До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

культпросвет
17.12.2013
«Сенна»

«Senna»
Год выпуска: 2010
Производство: Великобритания, Франция
Режиссер: Asif Kapadia
Продолжительность: 162 мин.
 

«Я здесь, в настоящем, но в то же время я очень далеко от самого себя… Дальше, чем сама реальность. Я — в будущем» 

Айртон Сенна. Ноябрь 1993 

Айртон Сенна да Силва (порт. Ayrton Senna da Silva, 21 марта 1960, Сан-Паулу, Бразилия — 1 мая 1994, Болонья, Италия) — бразильский автогонщик, трехкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (1988, 1990 и 1991). За десять лет выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций (наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации). Погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле. 

Несколько лет назад авторитетный британский еженедельник Autosport провел уникальный опрос среди бывших и действующих участников «Формулы-1». Все единогласно признали Айртона Сенну лучшим гонщиком в истории Королевских гонок. И это не просто слова. За долгие 60 лет своего официального существования «Формула-1» дала миру поистине легендарных гонщиков. Это Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио, Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди, Ники Лауда, Михаэль Шумахер и многие другие. Эти люди создавали историю «Формулы-1» – но даже среди них Айртон Сенна считался поистине уникальным пилотом, гонщиком от Бога.

Режиссер фильма Азиф Кападиа вместе со сценаристом и исполнительным продюсером Мэнишем Панди отсмотрели 15 тысяч часов архивного материала, прежде чем смонтировать 104-минутный фильм. Причем многие попавшие в фильм кадры поистине уникальны и широкая публика их никогда не видела. Среди сотен часов отсмотренных гоночных хроник создатели фильма находили порой настоящие жемчужины! В своем произведении они использовали такие кадры, которые, кажется, были специально отсняты по заранее написанному сценарию и с помощью профессиональных актеров. Например, сцена с одновременным заездом сначала на пит-лейн, а затем и в боксы болидов McLaren и Renault и последующим «появлением» черно-золотистого болида Сенны. Невероятно эффектные кадры! 

Для создания фильма авторы отобрали самые интересные и зрелищные фрагменты записей (интервью с Сенной и другими гонщиками, записи гонок, в том числе и сделанные с болида Айртона, фрагменты из его жизни вне трассы и т.д.). Однако при столь очевидном разнообразии исходного материала фильм не оставляет впечатления «лоскутного одеяла», сшитого из разрозненных элементов. В нем есть и основная сюжетная линия, и грамотный монтаж, и очень интересный закадровый рассказ, умело скомпонованный из воспоминаний гонщиков, лично знавших Сенну. 

За кадром мы слышим голоса первых лиц «Формулы-1» – таких, как Берни Экклстоун (владелец коммерческих прав «Формулы-1», по сути являющийся ее руководителем), Флавио Бриаторе (успешный менеджер «Формулы-1», бывший руководитель Renault F1) и др. Но в кадре мы видим только Айртона – то, что он чувствовал и переживал, как выражал свои эмоции. И хотя по сути этот фильм – историческая хроника, его эмоциональная насыщенность завораживает и не отпускает до финальных титров. 

Отзывы об этом фильме не просто разнообразны, а во многом диаметрально противоположны. Впрочем, большинство сходятся на том, что эта работа рассчитана именно на широкую аудиторию, а любителей и особенно знатоков автоспорта она скорее разочарует. 

Человек дождя 

За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя». Гонки в дождь – это сложнейшее испытание; болид неуправляем, видимость почти нулевая, однако при таких условиях технические превосходства автомобиля уходят на второй план и главным становится мастерство пилота. «Человек дождя» проявил свои необычные способности еще в 1984 году, сразу после своего прихода в «Формулу-1». Первой дождевой гонкой был Гран-при Монако – и Айртон сотворил чудо! На слабом болиде он пришел вторым – да и то из-за остановки гонки после 31 круга. А одной из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года, проходивший на трассе в Донингтон-парке, и обгон Вендлингера по внешней траектории. 

В волшебстве вождения болида ему до сих пор нет равных. Можно вспомнить хотя бы его выступление за Лотус, когда болид Айртона был далеко не самым сильным, к тому же машина то и дело попадала в мини-заносы с постоянным подруливанием (например, Сан Марино 1988). По мнению знатоков, золотое десятилетие «Формулы-1» пришлось на отрезок 1984 и 1994 гг., когда проходило знаменитое противостояние Айртона Сенны и Алена Проста. Даже противостояние между Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном (2006 г.) не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось в 1980-е и в начале 1990-х. 

«Ален Прост не так-то прост…» 

Этому знаменитому соперничеству посвящена значительная часть фильма. Французского пилота за его за его прагматичный ум и аккуратный стиль пилотажа журналисты прозвали «Профессором», а экспансивного бразильца, творившего чудеса на трассе – «Волшебником». Они с Сенной были полными противоположностями – и непримиримыми соперниками в борьбе за звание сильнейшего гонщика современности. И эта борьба захватила его целиком. «Я скучаю по тебе, Ален», – скажет Сенна незадолго до гибели, когда Ален уже не участвовал в гонках и сидел в комментаторской рубке. И неудивительно – кто еще мог быть для него достойным конкурентом? 

Но все же приходится признать, что создатели фильма излишне очернили Алена, выставив его откровенным злодеем и высокомерным бессердечным пилотом. Якобы он не был способен на равных бороться с Айртоном, а потому был готов пойти на любой, даже нечестный шаг, лишь бы его опередить. При этом затушевываются все негативные черты Айртона, которые, безусловно, были (это подтверждают и воспоминания гонщиков, знавших его лично, и кадры кинохроники). К сожалению, создатели фильма частично пожертвовали достоверностью для придания большего драматизма, и принизили одного пилота, чтобы возвысить другого. 

«Если ты участвуешь в гонках, ты либо побеждаешь, либо уходишь» 

Фильм рассказывает нам о человеке, для которого победа, по словам коллег, была важнее жизни. Он никогда не радовался 2-3 месту на подиуме. Когда для других гонщиков это были очки и шанс, что в сумме они сделают его чемпионом, для Айртона второе место – это первое среди проигравших. 

Сенна был поразительным человеком, сотканным из противоречий. Во время гонок он был, как настоящий бразилец, экспрессивен и агрессивен, что нередко приводило к сходам с трассы. Но широко известен и эпизод, когда Сенна остановился во время гонки, чтобы помочь попавшему в аварию Эрику Кома. Впрочем, не менее известен случай, когда Сенна дрался с Эдди Ирвайном. У «Волшебника» был непростой характер, но его исключительный талант признавали все, кто видел гонки с его участием. 

Фильм отлично передает атмосферу тех чемпионатов, когда гонщики боролись не только на трассе, но и в эфире. Во времена Айртона Сенны гонщики могли смело высказывать свои предложения не только своим командам, но и стюардам, директорам гонок и самому Берни Экклстоуну. Это были своеобразные дебаты о том, какой должна быть «Формула-1». 

Гибель легенды 

Выступление в итальянской Имоле в 1994 г. было поистине роковым. Вначале погиб 33-летний австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, проводивший всего третий Гран-при в карьере — его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 315 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Айртон был одним из тех, кто был за то, что гонку следует отложить, и сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так. На пресс-конференции он сказал: «Здесь нет трусов, все знают, за что получают деньги. Но одно дело просто рисковать, а другое — идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». И его предчувствие оправдалось… Смерть поджидала великого гонщика у поворота Тамбурелло, куда, по невыясненным до сих пор причинам, так и не повернул его Williams… 

Айртону было всего 34 года, и в сердцах своих многочисленных поклонников он навсегда остался молодым, ушедшим из жизни на гребне успеха. Кадры его гибели и похорон – самые пронзительные во всем фильме. В момент, когда камера замирает над разбитым болидом с неподвижным телом великого гонщика, у зрителя от боли сжимается сердце… 

Создатели фильма не зацикливались на какой-то одной причине аварии. Показана только последовательность действий и приведены мнения журналистов, руководства и других гонщиков (которые во многом не совпадают). Но главная причина аварии так и остается неясной. По некоторым данным, смерть была вызвана переломом основания черепа в результате огромной перегрузки в момент удара. Если бы в то время использовали современные средства пассивной безопасности, которые ограничивают перемещение головы относительно плеч, то, возможно, исход аварии был бы иным. 

После гибели Ратценбергера и Сенны руководство «Формулы-1» серьезно взялось за увеличение уровня безопасности гонок, и с тех пор не было зафиксировано ни одной гибели на трассе. Будем надеяться, что никто из пилотов больше не повторит его трагической участи, и бразильский «Волшебник» Айртон Сенна останется последним, кто кровью написал свое имя в сердцах миллионов людей по всему миру…

Смотреть фильм полностью:

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
dmk
с "человека дождя" начиналась моя любовь к Формуле-1 в далеком уже 1992 году...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация