До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

культпросвет
25.11.2013
«Ле Ман»

«Le Mans»
Год выпуска: 1971
Производство: США
Режиссер: Lee H. Katzin
Продолжительность: 106 мин.

24 часа Ле Мана (фр. 24 Heures du Mans) — старейшая из ныне существующих автомобильных гонок на выносливость. Проходит ежегодно с 1923 года недалеко от города Ле Ман во Франции. 

Гонщик ле-манской мечты

Идея фильма возникла у известного киноактера Стива МакКуина. В реальной жизни он был страстным автогонщиком и практически в каждом своем фильме стремился продемонстрировать не только свой актерский талант, но и виртуозное владение автомобилем. Еще с начала 1960-х он вынашивал планы по созданию собственного фильма, посвященного его главной жизненной страсти. Однако настоящий звездный статус и финансовый успех пришли к актеру лишь к 1969 г., а спустя год МакКуин решился на смелый поступок. Он организовал финансовое сообщество «Solar Production» и собрал бюджет в 11 миллионов долларов — астрономическую по тем временам сумму. Затем МакКуин предложил режиссерское кресло малоизвестному тогда Ли Х. Кацину и приступил к созданию фильма своей мечты. 

Для съёмок были приобретены три Porsche 917, четыре Ferrari 512S, четыре Porsche 911, две Lola T70, два Chevron B16, по одному Ferrari 312Р, Porsche 908 и Porsche 914, Chevrolet Corvette и Ford GT40. 

При работе над фильмом Стив не зависел ни от режиссёров, ни от сценаристов. Он по-настоящему свободно сыграл в привычной для себя шкуре и создал своего рода нерукотворный памятник самому себе и своей главной страсти. Впрочем, герой МакКуина — молчаливый и сдержанный «гонщик ле-манской мечты» Майкл Дилейни — не находится в центре внимания; говорит он немного, да и в кадре появляется не так уж часто. Гораздо важнее те убеждения, которые стремился выразить реальный гонщик и киноактер Стив МакКуин. «Если ты гонщик, то гонка — это и есть твоя жизнь», — говорит Майкл. — «Все, что до и после — лишь ожидание гонки». 

«Ле Ман» снаружи и изнутри 

Профессиональных актеров в фильме немного, а все второстепенные роли исполняют реальные гонщики (что отдельно указывается в титрах). Картина с виртуозно снятыми гонками фактически лишена сюжета как такового, и это неоднократно ставили в упрек и самому МакКуину, и всей съемочной группе (злые языки даже называли эту работу «Сага о Форсажах»). Впрочем, именно такую киноленту и задумывал ее создатель — захватывающий фильм, в котором большее количество экранного времени уделялось бы автогонкам, а не диалогам между героями и выражению их эмоций. Кто-то считает подобную «бессюжетность» серьезным минусом фильма, а кто-то — его главной «изюминкой», благодаря которой картина воспринимается не как художественный фильм, а как реальный репортаж из жизни настоящего гонщика. 

Сюжет фильма можно пересказать в нескольких словах. За «золото» Ле Мана сражаются два знаменитых гонщика — немец Эрик Шталер на Ferrari и американец Майкл Дилейни на Gulf Porsche. 24-часовой марафон требует максимальной концентрации и всегда проходит на пике нервного напряжения. Но Майкла преследуют тягостные воспоминания — ровно год назад на этой же трассе по его вине произошла серьезная авария, в которой погиб его друг Белгетти, пилот Ferrari (Дилейни тоже пострадал, но остался в живых). На гонках он то и дело сталкивается с Лизой, вдовой Белгетти, которая смогла вернуться сюда после прошлогодней трагедии. Далее сюжетная линия отступает на второй план, и главное место занимают гонки. 

Очень интересны съемки с вертолета, позволяющие увидеть огромное количество автомобилей и пробки на дорогах, ведущих к Ле Ману, а затем — заполненные зрителями трибуны и толпы людей вдоль трассы. 

У зрителей есть редкая возможность увидеть подготовку к гонкам «изнутри» — взглядом пилотов, механиков и многочисленного обслуживающего персонала. Мастерски передана обстановка гонок с ее деловитой суетой, но особенно сильное впечатление оставляют последние минуты перед стартом. Это, пожалуй, один из наиболее глубоких и запоминающихся моментов в фильме — бесконечно долгие минуты, когда суета вдруг затихает и слышны только удары собственного сердца... 

Очень сильное впечатление производят съемки из салона гоночного автомобиля, позволяющие зрителям представить, что видит и испытывает мчащийся по трассе гонщик. Гонщики Герберт Линге и Джонатан Уильямс, пилотировавшие Porsche 908/2 с тремя кинокамерами на борту, позднее попали в Книгу Рекордов Гиннесса как самые быстрые кинооператоры. 

Впрочем, наружные съемки, показывающие, с какой огромной скоростью проносятся автомобили по обычным асфальтовым дорогам, впечатляют ничуть не меньше. Стоит отметить и гонки под проливным дождем, и эффектную ночную съемку. 

Гонка в фильме показана правдиво и страшно, без прикрас и умолчаний. Машины то и дело ударяются о прочные металлические ограждения вдоль трассы, задевают друг друга, их разворачивает на дороге и они становятся опасным препятствием для других участников... На трассе то и дело вспыхивают желтые фонари и раздаются резкие сигналы тревоги, предупреждающие пилотов об опасности. Окровавленный гонщик едва успевает выбраться из вылетевшей с трассы Ferrari, как та взрывается, и пилота накрывает взрывная волна.

Автомобиль главного героя, Gulf Porsche под номером 20, тоже попадает в аварию, показанную вблизи и во всей ее страшной реалистичности. «Это не просто попытка с шансами на успех 1 к 1000. Это кровавый спорт для профессионалов», — говорит выбывший из соревнований Майкл Лизе. В ее глазах навсегда застыл немой вопрос, на который нет и не может быть ответа: «Почему ТЫ выжил, а ОН — нет?». 

Однако судьба гонщика переменчива. На завершающем этапе, когда до конца гонки остается всего восемь минут, Майкл неожиданно возвращается на трассу. Что испытывает при этом гонщик, несколько часов назад переживший тяжелую аварию и даже не сменивший комбинезон с пятнами крови — зрителю остается только догадываться. Сам герой ничем не выражает своих чувств — ни жестом, ни взглядом. 

Впечатляющие эпизоды с противостоянием Porsche и Ferrari в самом конце соревнований снимались уже после гонок. Съёмочная команда брала несколько машин для фона и снимала борьбу соперников крупным планом. А в страшных сценах с авариями Ferrari и Porsche вместо них снимали переделанные Lola T70, которые были гораздо дешевле. 

В канву фильма очень гармонично вписалось музыкальное оформление Мишеля Леграна: его трогательные и нежные мелодии словно были рождены для этого фильма, который благодаря им приобрел глубину и завершенность. Саундтрек был номинирован на «Золотой глобус» в 1972 г. 

Стив Маккуин блестяще и вроде бы без всяких усилий вжился в образ немногословного гонщика со сложной судьбой. Однако эта «легкость» обманчива, и на самом деле актер серьезно рисковал. Съемки фильма проводились во время настоящего чемпионата «Ле Ман» 1970 г., и все столкновения, удары, заносы, скоростные маневры и т.д. происходили без дополнительной страховки. 

Последние минуты гонки настолько захватывающие, что даже очень далекие от автоспорта зрители не смогут ни на секунду оторваться от экрана. Так кто же все-таки победит?

Смотреть фильм полностью:

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
politov85
Классический фильм, который входит в тройку лучших на тему гонок!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация