Антиблокировочная система тормозов
Значение этого устройства, название которого произошло от немецкого Antiblockiersystem, трудно не оценить. Без ABS
тормозная колодка при надлежащем усилии наглухо прижимается к тормозному барабану или диску, что приводит к блокировке
колеса, срыву автомобиля в скольжение и, как следствие, в неуправляемый занос. Благодаря ABS колодка прижимается к
барабану или диску многократно, до двадцати раз в секунду, позволяя машине не терять управляемости при торможении.
А это очень важно. Согласно статистике, ABS предотвращает столкновения в 18% случаев, когда для двух автомобилей
складывается опасная ситуация на дороге. И в 35% случаев при резком торможении она позволяет автомобилю не улететь с
дороги в кювет. Авторство этого устройства принадлежит немецкому электротехническому концерну Bosch.
Еще в 1936 году компания Bosch зарегистрировала патент на «механизм, предотвращающий блокировку колес моторных
транспортных средств». Но лишь с появлением электронных систем контроля и управления инженеры смогли разработать
антиблокировочную тормозную систему, которая была бы достаточно быстрой и надежной, чтобы ее можно было использовать в
автомобилях. Ситуация коренным образом изменилась только в 60-е годы, когда в электронике началась эра полупроводниковых
технологий, со временем пришедшая и в автомобильную промышленность. Скорость обработки информации значительно возросла,
и электронные компоненты сделали возможным сверхбыстрое уменьшение и увеличение тормозного давления.
С 1964 года над созданием автомобильной антиблокировочной системы работала небольшая немецкая фирма Teldix GmbH из
Гейдельберга. Ее инженер Гейнц Либер разработал фундаментальные основы будущей ABS, а вскоре перешел на новую работу,
возглавив отдел электрики и электроники штутгартского концерна Daimler-Benz. А еще через несколько лет, в 1970 году
Daimler-Benz торжественно объявил о создании первых работоспособных образцов антиблокировочной системы. Комплексные
испытания первого образца подтвердили ее эффективность, но выявили один существенный недостаток – ненадежность
электронных компонентов. Вскоре по предложению Daimler-Benz к проекту была привлечены инженеры Bosch, уже некоторое
время независимо работавшие над аналогичной задачей и обладавшие значительным опытом в области автомобильной
электроники. Именно такие компоненты позволили заметно увеличить производительность центрального блока управления ABS и
значительно уменьшить число деталей благодаря применению высокоинтегральных схем, в конечном счете, обеспечив
необходимый уровень надежности системы.
Впервые легковые автомобили стали оборудоваться системой ABS от Bosch в 1978 году, ими стали Mercedes Benz W116 и
BMW 7-ой серии. А в 1986 году, когда была выпущена миллионная ABS, компания Bosch начала производство нового
устройства, значительно облегчившего вождение автомобиля в трудных условиях. Сегодня более половины всех новых
автомобилей в мире оборудованы системой ABS – ключевым компонентом системы безопасности автомобиля. К сегодняшнему дню
суммарный мировой объем выпуска систем управления торможением Bosch с функцией ABS достиг около 130 млн шт.