Блокнот
21.02.2014
Великий комбинатор
«За окном была не красная ночь, а красный день!...
Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем.
Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное... На него можно было смотреть.
Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.»
А Казанцев. «Внуки Марса». 1962 год
Сможете назвать отечественный фильм, который купили американцы с целью что-то перемонтировать, поменять, а затем демонстрировать уже от своего имени?! Безо всяких ссылок на первоисточник?
Скажете, быть такого не может? Что ж, вернемся в шестидесятые годы... Тогда, в детстве, для меня любимым местом в Москве был Планетарий. Я пересмотрел там по несколько раз все сеансы, почти всё знал наизусть. Но самым ярким событием всегда было не ослепительное звездное небо над головой, а кадры какого-то восхитительного фильма, снятого будто бы с натуры, но не сегодня, а... завтра! Или, в крайнем случае, послезавтра. На экране реальная шагающая машина уверенно перемещалась по лунным кратерам, деловито ощупывая каждой ногой поверхность! Тут же папа и мама вели за руки малыша, родившегося на Луне — все трое в скафандрах, конечно же... А вот их уютно обставленный дом — камера спокойно заглядывает под лунную поверхность!
Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем.
Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное... На него можно было смотреть.
Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.»
А Казанцев. «Внуки Марса». 1962 год
Сможете назвать отечественный фильм, который купили американцы с целью что-то перемонтировать, поменять, а затем демонстрировать уже от своего имени?! Безо всяких ссылок на первоисточник?
Скажете, быть такого не может? Что ж, вернемся в шестидесятые годы... Тогда, в детстве, для меня любимым местом в Москве был Планетарий. Я пересмотрел там по несколько раз все сеансы, почти всё знал наизусть. Но самым ярким событием всегда было не ослепительное звездное небо над головой, а кадры какого-то восхитительного фильма, снятого будто бы с натуры, но не сегодня, а... завтра! Или, в крайнем случае, послезавтра. На экране реальная шагающая машина уверенно перемещалась по лунным кратерам, деловито ощупывая каждой ногой поверхность! Тут же папа и мама вели за руки малыша, родившегося на Луне — все трое в скафандрах, конечно же... А вот их уютно обставленный дом — камера спокойно заглядывает под лунную поверхность!

Как и кем все это было снято, я понятия не имел. Но оторваться от фантастических кадров было невозможно. А потом, в кинотеатре «Уран», известном тем, что там показывали довольно редкие фильмы, я увидел настоящую космическую сказку — она называлась «Планета бурь». Полет на Венеру, встреча с динозаврами и прочими звероящерами, гибель робота в извергаемой венерианским вулканом лаве, вездеход, скользящий над поверхностью недружелюбной планеты — это было великолепно! И не мечтать слетать на такую планету самому или создать такого же робота было невозможно.
Лишь много лет спустя я узнал имя автора невиданных комбинированных съемок. Режиссер Павел Клушанцев... В какой-то телепередаче он спокойно рассказывал, как одна ненашенская фирма упрашивала его продать ей чертежи шагающего планетохода. И как он не смог объяснить ей, что создавал свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке...
Клушанцев был гением мирового масштаба по части комбинированных съемок. Права на прокат его «Планеты бурь» приобрели 28 стран мира. Кстати, именно этот фильм, который не понравился критикам на родине режиссера, киностудия «Америкэн Интернешнэл» в 1965 году переделала в «Путешествие на доисторическую планету». А потом еще раз — и снова безо всяких ссылок на советский первоисточник. Им это было проще, чем пытаться заново изобрести велосипед.
Клушанцев ухитрялся создавать свои шедевры практически голыми руками — без долларов и компьютеров. Какие-то технические решения он умудрялся угадывать, да с такой точностью, что даже вызывался на беседы «наверх» — мол, откуда у вас информация о секретных разработках? В его фильмах летали хвостатые кометы, а метеориты пробивали поверхности планет. Но самое удивительное заключалось в том, что космической тематикой он занялся еще до запуска первого спутника Земли! С этим связан курьез: снимая никому не нужный, как считали многие, фильм «Дорога к звездам», режиссер вдруг стал востребован большим начальством! Дело в том, что 4 октября 1957 года мы открыли дорогу в космос, а потому тут же посыпались вопросы: мол, а где же кино на эту тему? Клушанцев и тут не подвел: за пару дней он умудрился придумать, как вставить в уже готовый фильм полет спутника над городами планеты, после чего научно-популярный фильм отправился в мировое турне, собирая очереди у касс... При этом даже пресыщенные зрители удивленно ворчали — мол, могут ведь делать вовремя, когда хотят!
Кстати, выход на экраны «Планеты бурь» практически совпал по времени с полетом Гагарина! А вот фильму про Луну не повезло. К июлю 1969 года стало ясно, что первыми на спутнике окажемся не мы, а потому работу Клушанцева после полета «Аполлона-11» отправили на полку. Мало того, вскоре на «Леннаучфильме» решили, что подобные темы «неполноценны», а великому режиссеру, имя которого с уважением произносили авторы «Космической Одиссеи» и «Звездных войн» (Стэнли Кубрик, и Джордж Лукас соответственно), лучше отправиться на пенсию.
Интересно, придут ли на смену нынешним «стрелялкам» и «догонялкам» профессиональные научно-популярные видео, обгоняющие время?
Лишь много лет спустя я узнал имя автора невиданных комбинированных съемок. Режиссер Павел Клушанцев... В какой-то телепередаче он спокойно рассказывал, как одна ненашенская фирма упрашивала его продать ей чертежи шагающего планетохода. И как он не смог объяснить ей, что создавал свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке...
Клушанцев был гением мирового масштаба по части комбинированных съемок. Права на прокат его «Планеты бурь» приобрели 28 стран мира. Кстати, именно этот фильм, который не понравился критикам на родине режиссера, киностудия «Америкэн Интернешнэл» в 1965 году переделала в «Путешествие на доисторическую планету». А потом еще раз — и снова безо всяких ссылок на советский первоисточник. Им это было проще, чем пытаться заново изобрести велосипед.
Клушанцев ухитрялся создавать свои шедевры практически голыми руками — без долларов и компьютеров. Какие-то технические решения он умудрялся угадывать, да с такой точностью, что даже вызывался на беседы «наверх» — мол, откуда у вас информация о секретных разработках? В его фильмах летали хвостатые кометы, а метеориты пробивали поверхности планет. Но самое удивительное заключалось в том, что космической тематикой он занялся еще до запуска первого спутника Земли! С этим связан курьез: снимая никому не нужный, как считали многие, фильм «Дорога к звездам», режиссер вдруг стал востребован большим начальством! Дело в том, что 4 октября 1957 года мы открыли дорогу в космос, а потому тут же посыпались вопросы: мол, а где же кино на эту тему? Клушанцев и тут не подвел: за пару дней он умудрился придумать, как вставить в уже готовый фильм полет спутника над городами планеты, после чего научно-популярный фильм отправился в мировое турне, собирая очереди у касс... При этом даже пресыщенные зрители удивленно ворчали — мол, могут ведь делать вовремя, когда хотят!
Кстати, выход на экраны «Планеты бурь» практически совпал по времени с полетом Гагарина! А вот фильму про Луну не повезло. К июлю 1969 года стало ясно, что первыми на спутнике окажемся не мы, а потому работу Клушанцева после полета «Аполлона-11» отправили на полку. Мало того, вскоре на «Леннаучфильме» решили, что подобные темы «неполноценны», а великому режиссеру, имя которого с уважением произносили авторы «Космической Одиссеи» и «Звездных войн» (Стэнли Кубрик, и Джордж Лукас соответственно), лучше отправиться на пенсию.
Интересно, придут ли на смену нынешним «стрелялкам» и «догонялкам» профессиональные научно-популярные видео, обгоняющие время?
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!
популярное
Комментарии
И первая открытка с Юрием Гагариным, когда не знали еще что написать, и написали: "Первый человек ПРОНИКШИЙ в космос..."
Спасибо, что открыли сегодня дверочку в ЮНОСТЬ!
И давность...
Режиссер-постановщик Павел Владимирович Клушанцев НЕ создавал "свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке"! Тем более - "практически голыми руками".
Вы совершенно правы, что съемочная группа фильма "Планета бурь" не тратила на разработку и производство реквизита доллары. А вот рубли тратила, и немало!
Давайте послушаем, что рассказывает старейший советский художник - конструктор Эрик Владимирович Сабо.
А ВОТ случай с постройкой игрового венерохода ЗИЛом, к сожалению, остался феноменом. Как-то Володя Киреев показывал мне россыпь картинок и кинокадров, включая съемку на ЗИЛе. Он искал в планетоходе черты настоящих ЗИЛов, например, гребенку со стойки 111-го. ВОТ ГДЕ могли пригодиться наработки дизайнеров-авангардистов вроде учеников Долматовского! Представим себе игровую ленту с "городом будущего", где ездят каплевидные вагонники вроде НАМИ-013, Белки и Селены! Просто игровые макеты, изготовленные, как реквизит. А как эффектнно смотрелись бы в кадре!
Будем считать, что двигатель венерохода был супер-компактно скомпонованный, на альтернативных источниках питания!
Понимаю, шансов у макета "заваляться в куче реквизита" и выжить в 60-70-х не было никаких. Хотя, А ВДРУГ???
В 2012 году я лично занимался перегоном этих материалов с кинопленки.
Сам же планетолет до недавнего времени в достаточно пристойном состоянии хранился в Монинском Музее ВВС. В 2001 году я делал про него сюжет в программе "Мир авиации" (ТК "Культура").
Если текст Вашего поста - это фрагмент детской книжки, то тем более не стоит давить на жалость юных читателей. Мол, все гении в нашей стране бедны, опальны и не признаны. .
В распоряжении Клушанцева была крупнейшая "фабрика грез", выпустившая более 5000 научно-популярных и учебных фильмов. На "Леннаучфильме" имелась мощная современная производственная база, позволявшая изготавливать сложнейшие реквизиты и декорации. По насыщенностью аппаратурой для комбинированных съемок ленинградская студия была вообще вне конкуренции. И многое Павел Владимирович действительно делал собственными руками. Но, извините, причем тут "кухня коммунальной квартиры"? Наоборот, лучше было бы подчеркнуть, насколько серьезно и без крохоборства в СССР относились к жанру "науч.попа". Вы не согласны?
Там вообще много "ностальгической" техники:
Сейчас таких книжек не пишут. Не кому, да и не для кого....
Не было никакой кассеты! Была светлая будущая эпоха сплошных электронных носителей. Володя открывал в компе то один файл, то другой, из разных папок - фотки, кинокадры, фрагмент на ЗИЛе, и создавалось впечатление россыпи.
Сам же планетолет до недавнего времени в достаточно пристойном состоянии хранился в Монинском Музее ВВС.
Оп-па!!! А ВОТ С ЭТОГО надо начинать! Значит, будет долго жить! Как похороненное как-то Денисом такси ВНИИТЭ! А уважаемому товарищу Админу сайта - пожелаем вытащить межпланетное изделие на какую-нибудь будущую Олдтаймер-галерею!
Там вообще много "ностальгической" техники:
А особо ностальгическое - Комсомольский проспект СОВСЕМ БЕЗ Дворца молодежи.
Сейчас таких книжек не пишут. Не кому, да и не для кого....
В самом деле, ДЛЯ КОГО? Для малолетних жертв фурсенковщины и егэ-проклятого что ли?
Вы что-то, дружище, перевозбуждены!
"Вам, предводитель, пора лечиться электричеством". (Это не я сказал. Это Ильф с Петровым)
Торшер на крыше "Москвича" смотрится как тарелка связи со внеземными цивилизациями.
Попадалась, буквально, на каждом шагу.
С 1958 по 1969 в соответствии с "Правилами ношения формы одежды начальствующим и рядовым составом милиции МВД СССР" устанавливалась
Летняя форма № 3. Фуражка с белым чехлом, китель закрытый белый, брюки навыпуск темно-синего цвета, ботинки или полуботинки черные, перчатки коричневые, ленты орденов и медалей, и нагрудные знаки на кителе.
http://www.vedomstva-uniforma.ru/mil58-69.html
Правда, фильм про волшебные спички снимался уже в 70-м году (через год после изменения милицейской формы), так что постовой одет не по уставу.
Кстати, вспомните фильм "Улица полна неожиданностей". В каких роскошных белоснежных нарядах красовались Харитонов и Леонов!
http://cdn.imhonet.ru/element/large/c8/e1/c8e1cf1550e15c71b97affac223782d7.jpg
Требовался к такой гимнастерке набор дополнительно ремешков и портупеек. Белых кителей не было. По крайности, не помню чтоб носили... В мои годы службы в Московской Краснознаменной с 1975 и до развала СССР по праздникам (и в Олимпиаду-80) носили белые рубашки. Чтобы надеть приказ требовался. Самолично нельзя было.
Я специально для Вас выложил интернетовские ссылки про милицейскую форму.
Зайдите, ознакомьтесь, расширьте кругозор...
Про белый китель до 1969 без комментов. Не застал. Ни разу не видел. Звиняйте...
А ВОТ ЕСЛИ допустить, что план на Комсомольском проспекте планеты Венера снят не в 1970-м, а в 1969-м? Выходит, что у венерического мента-пародиста Иванова с формой полный порядок!
Заходите, геноссе Ионес на мой стенд. И друзей приводите.
Думаю, за время выставки еще успею надоесть вам своими неоднократными визитами!
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.