До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
21.02.2014
Великий комбинатор
«За окном была не красная ночь, а красный день!...
Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем.
Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное... На него можно было смотреть.
Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.»

А Казанцев. «Внуки Марса». 1962 год


Сможете назвать отечественный фильм, который купили американцы с целью что-то перемонтировать, поменять, а затем демонстрировать уже от своего имени?! Безо всяких ссылок на первоисточник?

Скажете, быть такого не может? Что ж, вернемся в шестидесятые годы... Тогда, в детстве, для меня любимым местом в Москве был Планетарий. Я пересмотрел там по несколько раз все сеансы, почти всё знал наизусть. Но самым ярким событием всегда было не ослепительное звездное небо над головой, а кадры какого-то восхитительного фильма, снятого будто бы с натуры, но не сегодня, а... завтра! Или, в крайнем случае, послезавтра. На экране реальная шагающая машина уверенно перемещалась по лунным кратерам, деловито ощупывая каждой ногой поверхность! Тут же папа и мама вели за руки малыша, родившегося на Луне — все трое в скафандрах, конечно же... А вот их уютно обставленный дом — камера спокойно заглядывает под лунную поверхность!
Как и кем все это было снято, я понятия не имел. Но оторваться от фантастических кадров было невозможно. А потом, в кинотеатре «Уран», известном тем, что там показывали довольно редкие фильмы, я увидел настоящую космическую сказку — она называлась «Планета бурь». Полет на Венеру, встреча с динозаврами и прочими звероящерами, гибель робота в извергаемой венерианским вулканом лаве, вездеход, скользящий над поверхностью недружелюбной планеты — это было великолепно! И не мечтать слетать на такую планету самому или создать такого же робота было невозможно.

Лишь много лет спустя я узнал имя автора невиданных комбинированных съемок. Режиссер Павел Клушанцев... В какой-то телепередаче он спокойно рассказывал, как одна ненашенская фирма упрашивала его продать ей чертежи шагающего планетохода. И как он не смог объяснить ей, что создавал свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке...

Клушанцев был гением мирового масштаба по части комбинированных съемок. Права на прокат его «Планеты бурь» приобрели 28 стран мира. Кстати, именно этот фильм, который не понравился критикам на родине режиссера, киностудия «Америкэн Интернешнэл» в 1965 году переделала в «Путешествие на доисторическую планету». А потом еще раз — и снова безо всяких ссылок на советский первоисточник. Им это было проще, чем пытаться заново изобрести велосипед.

Клушанцев ухитрялся создавать свои шедевры практически голыми руками — без долларов и компьютеров. Какие-то технические решения он умудрялся угадывать, да с такой точностью, что даже вызывался на беседы «наверх» — мол, откуда у вас информация о секретных разработках? В его фильмах летали хвостатые кометы, а метеориты пробивали поверхности планет. Но самое удивительное заключалось в том, что космической тематикой он занялся еще до запуска первого спутника Земли! С этим связан курьез: снимая никому не нужный, как считали многие, фильм «Дорога к звездам», режиссер вдруг стал востребован большим начальством! Дело в том, что 4 октября 1957 года мы открыли дорогу в космос, а потому тут же посыпались вопросы: мол, а где же кино на эту тему? Клушанцев и тут не подвел: за пару дней он умудрился придумать, как вставить в уже готовый фильм полет спутника над городами планеты, после чего научно-популярный фильм отправился в мировое турне, собирая очереди у касс... При этом даже пресыщенные зрители удивленно ворчали — мол, могут ведь делать вовремя, когда хотят!

Кстати, выход на экраны «Планеты бурь» практически совпал по времени с полетом Гагарина! А вот фильму про Луну не повезло. К июлю 1969 года стало ясно, что первыми на спутнике окажемся не мы, а потому работу Клушанцева после полета «Аполлона-11» отправили на полку. Мало того, вскоре на «Леннаучфильме» решили, что подобные темы «неполноценны», а великому режиссеру, имя которого с уважением произносили авторы «Космической Одиссеи» и «Звездных войн» (Стэнли Кубрик, и Джордж Лукас соответственно), лучше отправиться на пенсию.

Интересно, придут ли на смену нынешним «стрелялкам» и «догонялкам» профессиональные научно-популярные видео, обгоняющие время?
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Ник-Ник
21.02.2014 16:43:06
Ой, какой большой спасибчик! Сказочное время - "... и на Марсе будут яблони цвести... " http://www.youtube.com/watch?v=8yKco78NpPU

И первая открытка с Юрием Гагариным, когда не знали еще что написать, и написали: "Первый человек ПРОНИКШИЙ в космос..."

Спасибо, что открыли сегодня дверочку в ЮНОСТЬ!

И давность...
Денис Орлов
21.02.2014 21:05:45
Дизайн планетолёта - это проект Эрика Владимировича Сабо. Этот проект окончательно рассорил молодого нахального художника-конструктора с главным конструктором ЗиЛа Кригером. За подробностями - к Крюковскому.
Андрей_Крюковский
21.02.2014 23:31:13
Уважаемый коллега Михаил Колодочкин!

Режиссер-постановщик Павел Владимирович Клушанцев НЕ создавал "свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке"! Тем более - "практически голыми руками".

Вы совершенно правы, что съемочная группа фильма "Планета бурь" не тратила на разработку и производство реквизита доллары. А вот рубли тратила, и немало!

Давайте послушаем, что рассказывает старейший советский художник - конструктор Эрик Владимирович Сабо.


Случилось это в 59-м году.
Как-то раз сижу, работаю. Звонит телефон: "Срочно поднимитесь в кабинет директора". Захожу, навстречу мне из кресла поднимается человек, назвавшийся режиссером Павлом Клушанцевым со студии "Леннаучфильм".
– "Нам нужен полноразмерный макет внеземного транспорта для научно-фантастического фильма про Венеру".
Технического задания не было, мне предоставлялся полный творческий карт-бланш. А съемки фильма под названием "Планета бурь" уже начались. Так что, на всё про всё отводилось лишь пара месяцев. Макетный цех ЗИЛа трудился в две смены, снимая размеры деталей и узлов прямо с моих эскизов.
Заказчику планетолёт-планетоход понравился: были на нем и прожекторы, и антенны, и даже целый арсенал на крыше-блистере. Вот только для двигателя места явно не хватало.
"Ничего, - успокаивал Клушанцев, - в кино на такие мелочи можно не обращать внимание…"
Я располагаю кинохроникой, на которой автор "планетолета" ЛИЧНО демонстрирует свое детище посреди ЗИЛовского двора. Часть этих кадров вошла в сериал "Колеса Страны Советов. Были и небылицы". Заходите во время "Олдтаймер – галереи" ко мне на стенд. Пообщаемся, я кое-что Вам покажу…из РЕДКОГО… и даже вовсе НЕИЗВЕСТНОГО!
S_Iones
22.02.2014 12:28:29
Если верить интернету, то Клушанцев был заслуженный кинофокусник со стажем. Например, он еще в 1937-м основал на Ленфильме Цех комбинированных съемок. Сами киношники зовут картины с инопланетными пейзажами и пробивающими землю кометами солжнопостановочными. Кстати, там реально иногда реквизит готовится из подручных средств.

А ВОТ случай с постройкой игрового венерохода ЗИЛом, к сожалению, остался феноменом. Как-то Володя Киреев показывал мне россыпь картинок и кинокадров, включая съемку на ЗИЛе. Он искал в планетоходе черты настоящих ЗИЛов, например, гребенку со стойки 111-го. ВОТ ГДЕ могли пригодиться наработки дизайнеров-авангардистов вроде учеников Долматовского! Представим себе игровую ленту с "городом будущего", где ездят каплевидные вагонники вроде НАМИ-013, Белки и Селены! Просто игровые макеты, изготовленные, как реквизит. А как эффектнно смотрелись бы в кадре!

Будем считать, что двигатель венерохода был супер-компактно скомпонованный, на альтернативных источниках питания!

Понимаю, шансов у макета "заваляться в куче реквизита" и выжить в 60-70-х не было никаких. Хотя, А ВДРУГ???
Андрей_Крюковский
22.02.2014 13:56:31
Кадры с планетолетом находятся не "в россыпи", а на вполне кондиционной кассете формата Betacam-SP.
В 2012 году я лично занимался перегоном этих материалов с кинопленки.
Сам же планетолет до недавнего времени в достаточно пристойном состоянии хранился в Монинском Музее ВВС. В 2001 году я делал про него сюжет в программе "Мир авиации" (ТК "Культура").
Михаил Владимирович
22.02.2014 16:19:28
Уважаемый коллега Андрей Крюковский! Создавал!!! Мы просто про разные машины говорим -- я же про шагающий вездеход, а не про тот,который на фото приведен! Этот - из "Планеты бурь", а шагающее чудище было в фильме "Луна" (по-моему, он так назывался). Это отрывки из него все время крутили в Планетарии. И я лично по телевизору слушал Клушанцева, который рассказывал как раз про тот агрегат, который осторожно вышагивал по каменистой поверхности Луны. Так что, большое Вам спасибо, но посыпать голову пеплом все-таки не стану. А к Вам на стенд с удовольствием загляну, если на Галерее окажусь. Я там, кажется, 9 марта должен быть...
Михаил Владимирович
22.02.2014 16:24:53
Всем большое спасибо за добрые отклики. Кстати, это была страничка из моей зависшей в ожидании своей судьбы детской книжки"Вперед, Россия!" Хотел напомнить юному поколению о том и про тех, кто всегда двигал нашу страну вперед -- независимо от настроения властей, благосостояния и амбиций...
Андрей_Крюковский
22.02.2014 17:45:29
Михаил Владимирович!
Если текст Вашего поста - это фрагмент детской книжки, то тем более не стоит давить на жалость юных читателей. Мол, все гении в нашей стране бедны, опальны и не признаны. .
В распоряжении Клушанцева была крупнейшая "фабрика грез", выпустившая более 5000 научно-популярных и учебных фильмов. На "Леннаучфильме" имелась мощная современная производственная база, позволявшая изготавливать сложнейшие реквизиты и декорации. По насыщенностью аппаратурой для комбинированных съемок ленинградская студия была вообще вне конкуренции. И многое Павел Владимирович действительно делал собственными руками. Но, извините, причем тут "кухня коммунальной квартиры"? Наоборот, лучше было бы подчеркнуть, насколько серьезно и без крохоборства в СССР относились к жанру "науч.попа". Вы не согласны?
Денис Орлов
22.02.2014 19:24:43
Дык на Луне дело было, на Венере или на Марсе? Вы определитесь, коллеги! Не то заведёте Россию не туда ;)
Ник-Ник
22.02.2014 21:28:52
Если верить роману Александра Казанцева, то дело происходит на Марсе. Более того: "Планета бурь" есть первая часть большого произведения под названием "Внуки Марса". А фильм снят именно по этому произведению.
Андрей_Крюковский
22.02.2014 22:45:23
Точно помню - на Марсе! Вылезаю я это из корабля... Смотрю - МАРС! Или нет, Венера? Блин, давно это было. Еще при Советской Власти... :(
Денис Орлов
22.02.2014 23:03:05
Помню, в детстве смотрел еще какой-то фильм про волшебные спички: разломишь - и желание исполняется. Там ездил похожий по форме автомобильчик. А вообще, идею стащили у Форда - у него как раз на рубеже 1950-60-х появилась серия "левикаров", "гирокаров" и атомных пикапов.
22.02.2014 23:34:13
"Тайна железной двери" 1971 год











Там вообще много "ностальгической" техники:



Андрей_Крюковский
23.02.2014 00:00:20
Это была не особо удачная (если честно - то просто халтурная) экранизация замечательной книжки Юрия Томина "Шел по городу волшебник". Я ее в раннем школьном возрасте зачитал до дыр! Волшебные спички, исполняющие ВСЕ желания!!! Какие только фантазии не провоцировали в моей голове эти вымышленные "материализаторы чувственных идей"! Чудовищный подонок Мальчик с Голубыми Глазами, мятущийся герой Толик Рыжков, непреклонный борец за справедливость Мишка, верная овчарка Майда, вызывающий жалость дурачок - Железный Балбес... Это были герои ( и анти-герои) моего детства.
Сейчас таких книжек не пишут. Не кому, да и не для кого....
S_Iones
23.02.2014 00:45:18
Кадры с планетолетом находятся не "в россыпи", а на вполне кондиционной кассете формата Betacam-SP.

Не было никакой кассеты! Была светлая будущая эпоха сплошных электронных носителей. Володя открывал в компе то один файл, то другой, из разных папок - фотки, кинокадры, фрагмент на ЗИЛе, и создавалось впечатление россыпи.

Сам же планетолет до недавнего времени в достаточно пристойном состоянии хранился в Монинском Музее ВВС.

Оп-па!!! А ВОТ С ЭТОГО надо начинать! Значит, будет долго жить! Как похороненное как-то Денисом такси ВНИИТЭ! А уважаемому товарищу Админу сайта - пожелаем вытащить межпланетное изделие на какую-нибудь будущую Олдтаймер-галерею!

Там вообще много "ностальгической" техники:

А особо ностальгическое - Комсомольский проспект СОВСЕМ БЕЗ Дворца молодежи.

Сейчас таких книжек не пишут. Не кому, да и не для кого....

В самом деле, ДЛЯ КОГО? Для малолетних жертв фурсенковщины и егэ-проклятого что ли?
Андрей_Крюковский
23.02.2014 00:56:19
Геноссе Ионес!
Вы что-то, дружище, перевозбуждены!
"Вам, предводитель, пора лечиться электричеством". (Это не я сказал. Это Ильф с Петровым) :)
Денис Орлов
23.02.2014 12:55:39
А милиционера сыграл известный советский поэт-пародист Иванов.
Торшер на крыше "Москвича" смотрится как тарелка связи со внеземными цивилизациями.
Ник-Ник
23.02.2014 16:23:01
Форма на Сан Саныче Иванове тоже сказочная - белые кители у милиции отсутствовали, это была привилегия моряков.
Михаил Владимирович
23.02.2014 17:21:11
Действие фильма "Планета бурь" происходит на Венере! Согласно роману А.Казанцева. Что касается жалости к гениям, якобы купавшимся в деньгах и средствах, то позвольте остаться при своем мнении. Вездеход придумывался на кухне! Не верить его автору оснований нет. Что до молодежи, то до сих пор она меня понимала, вроде бы, верно.
Андрей_Крюковский
23.02.2014 21:03:11
Ну, как же не было белой формы у милиции?!
Попадалась, буквально, на каждом шагу.

С 1958 по 1969 в соответствии с "Правилами ношения формы одежды начальствующим и рядовым составом милиции МВД СССР" устанавливалась

Летняя форма № 3. Фуражка с белым чехлом, китель закрытый белый, брюки навыпуск темно-синего цвета, ботинки или полуботинки черные, перчатки коричневые, ленты орденов и медалей, и нагрудные знаки на кителе.

http://www.vedomstva-uniforma.ru/mil58-69.html


Правда, фильм про волшебные спички снимался уже в 70-м году (через год после изменения милицейской формы), так что постовой одет не по уставу. :)

Кстати, вспомните фильм "Улица полна неожиданностей". В каких роскошных белоснежных нарядах красовались Харитонов и Леонов!

http://cdn.imhonet.ru/element/large/c8/e1/c8e1cf1550e15c71b97affac223782d7.jpg
Денис Орлов
23.02.2014 21:28:42
Не забывайте, действие происходит на Венере :)
Андрей_Крюковский
23.02.2014 21:30:53
Ну, Венера - не Венера, но нечто венерическое в ней есть! :))))))))))))))))))))))
Ник-Ник
23.02.2014 22:42:47
Уважаемый Андрей, Это не китель. Это гимнастерка. Белые гимнастерки во второй половине 50-х годов у милиции были. Гимнастерка и китель - сильно разные вещи.

Требовался к такой гимнастерке набор дополнительно ремешков и портупеек. Белых кителей не было. По крайности, не помню чтоб носили... В мои годы службы в Московской Краснознаменной с 1975 и до развала СССР по праздникам (и в Олимпиаду-80) носили белые рубашки. Чтобы надеть приказ требовался. Самолично нельзя было.
Андрей_Крюковский
23.02.2014 22:46:27
Для Ник-Ник
Я специально для Вас выложил интернетовские ссылки про милицейскую форму.
Зайдите, ознакомьтесь, расширьте кругозор... :))))))))))
Ник-Ник
23.02.2014 22:49:13
В кино... Это гимнастерка. Рубаха. Не китель.
Про белый китель до 1969 без комментов. Не застал. Ни разу не видел. Звиняйте...
Андрей_Крюковский
23.02.2014 23:10:48
Да нема за шо... Давайте я еще чо-нить для Вас найду :)))))))))))))
Ник-Ник
24.02.2014 08:37:15
Только ЗА! Очень интересно читать! :)
S_Iones
01.03.2014 00:25:03
Правда, фильм про волшебные спички снимался уже в 70-м году (через год после изменения милицейской формы), так что постовой одет не по уставу.

А ВОТ ЕСЛИ допустить, что план на Комсомольском проспекте планеты Венера снят не в 1970-м, а в 1969-м? Выходит, что у венерического мента-пародиста Иванова с формой полный порядок!
Андрей_Крюковский
01.03.2014 00:46:10
Тонко подмечено! :)
Заходите, геноссе Ионес на мой стенд. И друзей приводите.
S_Iones
01.03.2014 20:02:35
Охотно принимаю приглашение, Андрей!
Думаю, за время выставки еще успею надоесть вам своими неоднократными визитами!


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное