До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Антиблокировочная система тормозов

Значение этого устройства, название которого произошло от немецкого Antiblockiersystem, трудно не оценить. Без ABS тормозная колодка при надлежащем усилии наглухо прижимается к тормозному барабану или диску, что приводит к блокировке колеса, срыву автомобиля в скольжение и, как следствие, в неуправляемый занос. Благодаря ABS колодка прижимается к барабану или диску многократно, до двадцати раз в секунду, позволяя машине не терять управляемости при торможении. А это очень важно. Согласно статистике, ABS предотвращает столкновения в 18% случаев, когда для двух автомобилей складывается опасная ситуация на дороге. И в 35% случаев при резком торможении она позволяет автомобилю не улететь с дороги в кювет. Авторство этого устройства принадлежит немецкому электротехническому концерну Bosch.

Еще в 1936 году компания Bosch зарегистрировала патент на «механизм, предотвращающий блокировку колес моторных транспортных средств». Но лишь с появлением электронных систем контроля и управления инженеры смогли разработать антиблокировочную тормозную систему, которая была бы достаточно быстрой и надежной, чтобы ее можно было использовать в автомобилях. Ситуация коренным образом изменилась только в 60-е годы, когда в электронике началась эра полупроводниковых технологий, со временем пришедшая и в автомобильную промышленность. Скорость обработки информации значительно возросла, и электронные компоненты сделали возможным сверхбыстрое уменьшение и увеличение тормозного давления.

С 1964 года над созданием автомобильной антиблокировочной системы работала небольшая немецкая фирма Teldix GmbH из Гейдельберга. Ее инженер Гейнц Либер разработал фундаментальные основы будущей ABS, а вскоре перешел на новую работу, возглавив отдел электрики и электроники штутгартского концерна Daimler-Benz. А еще через несколько лет, в 1970 году Daimler-Benz торжественно объявил о создании первых работоспособных образцов антиблокировочной системы. Комплексные испытания первого образца подтвердили ее эффективность, но выявили один существенный недостаток – ненадежность электронных компонентов. Вскоре по предложению Daimler-Benz к проекту была привлечены инженеры Bosch, уже некоторое время независимо работавшие над аналогичной задачей и обладавшие значительным опытом в области автомобильной электроники. Именно такие компоненты позволили заметно увеличить производительность центрального блока управления ABS и значительно уменьшить число деталей благодаря применению высокоинтегральных схем, в конечном счете, обеспечив необходимый уровень надежности системы.

Впервые легковые автомобили стали оборудоваться системой ABS от Bosch в 1978 году, ими стали Mercedes Benz W116 и BMW 7-ой серии. А в 1986 году, когда была выпущена миллионная ABS, компания Bosch начала производство нового устройства, значительно облегчившего вождение автомобиля в трудных условиях. Сегодня более половины всех новых автомобилей в мире оборудованы системой ABS – ключевым компонентом системы безопасности автомобиля. К сегодняшнему дню суммарный мировой объем выпуска систем управления торможением Bosch с функцией ABS достиг около 130 млн шт.

Mercedes-Benz W116, 1978 – первый автомобиль с АБС

Электронные компоненты АБС