До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
15.10.2013
Русь уходящая
Русский тюнинг, бессмысленный и беспощадный...

Именно такую фразу частенько повторяет один из моих уважаемых коллег, автор солидного справочника по автопрому. Мол, нечего вмешиваться в устройство автомобиля: станет только хуже. Как под капотом, так и в кармане.

Первоначально подобные мысли выводили меня из себя.

Во-первых, как вообще можно ездить на том, что сходит с отечественного конвейера? Ту же «Волгу» во все времена изначально нужно было как минимум «протянуть», а затем разобраться с десятком заводских огрехов типа заедающего троса капота, выливающегося отовсюду масла и бензиновой вони в салоне. Во-вторых, автомобиль для меня всегда был кусочком дома, а не гостиницы — но как может жилище быть стандартным, без индивидуальности? В-третьих, разве не интересно самому сделать что-то такое, чего нет в других авто: например, создать систему зажигания на инфракрасных светодиодах со статическим распределением энергии? Или, к примеру, научить свой автомобиль здороваться с хозяином и сообщать ему человеческим голосом о неисправностях? Чем не хобби для нормального мужика?

В прошлом столетии эти истины казались мне непогрешимыми. Более того, хотелось думать, что как раз подобного тюнинга и не хватает серийному отечественному автомобилю, чтобы быстренько подтянуться до мирового уровня. Чтобы доказать это на деле, я решил создать автомобиль мечты на базе лучшей отечественной машины своего времени. Таковой на рубеже тысячелетий мне представлялась «Волга» ГАЗ-3102, которая спокойно существовала как бы вне пространства и времени — как старинный сервиз или фамильный портрет.

Даже обычная «Волга» советских времен — это своего рода дворец на колесах эпохи развитого социализма. Расклад был простой: нет денег — мечтай о «Запорожце», есть деньги — добывай «Жигули», есть положение — пробивай «Волгу». Супердефицитная, престижная, просторная, крепкая — и, между прочим,

носительница ряда передовых технологий своего времени! На какой легковушке впервые в СССР появились вакуумный усилитель тормозов или гнутые боковые стекла? То-то.

Короче, задача была очевидна. Взять «волгу» и на ее примере показать, какую «конфетку» можно сделать из отечественного авто, если приложить к нему руки, голову и немножко денег...

6f5b19c29396ee82cb6a56baa6aa55f8.jpg
«Райкин ездил по выходным на своей невозможно

блестящей черной «Волге» — ГАЗ-24. Ездил медленно и

 сам себе покупал букет цветов.

Он устраивал себе праздник...»

Михаил Жванецкий

ГАЗ-3102 — вся из себя черная и блестящая — идеально подходила под мою задумку. Опаянные швы кузова, узаконенные соответствующей записью в документах на машину, чемоданчик-дипломат с инструментами, ворсистые коврики в багажнике, обилие хрома — все это, конечно же, здорово, но, честно говоря, не более чем заводская пародия на представительское авто. Именно поэтому на абсолютно новой машине я, с помощью известной московской фирмы «СЕТ», заменил маслосъемные колпачки, кольца, прокладки, датчики, высоковольтные провода, низковольтные жгуты, гидронатяжители, гидротолкатели, цепи, фильтры, ремни, бензонасос... Вместо жутких газовских башмаков, выгрызаемых цепями в труху, установили патентованные «сетовские звездочки». А еще — «бээмвэшное» сцепление, перепрограммированный блок управления двигателем... Все стыки уплотняли герметиками, родные хомуты заменяли нормальными. Масляный радиатор выбросили сразу — за ненадобностью. Электровентилятор охлаждения радиатора установили мощный, бошевский. Генератор — итальянский, на 120 А. Вместо владимирского приборного щитка с постоянно дергающейся стрелкой поставил рижский RAR... Грохочущий газовский глушитель, издающий жуткий раллийный рык, заменил на «сетовский», сделанный в Финляндии.

«Престижная «Волга», которая отняла у меня семь лет

жизни, отечественная, плохоосвещаемая,

плохопрогреваемая, плохоочищаемая, но

 труднозаводимая, и от этого всего очень

долговечная — для продления мучений.»

Михаил Жванецкий

В какой-то момент времени я ощутил, что иду вразнос, по типичному пути тюнингиста. А ведь за внешность машины я еще и не брался... Вскоре моя «Волга» получила литые диски «Алессио» — просто потому, что они удивительно преображают облик «ноль второй». То же касается шторок на заднем стекле и индивидуальной подсветки для сидящих сзади пассажиров: никакой избы-читальни там не будет — просто понравилось...

3399ae52909f4e4670717e3c4913faa8.jpg 53c0a347fc2e1b6273df45010318e886.jpg

Из более полезных преобразований выделю появление персональной кнопки, управляющей форсунками омывателей фар: штатная схема предусматривала их включение в условиях недостаточной видимости синхронно с омывателем стекол, а это приводит к сильному перерасходу «омывайки». На всех четырех дверях установили концевые выключатели: заводские деятели десятилетиями исповедовали вариант «а-ля-такси», оснащая ими только водительскую и правую заднюю двери...

На этом этапе стало окончательно ясно, что сложность задачи я недооценил. Что, к примеру, делать с безликими клавишами на панели приборов, которые и днем-то не отличить друг от друга — не то, что впотьмах. То же относится к бутафорским рычажкам управления вентиляцией и отоплением, от перемещения которых мало что меняется. И как сделать так, чтобы в салоне было тепло зимой и прохладно летом?

Решение нашлось — оно казалось кардинальным. Фирма «СЕТ», озабоченная теми же проблемами, напрягла «горячих финских парней» и освоила... мелкосерийное производство принципиально новой панели приборов, причем ни где-нибудь, а в стране Суоми! Говоря точнее — панели, «бороды» и консоли на тоннеле пола. Мягкий формованный полиуретан, декоративные вставки, разительно отличающиеся от столь любимой нашими заводами пленки-самоклейки — вот он, правильный конструктор! Два «однодиновых» гнезда под «музыку», отдельное место под монитор «маршрутника» или «видео», нормальный блок управления климатикой от южнокорейской «Дэу Эсперо», реализующий правильное распределение воздухопотоков, кнопочки с подсветкой и индикацией включенного состояния... И, само собой, руль «Нарди» — куда же без него? Потом были «супермузыка», шумоизоляция, полная переделка багажного отсека... Да — и кондиционер, конечно же! Потом — управляемый из салона электромагнитный замок лючка бензобака...

d5fee0f3121ee60013d9aad2a8f7d61a.jpg

Что дальше? Тюнинг – это как ремонт: его нельзя завершить, а можно лишь приостановить. Но то, что я давно простил бы заводской машине, стало всерьез раздражать в моей «суперволге». Как, извините, перейти на пониженную передачу, если не спасает даже дедовская перегазовка? Где прячутся обещанные лошадиные силы? Отчего так болтаются спинки сидений? И, черт возьми, ну почему в ней все равно воняет бензином? Там подтянул, здесь загерметизировал, тут проверил – все равно воняет…

Последние финансовые влияния в мою «черную дыру» привели к появлению гидроусилителя руля ZF, гильзовке мотора и еще чему-то заумному. Но – увы, моя "брюнетка" оказалась типичной стервой. Ухаживания и подарки она принимала охотно, но постоянно капризничала и закатывала дурацкие сцены на ровном месте. За четыре года ей потребовались: вторая коробка передач, второй блок управления двигателем, второй механизм стеклоочистителей, второй ДМРВ, вторая помпа, третий аккумулятор, третий генератор, четвертый насос омывателя, пятый центральный переключатель света… Это – не считая мелких "взбрыкиваний" типа заеданий приводов дверных замков и сгорающих в пробке предохранителей электровентилятора системы охлаждения. А также скоропостижной замены клапанов в 4-м цилиндре – это всего-то при 60000 пробега…

Небеса решили похихикать над "русским тюнингом": список изначально замененных элементов оказался слишком мал и полностью не совпал с перечнем того, что потребовало замены позднее! Более того, иногда случалось такое, чего вообще не может быть… Вы, к примеру, видели, чтобы от фары отваливался рассеиватель? Я – видел. А еще, когда моя брюнетка начинала подмигивать лампочкой низкого уровня топлива, на ближайшем светофоре тебя ждал сюрприз – на минимальных оборотах холостого хода мотор спокойно молотит и реагирует на педаль газа, но везти дальше напрочь отказывается. Каприз лечился исключительно доливанием в бак 5-7 литров бензина: подвести под это дело теорию мне так и не удалось.

Единственное, что моя «Волга» делала безукоризненно, так это удивляла видавших виды других «волгарей». Мужики сигналили на перекрестках, с изумлением заглядывали в салон и багажник, и пытались что-то выяснить про цену. Однако желания приобрести нечто подобное в личное пользование при этом никто не высказывал. Вот, мол, если бы такая сходила с конвейера, да за те же деньги, тогда бы еще ладно.

А мне уже давно не хотелось вспоминать, сколько средств я вложил в свою любимую игрушку. Напротив, крепло желание обрушиться с яростной критикой на автозавод, упорно именующий серийный ГАЗ-3102 то представительским автомобилем, то авто «Бизнес-класса». Господа, вы бредите! Даже мое, полностью переделанное и вылизанное языком авто, загнать в эту нишу не удалось… Кому сказать спасибо за идиотский подрулевой переключатель, который не умеет одновременно махать дворниками и поливать стекло водой? А за «огромный» багажник, в котором почему-то ничего не умещается? А за дурацкие омыватели фар, которые ничего не моют, а работают по очереди? А за псевдосовременный двигатель ЗМЗ-4062 с «горбатой» характеристикой, мощность которого так и не смогли согласовать друг с другом ЗМЗ и ГАЗ? Так сколько же там сил – 150 «заволжских» или 135 «газовских»? И с какой стати у меня в техпаспорте указано 145?

Повторюсь еще раз: я полностью одобряю подобную возню с машиной как увлекательное хобби. Если есть время, деньги и желание – флаг в руки! Однако же не стоит даже советовать автозаводам заниматься подобной ерундой. По секрету скажу, что переделку той же «волги» стоило бы начать с замены… кузова! Хотя бы для того, чтобы тот не свистел на скоростях выше 120… Не говоря уже о неудобной посадке в салон и жуткой эргономике. За кузовом потянулись бы подвеска, силовой агрегат и… и все остальное. Но это уже называется не тюнинг, а принципиально новая конструкция.

Мое терпение лопнуло летом 2006 года, когда супербрюнетка вновь заглохла в огромной московской пробке. Мат со всех сторон, звонки по мобильнику, очередной вояж на сервис, привычная замена чего-то… все, не могу больше!!! Через неделю коренастые ребята из Ярославля, искавшие нечто нестандартное, удивленно щелкали переключателями плафонов над задним сиденьем, включали кондиционер и восторженно трогали фирменное рулевое колесо «Нарди», отделанное под дерево. В итоге машина ушла по цене обычного заводского авто… Но я уже был рад и этому.

Любопытно, что окончательную точку в моем отношении к тюнингу поставило письмо незнакомой читательницы, а вовсе не собственный опыт. Дама долго и восторженно рассказывала о том, как она ходила и лелеяла свою белоснежную «десятку», приобретая для нее то литые диски, то люк в крыше, то «музыку» за многозначную сумму, то какие-то специальные амортизаторы. При этом машина у нее, в общем-то, не ломалась, но через пару лет она ее все же продала и приобрела какой-то «фольксваген». Без литых дисков, крутой музыки и люка в крыше…

– В нем нет люка и стоит обыкновенная штатная магнитола! – удивленно отметила дама. – Я не знаю марку амортизаторов, да и понятия не имею, есть ли они там вообще… Просто езжу, пользуюсь тем, что есть, и… не хочу ничего менять! И поняла: любой тюнинг изначально идет оттого, что владельца раздражает машина в целом. Но это ни магнитолой, ни новыми дисками не лечится…

Да, именно так. Но понимание этого приходит лишь после того, как сам попытаешься совершить невозможное.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное