретение. Сканы некоторых страниц техпаспорта приведены ниже. Как видно он был выдан Московским окружным управлением Центрального управления местного транспорта (ЦУМТ) второго июля 1929 года.
И, наконец, самое главное, о чем поведал нам этот артефакт. На второй странице мы видим текст, из которого следует, что счастливый обладатель личного автомобиля получил его по акту от организации под названием Государственный московский трест средней и мелкой промышленности «МОССРЕДПРОМ», объединявшей несколько промышленных предприятий СССР машиностроительного профиля.
Но, с учетом того, что на заре Советской власти автомобили являлись большой редкостью, скорее всего, «Руссо-Балт» обслуживал правление организации, располагавшееся в разное время по следующим адресам:

1. г. Москва, улица Рождественка, дом 5;
2. г.Москва, улица 1-го мая (бывшая Мясницкая), дом 20.
В любом случае этот вопрос требует дальнейшего изучения. До сих пор, из сохранившегося в архиве официального списка автомобилей, выпущенных Русско-Балтийским заводом, доподлинно было известно, что первоначально данный экземпляр «Руссо-Балта» принадлежал Офицерской воздухоплавательной школе, дислоцировавшейся в Гатчине, под Санкт-Петербургом. Теперь же, благодаря вновь открывшимся фактам, мы получили информацию о еще одном, ранее неизвестном владельце машины. Возможно, изучая фотографии старой Москвы 20-х годов прошлого века, можно найти изображения нашего «Руссо-Балта» на фоне зданий на Рождественке или Мясницкой улице, в которых располагалась контора «МОССРЕДПРОМа». Музей обращается с просьбой сообщить его сотрудникам, если кому-нибудь удастся обнаружить такую информацию.

При написании статьи автором были использованы архивные материалы из собрания Политехнического музея.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.

популярное