До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
11.01.2018
Коламбия без пикчерс
Недавно мир любителей исторических ретроавтомобилей всколыхнула сенсационная новость. Уважаемому историку Ивану Баранцеву удалось обнаружить в архиве несколько подлинных фотографий электромобиля Columbia, подаренного в 1901 году британской королевой Александрой своей родной сестре и, одновременно, российской императрице Марии Федоровне – матери последнего императора России – Николая Второго. Исторические снимки были сделаны старшей дочерью Марии Федоровны – Великой княгиней Ксенией Александровной и находились в ее личном альбоме. Сразу же хочу поздравить Ивана Баранцева с этим грандиозным открытием. До сих пор не было найдено ни одного снимка данного уникального автомобиля, хранящегося в настоящее время в Открытых фондах Политехнического музея в Текстильщиках. По итогам своих поисков Иван Баранцев опубликовал статью в журнале «Автопилот» за декабрь 2017 года (см: https://www.kommersant.ru/doc/3495232). Однако, в концовке исследования, автор несколько упрощенно описал коллизии, связанные с нахождением императорского электромобиля в стенах Политехнического музея с 1927 года по настоящее время. Между тем, ввиду особой уникальности и мемориальной ценности данного экспоната, эта история заслуживает отдельного более подробного изучения, чем мы и займемся ниже.

Попробуем по порядку рассмотреть документы, имеющиеся в музейном архиве и касающиеся интересующей нас темы. Все начинается с письма, адресованного начальнику Главнауки директором Политехнического музея. В нем впервые упоминается сам факт существования «автомобиля английской работы, как интересного исторического экспоната, относящегося к раннему этапу эксплОатации автомобилей»
По всей вероятности, по данному запросу начальником Главнауки было принято положительное решение, поскольку второй из имеющихся документов, а точнее накладная-счет Гатчинских складов Госфондов, указывает нам на точную дату отгрузки электромобиля Политехническому музею – 10 октября 1927 года. Примечательно, что согласно данной накладной в комплект к машине входили: кожаный верх, задние крылья в снятом состоянии и четыре ящика для аккумуляторных батарей по 10 штук в каждом, из которых 6 штук не хватает.
Здесь же был указан и номер шасси автомобиля – 1404. Эта информация подтверждена также третьим документом – актом за №910 от 17 декабря 1927 года, подписанного Ученым секретарем Государственного Политехнического музея – В.Р. Вильямсом и хранителем Физического Отдела – Цыценко М.С.. То есть автомобиль поступил именно в Физический Отдел, как объект, связанный с использованием электроэнергии в быту. Кроме того, из настоящего документа следует, что по тому же акту из Ленинградского Отделения Государственного Музейного Фонда в Политехнический музей одновременно поступил и ряд других предметов. Некоторые из них дожили до нынешнего времени.
Представляет интерес и еще одна бумага, связанная с данным событием. Это служебная записка Ученого секретаря Государственного Политехнического музея В.Р. Вильямса в адрес бухгалтерии с просьбой возместить некоему жителю Ленинграда - Борисевичу А.И расходы в сумме 25 руб. 81 коп., произведенные им на упаковку и отправку по железной дороге, отобранных ранее самим Вильямсом в Ленинградском Музейном Фонде коллекций для Политехнического музея.
По-видимому, именно эти предметы помимо электромобиля и упомянуты в предыдущем документе.

Как видно из приведенных выше документов, электромобиль при отгрузке имел намного более полную комплектность, чем в настоящее время и был оценен в 350 советских рублей. К слову, в 1901 году этот электромобиль стоил 400 английских фунтов стерлингов, что в тот момент составляло примерно 3780 российских рублей (см: http://www.opoccuu.com/kurspound.htm). Безусловно, по тем временам это были огромные деньги. При машине также имелись задние крылья, кожаный верх, и ящики с большей частью аккумуляторных батарей. Но еще более интересным для нас выглядит следующий архивный материал. В Инвентарной книге Отдела прикладной физики за 1927 год (Лист №10, опись №1, дело №19) находим такую информацию:
Оказывается, что помимо упомянутых ранее деталей, к электромобилю еще были приложены: подушка, насос, шестерня и, самое главное, мотор постоянного тока на 60 Вольт, 33 Ампер. То есть на тот момент он был практически полностью комплектным.

Все приведенные документы относятся к 1927 году, то есть году поступления машины в музей. Но далее начинают происходить не вполне понятные события. Другой официальной бумагой, связанной с данным объектом, является служебная записка заведующего Отделом Машиностроения Исаева А.С., датированная 23 октября 1940 года, отправленная им в Отдел Учета и Хранения.
В записке сказано буквально следующее:

«Сообщаю, что находящийся у Вас на хранении автомобиль, ранее хранившийся во дворе, может быть использован для экспозиции как образец исторического автомобиля, приводимого в движение электричеством от аккумуляторов, потому эту машину следует заинвентаризировать». В дальнейшем на основании этой служебной записки был составлен соответствующий Акт приема от 24 октября 1940 года (архив, опись 1, дело 173) и автомобиль передали в Отдел Машиностроения.
Из приведенных документов следует, что в некий момент, машина была снята с музейного учета в Физическом Отделе и закреплена за хозчастью, как обыкновенная утварь, оказавшись при этом во дворе музея, и какое-то время пребывала там фактически в бесхозном состоянии. Затем она все же переехала в хранилище, оказавшись в Отделе Учета и Хранения, без привязки к какому-либо тематическому отделу. Для разъяснения данной ситуации нам следует обратиться к общемузейной истории. Дело в том, что в период между 1929 и 1940 годами в Политехническом музее происходил ряд непрерывных реорганизаций. Согласно новым веяниям структура музея должна была отражать процессы социалистического строительства и индустриализации страны, отвечать задачам социалистической реконструкции хозяйства. В 1929-1930 годах все экспонаты музея были распределены по трем новым секторам: Общему, Фабрично-заводскому и Сельскохозяйственному. Лаборатории музея лишились научно-исследовательского направления и стали выполнять функции центров повышения квалификации рабочих. Экспонаты Отдела прикладной физики и частично Технического отдела были объединены в Общий сектор, который должен был в наглядной форме дать научное обоснование производственным процессам в технике и сельском хозяйстве. Вероятно, что именно в этот момент императорский электромобиль и был на время выведен из музейного собрания, поскольку явно не вписывался в новую концепцию экспозиции.

Хотя основным предвоенным событием, оказавшим большое влияние на формирование музейных коллекций, стала Всесоюзная выставка «Наши достижения», проходившая в январе 1934 года и открывшаяся к XVII съезду ВКП(б). Выставка была призвана продемонстрировать грандиозные победы социалистической индустрии первой сталинской пятилетки. В 1935 году произошла очередная глобальная реорганизация Политехнического музея. На основе экспонатов упомянутой выставки к 1937 году в музее были образованы новые постоянные отделы, отражающие последовательное развитие важнейших отраслей народного хозяйства от сельского хозяйства до машиностроения и приборостроения. Как мы помним, именно в Отдел Машиностроения и попал в 1940 году наш многострадальный электромобиль. А чуть ранее, в 1939 году произошли последние перед войной крупные централизованные пополнения музейных коллекций. Готовясь к XVIII съезду ВКП(б) при содействии наркоматов, крупных институтов и предприятий музей значительно обогатил свои коллекции образцами современной отечественной техники, особенно по черной и цветной металлургии, топливной промышленности и машиностроению. Всего были вновь оформлены 22 раздела экспозиции. С учетом вышеизложенного становится ясно, на каком историческом фоне происходили мытарства многострадального императорского автомобиля. В эпоху грандиозных свершений и приоритета отдаваемого при комплектовании коллекций новой современной технике становится понятно, почему старинный электромобиль при оформлении экспозиции отошел на второй, а то и третий план. Остается только мысленно поблагодарить ныне всеми забытого скромного Зав. Отделом Машиностроения Исаева А.С., проявившего в 1940 году заботу об уникальном автомобиле и написавшем уже известную служебную записку. В противном случае, императорский электромобиль Columbia, еще тогда мог быть просто на просто списан и полностью уничтожен. Также вероятно, что уже к 1940 году были утрачены многие из элементов, имевшихся в наличии при поступлении машины в музей (кожаный верх, задние крылья, ящики с аккумуляторными батареями, подушка, насос, шестерня, мотор). По крайней мере, ни самих деталей, ни какой-либо информации о них в музее на сегодня обнаружить не удалось.

Очередные архивные данные об электромобиле относятся уже к 1980 году. Из них следует, что тогда он подвергался некоторой реставрации. Непонятно правда, в чем она заключалась, поскольку на снимках 2007 года машина выглядит ужасающе.

В тот момент она уже относилась к Автомобильному отделу. Тем не менее, по итогам этой «реставрации» были внесены некоторые коррективы в учетные музейные документы.
Из представленных бумаг явствует, что машину датировали 1898 годом (вместо 1901), страной-производителем определили США (заменив правильную первоначальную атрибуцию). К счастью, на сегодня практически все вопросы, касающиеся идентификации машины, музеем уже сняты.

Что касается истории непрофессиональной реставрации 2007 года, а также нынешнего состояния и перспектив повторной реставрации электромобиля я, из соображений корпоративной этики, являясь сотрудником Политехнического музея, предпочту эти темы здесь не комментировать. Поживем – увидим.

В любом случае, подлинные архивные снимки уникальной исторической машины, найденные Иваном Баранцевым, очень помогут в продвижении нового реставрационного проекта.

При оформлении статьи были использованы материалы из архива Политехнического музея.

Автор выражает особую благодарность сотруднице Политехнического музея Саиновой Нине Петровне за неоценимую помощь, оказанную в поиске архивных материалов.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.

популярное