До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

культпросвет
11.11.2013
«Гран-при»

«Grand Prix»
Год выпуска: 1966
Производство: США
Режиссер: John Frankenheimer
Продолжительность: 176 минут

История создания 

«Гран-При» заслуженно считается величайшим фильмом в своем жанре и одним из лучших фильмов мирового кинематографа. Его стоит посмотреть всем поклонникам «Формулы-1» и просто хорошего кино. В «Гран-при» личная жизнь и любовь четверых профессиональных гонщиков переплетаются с впечатляюще снятыми автогонками. Герои картины, рискуя жизнью, сражаются за победу в ряде важных европейских соревнований серии «Формула-1», включая Гран-при Монако в Монте-Карло. 

 У фильма до сих пор нет аналогов ни по качеству съемок, ни по тематике, ни по реалистичности. В нем используются кадры реальных гонок Ф-1 сезона 1966 года. Некоторые гонщики послужили прототипами героев фильма, а другие играли самих себя. Например, в эпизодах фильма снялись такие звезды F1, как Хуан-Мануель Фанхио, Фил Хилл и Грехем Хилл. 

Режиссеру удалось воссоздать на экране неповторимую атмосферу ранней «Формулы-1», навсегда ушедшей от нас. «Формула-1» нынешняя, по мнению профессионалов, не лучше и не хуже прежней — она просто другая. 

Ни до, ни после Франкенхаймера никому не удавалось создать настолько высококачественное кино о гонках в целом и «Формуле-1» в частности. Это настоящий фильм о настоящих гонках и гонщиках, которому веришь безоговорочно. Можно сказать, что Джон Франкенхаймер создал в фильме «Гран-при» формулу идеального спортивного фильма: максимум деталей в гонках и при этом очень сильная мелодраматическая линия. Благодаря этому картина может быть интересна как мужской, так и женской аудитории. 

Режиссер на протяжении целого сезона жил в паддоке, перемещаясь по миру к месту проведения следующего этапа. Паддок — это закрытая для публики территория, где располагаются зоны управления гонкой Гран-при, площадки для парковки команд, боксы, медиа-центр и прочие рабочие зоны. За это время Франкенхаймер сумел расположить к себе боссов «Формулы-1» во главе с самим Железным Коммендаторе (так называли Энцо Феррари), что во многом и позволило ему сотворить этот шедевр. 

Впрочем, сам Энцо Феррари вначале относился к съемкам скептически. Он справедливо полагал, что снять художественный фильм о «Формуле-1», да еще когда режиссером является человек, ничего не знающий о специфике и внутреннем мире чемпионата, практически невозможно. Тогда Франкенхаймер снял 30-минутный ролик о первой гонке в Монако и показал его Коммендаторе. Согласие на съемки он получил сразу же после просмотра. 

Режиссеру даже разрешили проехать пассажиром в машине безопасности вслед за болидами весь первый круг Гран-при Бельгии в Спа, и он смог снять уникальные кадры, как внезапно налетевший шквал «смыл» с трассы добрую половину участников гонки! Ни до, ни после в мире Ф-1 не было такого доверия «киношникам» и такого желания помочь им перенести на кинопленку подлинный дух автоспорта. В 90-е годы Сталлоне тоже пытался заручиться поддержкой боссов «Формулы-1», но получил категорический отказ. 

Следует отметить и филигранную работу оператора, благодаря которой трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Его мастерство превратило монотонное кружение машин по трассе в настоящий автомобильный «балет». Дробление кадра на части, медленное вытеснение одного кадра другим, цветы и листва на переднем плане, красивые пейзажи на заднем, быстрые переходы с крупного плана на средний — и многое, многое другое... 

Очень красивы гонки по извилистым улицам Монте-Карло — их хочется пересматривать снова и снова. Фильм сопровождает мелодичная оркестровая музыка, органично вплетающаяся в шум моторов, но не теряющаяся на его фоне. 

С технической точки зрения фильм был уникален тогда, в 1960-е — 1970-е годы; уникален он и сейчас, когда избалованных спецэффектами зрителей сложно чем-то удивить. Ни один современный фильм о гонках не сможет сравниться с «Гран-При» — даже при нынешних технических возможностях и достижениях в компьютерной графике. «Гран-При» — это неповторимо честная картина о той безвозвратно ушедшей эпохе, когда «Формула-1» была прежде всего отчаянным спортом и только потом — бизнесом. 

Наперегонки с удачей 

В последней гонке сезона сходятся в борьбе за чемпионский титул четыре очень разных гонщика: уставший от сумасшедшей жизни гонщика ветеран Жан-Пьер Сарти, травмированный, но не сломленный Скотт Стоддарт, мечтающий о триумфальном возвращении самоуверенный Пит Эйрон и амбициозный новичок Нино Барлини. Каждый из них перенес моральные и физические травмы либо испытал потрясения в личной жизни, пережил взлеты и падения (иногда в прямом смысле слова). Но сейчас они отрешаются от всех проблем и неурядиц. Потому что обратный отсчет закончился. Потому что начался Гран-при... 

На три часа фильм погружает зрителя в атмосферу «Формулы-1» 1966 года. Но режиссер подчеркивает, что гоночными болидами управляют живые люди, которым ничто человеческое не чуждо. Обычные люди со своими сомнениями и страстями, усталостью и страданиями... Когда Скотт подходит к гоночному болиду, опираясь на трость, или когда его, измученного невыносимой болью, буквально вытаскивают из автомобиля механики — у зрителя сжимается сердце. Пит Эйрон срывается с трассы и вместе с болидом падает в Средиземное море. Гонщику удалось выбраться целым и невредимым, а автомобиль пришлось доставать водолазам. 

Блестящий актерский состав показал себя во всей красе. Ив Монтан — великолепный ас, уставший от гонок и от жизни в целом. Джеймс Гарнер — скрытный и молчаливый гонщик, от лица которого ведётся повествование. Брайан Бедфорд, герой которого превозмогает боль и добирается до финиша, почти теряя сознание. Антонио Сабато — бесшабашный бунтарь, взахлеб наслаждающийся своей первой победой. К коллективу гонщиков примыкают их требовательные руководители команд (Адольфо Чели и Тоширо Мифуне), а противостоит им всем один и тот же неумолимый враг — его величество Случай. 

Чемпионы, победители, да и просто сильные и эффектные личности не могут не привлекать женщин, которые, впрочем, питают к любимцам фортуны очень разные чувства. 

Любовь, ненависть, зависть, соучастие, раскаяние — весь спектр эмоций подвластен героиням, которых талантливо сыграли Ева Мари Сейнт, Джессика Уолтер, Женевьев Паж и Франсуаза Арди. 

В фильме отражена непредсказуемость и опасность гонок (в 60-е годы болиды часто ломались, а трассы были опасны даже для умеренной езды, не говоря уже о дождевых заездах). При этом зритель желает победы каждому участнику, потому что к каждому успевает проникнуться симпатией. Но реальность самой гонки жестока и неумолима: «Когда я вижу разбившийся болид, я лишь нажимаю на газ, так как знаю, что другие притормозят» — говорит один из героев фильма, прекрасно осознавая, что следующим разбившимся болидом может стать его собственный. 

Этот фильм показывает истинные, не испорченные большими деньгами гонки, когда на первое место выходили личные отношения, талант и отчаянность. Кроме того, в «Гран-при» очень ясно показан подзабытый нынешними гонщиками страх смерти. В тех машинах-сигарах каждый старт запросто мог стать последним в жизни — не зря сами гонщики называют их «бомбами на колесах». 

Жан-Пьер Сарти с горечью спрашивает: «Что мы хотим доказать? Что мы умеем гонять быстрее всех? Нино рискует своей жизнью ради кубка, а потом наполняет его пивом и паясничает. Стоддарт накачивает себя лекарствами, чтобы выдержать гонку, и все равно сходит с дистанции из-за боли. Неужели эти жертвы имеют смысл? Кому это нужно?». У каждого гонщика есть свой ответ на этот вопрос... 

Дополнительной реалистичности прибавляет и то, что сюжет фильма тесно переплетается с ходом чемпионата мира Ф1 1966 года — сценарий переписывался после каждого Гран-при. В фильме, узнав о гибели Жан-Пьера, Коммендаторе вывешивает черный флаг и снимает свою лидирующую команду с гонки. У этого трагического эпизода есть свои исторические параллели. В реальной финальной гонке, проходившей в том же самом итальянском городе Монца за пять лет до этого (т.е. в 1961 г.) на чемпионский титул претендовали оба пилота Феррари, и точно также один из них погиб во время гонки... 

Клубы черного дыма, поднимающиеся над разбитым «Феррари» Сарти, омрачают завершающие победные кадры фильма, но это страшная правда гонок... Режиссер не пытается как-либо смягчить ее или приукрасить — и зритель верит ему безоговорочно.

Смотреть фильм полностью:

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация