Курс молодого бойца
«Ралли – не шахматы, тут
думать надо!»
(Народная мудрость)
Дорогие друзья!
В последнее время становится все больше любителей классических автомобилей, а среди них – все больше желающих испытать себя и свой автомобиль на раллийных трассах, достойно сразиться с друзьями-соперниками и получить незабываемые впечатления. Поскольку Вы читаете эту страничку, видимо, и Вы принадлежите к их числу. Поэтому мы решили рассказать здесь об основных принципах ралли классических автомобилей и раскрыть некоторые секреты мастерства. Для опытных бойцов, возможно, многое окажется знакомым, но, наверное, и они найдут что-то новое для себя; для тех же, кто только примеряет на свой автомобиль стартовые номера, а на себя – комбинезон раллиста, эта страничка объяснит, как правильно действовать, и поможет понять правила замечательной игры на колесах под названием РАЛЛИ.
Задавайте Ваши вопросы – мы их обязательно обсудим.
Итак, отсчет судьи на старте: «5-4-3-2-1-СТАРТ!», взмах стартового флага, поехали!
ВВЕДЕНИЕ
Что такое ралли?
Ралли – это, наверное, наиболее многоплановое автомобильное соревнование. Вообще все ралли можно разделить на спортивные (этапы Чемпионата мира, Чемпионата России и т.п., в которых участвуют опытные спортсмены на специально подготовленных автомобилях), любительские (в которых участвуют спортсмены-любители, как правило, на собственных стандартных автомобилях) и ралли классических автомобилей (в которые допускаются автомобили не моложе определенного возраста).
Любое ралли состоит из дорожных и дополнительных соревнований.
Дорожные соревнования – это соревнования на точность прохождения заданного маршрута и выполнение заданного расписания движения, что контролируется соответствующими судейскими пунктами, о которых расскажем ниже.
Дополнительные соревнования разные в разных ралли. В спортивных ралли это специальные участки (СУ), где побеждает тот экипаж, который пройдет СУ быстрее. Яркие кадры, когда автомобиль идет боком в повороте, прыгает с трамплина или поднимает фонтаны брызг, преодолевая речку, сняты именно на спецучастках. Спортивные ралли часто представляют собой каскад спецучастков, а дорожные соревнования сводятся к переездам от одного СУ до другого. В любительских ралли спецучастки не применяются, вместо них участникам предлагаются слаломы, спринты, подъемы на холм, различные режимные участки. Зато более сложными становятся дорожные соревнования. Совсем не просто проехать заданный маршрут по легенде и выполнить заданное расписание. И здесь любительское ралли превращается в «интеллектуальную игру на колесах» – организаторы стараются «заморочить» участников (в пределах правил, разумеется), а экипажи – успешно решить предложенные головоломки. Ралли классических автомобилей по своей сути наиболее близки к любительским ралли, но режимы движения и дороги выбираются такие, чтобы не причинить вред раритетным автомобилям.
Ниже мы приведем определения основных понятий, применяемых в ралли, рассмотрим разнообразные примеры, но сначала поговорим об основных принципах ралли вообще и ралли классических автомобилей в частности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЛЛИ
Дорожные соревнования
Как мы уже знаем, дорожные соревнования – это соревнования на точность прохождения заданного маршрута и выполнение заданного расписания движения. Обычно в ралли классических автомобилей дорожные соревнования представляют собой основную и бульшую часть дистанции. Поэтому очень важно научиться, как говорят раллисты, «проходить дорогу в ноль», т.е. не набрать на дорожных соревнованиях штрафных очков.
Дорожные соревнования проходят по дорогам общего пользования. Участники ралли движутся в обычных дорожных условиях в потоке транспорта, стоят на светофорах, попадают в пробки, испытывают на себе все «прелести» современной езды. При этом соблюдение Правил дорожного движения обязательно. Стартовые номера и наклейки на автомобилях не дают участникам ралли никаких преимуществ перед другими водителями, более того, у других участников движения могут быть более важные дела. Поэтому настоящий раллист всегда является на дороге образцом корректности и предупредительности по отношению к другим водителям. В процессе дорожных соревнований надо точно пройти заданный маршрут и выполнить заданное расписание движения. В Дорожной книге, выдаваемой экипажам перед стартом, маршрут задается с помощью Легенды, расписание движения указывается в Маршрутном листе. |
Легенда представляет собой многостраничную таблицу, в которой показаны основные ориентиры, перекрестки, опасные участки и т.п., а также расстояния до ориентиров от предыдущего пункта контроля времени (КВ) и между ориентирами в км (иногда также в милях для участников с мильными одометрами), необходимые пояснения, некоторые дорожные знаки и указатели и иногда идеальное расписание движения. Не все перекрестки, знаки и указатели обозначены в Легенде. Не обозначенные в Легенде перекрестки проезжаются по главной дороге в случае, если экипаж приближается к ним по главной, в противном случае – прямо или в единственно разрешенном ПДД направлении. Расстояние в Легенде обычно дается с точностью до 0,01 км, но «гуманные» организаторы стараются составлять трассу так, чтобы не требовалась точность измерения расстояния выше 0,05 км, поскольку понимают, что участники едут по штатным приборам своих |
автомобилей. Расстояние является основным параметром Легенды,поэтому так важно, выезжая на старт, иметь на автомобиле исправный штатный одометр (одометр – прибор для измерения расстояния, обычно именуемый «счетчиком»; на классических автомобилях допускаются только «родные» штатные одометры). Хорошо, если штатный одометр имеет разряд 0,1 км, в противном случае приходится ориентироваться «на глаз». Более того, показания даже исправного одометра практически никогда не совпадают с показаниями прибора, с помощью которого «прописывалась» трасса. Поэтому необходимо одометр оттарировать. Если организаторы объявляют заранее тарировочный участок, можно накануне ралли сверить по нему показания своего одометра и прибора организаторов; если тарировочного участка нет, тарировка одометра проводится по первым нескольким ориентирам Легенды. В любом случае экипаж должен определить тарировочный коэффициент (отношение показаний своего одометра к показаниям прибора организаторов), после чего штурман должен умножать на этот коэффициент все расстояния в Легенде. Так же можно переводить километры в мили и обратно, если расстояния в Легенде даны в каких-либо одних единицах измерения.
Ну как, загрустили? На самом деле, все не так страшно, после первых десяти километров трассы все эти расчеты экипаж производит в уме автоматически. Это еще даже не цветочки, а пока только всходы, цветочки, а, тем более, ягодки – впереди. Маршрутный лист представляет собой таблицу, в которой задано расписание движения, т.е. указаны судейские пункты КВ и норма времени движения между ними, а также расстояния и средние скорости между КВ (о судейских пунктах поговорим позднее). Еще в Маршрутном листе указываются дополнительные соревнования и их параметры, о которых тоже речь впереди. Сейчас мы говорим об основном расписании движения по дороге. По указанным в Маршрутном листе нормам времени каждый экипаж сам составляет свое расписание движения. Как? Просто прибавляя норму времени ко времени отметки на предыдущем КВ. |
Время старта (т.е. время отметки на КВ0) экипажу назначается при регистрации. Далее к этому времени прибавляется норма времени движения до КВ1 и получается время отметки на КВ1. К этому времени отметки на КВ1 прибавляется норма времени движения до КВ2 и получается время отметки на КВ2. И так далее. Таким образом экипаж составляет перед стартом свое идеальное расписание движения. Если удастся выполнить это расписание при движении по трассе – задача решена и экипаж «пройдет дорогу в ноль» (есть тут, правда, «подводные камни» в виде пунктов внезапного контроля времени, о которых речь впереди). Если же экипаж опоздает на какой-то пункт КВ на, скажем, 3 минуты, то его следующая норма времени будет отсчитываться уже от этой отметки, и все последующее расписание сдвинется, соответственно, на эти 3 минуты. Если экипаж опоздает (относительно нового расписания!) на следующий КВ еще, скажем, на 5 минут, то оставшаяся часть расписания сдвинется уже на 8 минут. И так далее. Это обычно применяемая система «изменяемого расписания». (Следует сказать, что наряду с «изменяемым расписанием» существует более жесткая система «постоянного расписания», в которой расписание не сдвигается и, в случае опоздания на КВ, экипаж должен выбрать это опоздание при движении до следующего КВ, иначе он и на следующем КВ получит штрафные очки за опоздание.) В ралли классических автомобилей практически всегда применяется «изменяемое расписание», поэтому в дальнейшем мы будем иметь в виду именно эту систему.
«Гуманные» организаторы обычно задают нормы времени так, чтобы можно было ехать относительно спокойно (но не слишком расслабленно), даже с учетом светофоров и пробок. Если экипаж четко едет по легенде, контролируя при этом время прохождения ориентиров в соответствии с заданной средней скоростью, проблем с выполнением расписания не возникает. Проблемы возникают, если экипаж вдруг обнаружит, что ничего похожего на изображенное в Легенде на местности не наблюдается. Значит, заблудились. Тогда приходится возвращаться к предыдущему надежному ориентиру, «привязываться» к нему и снова пытаться проехать по заданному маршруту. А это уже потеря времени, да и расстояние сбилось. До отметки на следующем КВ остается совсем немного минут, а еще ехать и ехать. Вот здесь начинается гонка. Но главное – не терять голову, не забывать о безопасности и ПДД. Лучше всегда привезти пару-тройку минут опоздания, чем сойти с дистанции из-за ДТП и подвергнуть риску свое и чужое здоровье.
Далее мы поговорим о судейских пунктах на трассе и как правильно получать на них отметку. В завершение этого раздела подведем некоторые итоги и дадим некоторые советы.
Еще один важный вопрос: как проконтролировать, правильно ли Вы соблюдаете заданный график движения, т.е. соответствует ли Ваша средняя скорость заданной на данном дорожном секторе (ведь спидометр показывает только мгновенную скорость)? Опережаете ли Вы заданное расписание или отстаете от него?
Как известно из школьного курса физики, средняя скорость, по определению, есть отношение пути ко времени, за которое этот путь был пройден. Если обозначим пройденный путь через S, время его прохождения – через T, то средняя скорость V равна, очевидно,
V = S / T
Путь S от предыдущего КВ указан у Вас в Легенде в левых столбцах в километрах и (или) милях. Время T – это время, прошедшее от отметки на предыдущем КВ. Здесь важно не запутаться в единицах измерения – все величины должны быть в одном «масштабе». Скорость задается и измеряется в км/ч, путь – в км, а время обычно в минутах. Чтобы перевести минуты в десятичные доли часа, нужно на калькуляторе количество минут, прошедшее от отметки на предыдущем КВ, разделить на 60 (минут в часе), тогда Вы получите десятичные доли часа. Разделив теперь путь в км, пройденный от предыдущего КВ, на эти десятичные доли часа, Вы получите Вашу среднюю скорость в км/ч. Обычно алгоритм выглядит так: путь S в км делится на время T в минутах и умножается на 60. Получается средняя скорость V в км/ч.
Но само по себе значение Вашей средней скорости Вам не очень помогает. Судьи на трассе фиксируют время Вашего прохождения в минутах. Поэтому важно знать не столько скорость, сколько время прохождения конкретных ориентиров. Опытный штурман, получив Дорожную книгу перед стартом, сразу же рассчитывает идеальное время прохождения узловых ориентиров, исходя из заданной средней скорости. (Некоторые особо любезные составители трассы дают это идеальное расписание в Легенде, обычно справа.) Чтобы рассчитать идеальное расписание движения (если оно не дано), необходимо вспомнить еще две простые формулы:
время T = S / V и путь S = V • T
Полезно все три формулы написать на полях Легенды, чтобы не думать в дороге. Напомню, что все величины должны быть в одинаковом масштабе.
В Дорожной книге (в Легенде и Маршрутном листе) заданы расстояния S от КВ до ориентиров и средняя скорость V на данном дорожном секторе. Остается определить идеальное время Тид прохождения ориентиров (напомню, что опытный штурман делает это перед стартом). Делается это так: расстояние S от КВ до ориентира в километрах делится на заданную среднюю скорость V в км/ч. Получается время в десятичных долях часа (если получилось больше 1 – движение до этого ориентира от предыдущего КВ займет больше часа). Чтобы определить количество минут, умножаем десятичные доли часа на 60 – получаем время в минутах и их десятичных долях. Теперь можно определить количество секунд, умножив на 60 десятичные доли минуты. При движении по трассе штурман потом будет сравнивать идеальное время Тид прохождения ориентиров и Ваше фактическое время Т их прохождения– вот тогда станет ясно, опережаете ли Вы заданный график движения или отстаете от него. Желательно всегда чуть-чуть опережать заданный график, чтобы иметь запас времени на остановки у светофоров, другие непредвиденные задержки и просто на то, чтобы спокойно подать в нужную минуту на следующем КВ Контрольную карту для отметки. Только это опережение не должно превышать 10% от времени движения от предыдущего КВ, иначе Вы можете «попасть на ВКВ» (пункт внезапного контроля времени), речь о котором ниже.
Мы так подробно и занудно остановились на этих расчетах, потому что это – штурманская азбука. На практике все выглядит гораздо проще, чем только что прочитанное Вами многословное описание. Любой штурман, один раз поняв эти процедуры, автоматически рассчитывает среднюю скорость, время прохождения и отклонение от расписания в любой момент
Ну, вот, мы с Вами теперь умеем ехать по Легенде по заданному маршруту и соблюдать заданное расписание. А как же судьи узнают о том, как точно мы все выполнили? Для этого на трассе располагаются разнообразные судейские пункты, к которым мы теперь и переходим.
НА ТРАССЕ
Судейские пункты
Для контроля движения экипажа по трассе применяются судейские пункты контроля времени КВ и контроля прохождения КП. Наряду с обычными, указанными в Легенде и обозначенными на дороге пунктами КВ и КП, могут применяться внезапные пункты контроля времени ВКВ и ВКП – не указанные в Легенде, но обозначенные на дороге, а также скрытые пункты контроля времени СКВ и СКП – не указанные в Легенде и не обозначенные на дороге. Отметим, что данные судейские пункты относятся к дорожным соревнованиям (соблюдению заданного маршрута и расписания движения), о судейских пунктах дополнительных соревнований (стартах и финишах) поговорим позднее.
Итак:
Пункт контроля времени (КВ) представляет собой судейский пункт на трассе, обозначенный соответствующими знаками и указанный в Дорожной книге, на котором экипажи получают отметку времени прибытия.
Пункт контроля прохождения (КП) представляет собой судейский пункт на трассе, обозначенный соответствующими знаками и указанный в Дорожной книге, на котором экипажи получают отметку факта прохождения.
Внезапный пункт контроля времени (ВКВ) в Дорожной книге не указан, но обозначен на трассе. Экипажи получают отметку времени прохождения.
Внезапный пункт контроля прохождения (ВКП) в Дорожной книге не указан, но обозначен на трассе. Экипажи получают отметку факта прохождения.
Скрытые пункты контроля времени (СКВ) и контроля прохождения (СКП)в Дорожной книге не указаны и на трассе не обозначены. На каждом таком контрольном пункте ведется два независимых протокола с указанием времени или факта прохождения экипажа. Протоколы публикуются на финише ралли.
Судейские пункты обозначаются на трассе с помощью знаков:
• пункт КВ –сначала стоит предупредительный знак с изображением часов желтого цвета, через примерно 25 м за ним – знак с изображением часов красного цвета (это есть место отметки), через примерно 25 м за ним –знак «Конец ограничений» бежевого цвета. Зона от желтого знака до знака «Конец ограничений» является Зоной судейского пункта. Зона судейского пункта включает в себя всю ширину проезжей части для движения в данном направлении и соответствующую обочину. В Зоне судейских пунктов запрещаются любые работы с автомобилем, за исключением замены колеса силами экипажа, посторонняя помощь, буксировка, движение задним ходом, стоянка сверх времени, необходимого для получения отметки судейского пункта;
• пункт КП – так же, как и КВ, только на знаках вместо изображения часов нанесено изображение штемпеля;
• пункт ВКВ – так же, как и КВ, только без предупредительного желтого знака, Зона судейского пункта ВКВ начинается в прямой видимости пункта;
• пункт ВКП – аналогично ВКВ, только на знаке вместо часов изображен штемпель;
• пункты СКВ и СКП, как уже было сказано, на трассе не обозначены.
Теперь поговорим о том, как правильно получать отметку на судейских пунктах.
КВ. Формальные правила, обычно указанные в Регламенте, таковы. После пересечения линии знака начала Зоны КВ до места контроля (т.е. между знаками на желтом и красном фоне) запрещается останавливаться или преднамеренно двигаться с низкой скоростью. При получении отметки оба члена экипажа и их автомобиль должны находиться в Зоне КВ в непосредственной близости от места контроля. В качестве времени прибытия судьи пишут астрономическое время, показываемое официальными судейскими часами,в протокол и в Контрольную карту, поданную любым членом экипажа. Временем прибытия считается время подачи Контрольной карты.Под угрозой исключения из зачета запрещается проезжать зону КВ в направлении, отличном от предписанного маршрутными документами.
Время правильной отметки, полученное сложением нормы времени, назначенной для прохождения дорожного сектора, со стартовым временем на этом секторе, определяется с точностью до целой минуты и называется расчетным. Экипаж не пенализируется, если Контрольная карта подана судье в пределах расчетной минуты. Прибытие на КВ раньше или позже установленной нормы времени пенализируется 60-ю штрафными секундами за каждую минуту опережения или опоздания.
Пример: отметка на предыдущем КВ получена в 18 ч. 28 м. Норма времени до следующего КВ – 30 мин. Расчетное время прибытия на следующий КВ – 18 ч. 58 м. Экипаж отметился правильно, если отметка произведена между 18ч. 58м. 00с. и 18ч. 58м. 59с.
После получения отметки на пунктах КВ экипаж не задерживают.Задержка в зоне судейского пункта более 30 секунд после получения отметки пенализируется.
Чтобы вовремя получить отметку на КВ, опытные раллисты обычно поступают следующим образом. Движение по трассе происходит с небольшим опережением идеального графика (не более 10%, чтобы не получить пенализацию на ВКВ, об этом дальше). Таким образом, экипаж прибывает на КВ на 2-3 минуты раньше расчетного времени отметки. Можно остановиться, не пересекая желтого знака. Далее штурман со своими часами отправляется к судейскому пункту и просит у судей сверить часы. Это его право. При наступлении нужной минуты, штурман делает знак своему водителю, тот въезжает в Зону КВ и подъезжает к пункту, а штурман подает Контрольную карту судьям. Таким образом, соблюдены все условия: экипаж и автомобиль находятся в Зоне КВ в непосредственной близости от места контроля, Контрольная карта подана в нужную минуту. Отметим, что судьи фиксируют время по подаче Контрольной карты, поэтому нужно очень внимательно следить за тем, что не подать ее в последнюю секунду предыдущей минуты или не пропустить нужную. Если в зоне судейского пункта скопилось несколько автомобилей, и экипаж не имеет физической возможности пробиться к судьям, а уже пошла нужная минута, нужно голосом привлечь к себе внимание судей, тогда они зафиксируют время Вашего обращения к ним.
На некоторых ралли классических автомобилей движение автомобиля при отсутствии одного из членов экипажа не разрешается (это обязательно надо уточнить перед стартом). Тогда в описанной процедуре штурману после сверки часов придется вернуться в автомобиль, и экипаж въедет в Зону КВ в полном составе.
При отсутствии на трассе указанного в Дорожной книге судейского пункта в течение времени его работы считается, что экипаж отметился на нем по расписанию. Обычно время работы судейских пунктов: открытие – за 30 минут до прохождения первого экипажа по расписанию, закрытие – через 30 минут после прохождения последнего экипажа по расписанию.
Экипаж может быть снят с соревнования за опоздание на КВ более 15 минут или суммарное опоздание более 30 минут (это обычно указывается в Регламенте).
ВКВ. Обычно ставится в местах с ограниченной видимостью и появляется перед экипажем неожиданно. Желтого знака нет. Когда Вы увидели ВКВ – Вы уже находитесь в Зоне судейского пункта. Поэтому, хочешь – не хочешь, а надо подъезжать и получать отметку. Остановка в пределах прямой видимости ВКВ не разрешается. В случае остановки в пределах прямой видимости ВКВ судьи записывают в Контрольную карту и Протокол два времени: время остановки и время подачи Контрольной карты, при этом временем прибытия экипажа на ВКВ считается время остановки в пределах прямой видимости ВКВ.
Пенализируется опережение расписания сверх льготы. Льгота представляет собой 10% от времени движения от предыдущего КВ:
Время движения от предыдущего КВ (по расписанию) |
Льгота (пенализация за опережение не начисляется) |
1 мин. – 10 мин. 11 мин. – 20 мин. 21 мин. – 30 мин. …………. |
1 мин. 2 мин. 3 мин. ……. |
За опоздание ВКВ не пенализирует. Таким образом, ВКВ служит для предотвращения слишком быстрого движения экипажей по трассе.
КП и ВКП, как уже говорилось, регистрируют факт прохождения. Фактор времени здесь роли не играет. Увидев такой судейский пункт, надо спокойно подъехать к нему и получить отметку прохождения.
СКВ и СКП на трассе не обозначены, поэтому никаких действий от экипажа не требуют. Об их существовании экипажи узнают только на финише ралли.
Организаторы могут устроить на трассе контроль скорости и контроль соблюдения ПДД.
Контроль скорости может проводиться любым способом: сотрудниками ГИБДД с помощью радаров или судьями ралли с помощью последовательных пунктов ВКВ или СКВ и последующих расчетов (полицейский участок). Превышение разрешенной скорости сверх 10% наказывается как нарушение ПДД.
Контроль соблюдения ПДД на отдельных участках ралли может осуществляться также специально выделенными судьями факта. Протоколы судей факта публикуются на финише ралли.
Дополнительные соревнования (ДС)
ДС проходят как на открытых участках трассы, так и на участках, закрытых для постороннего движения. В качестве ДС могут быть применены:
• на закрытых территориях:
- слаломы (СЛ),
- спринт-слаломы (ССЛ),
- спринты (СП),
- подъемы на холм (ПХ);
• на открытых дорогах:
- участки равномерности движения (РД),
- режимные участки (РУ).
На дополнительном соревновании Слалом (СЛ) экипажи должны пройти заданную трассу за наименьшее время, не задев ограничителей трассы. Схема трассы публикуется в Дорожной книге. Старт – с места по команде судьи, финиш – «базой» (передние по ходу движения колеса автомобиля должны пересечь линию финиша, а задние – не доехать до нее). Хронометраж ведется с точностью 0,1 сек до пересечения линии финиша любой частью автомобиля. Первая остановка автомобиля после указанного пересечения считается за единственную попытку финиша «базой». Пенализируются: задевание ограничителей, проезд не по схеме, фальстарт, невыполнение финиша «базой».
На дополнительном соревновании Спринт-слалом (ССЛ) экипажи должны пройти заданную трассу за наименьшее время, не задев ограничителей трассы. Схема трассы публикуется в Дорожной книге. Старт – с места по команде судьи, финиш – с хода с последующей остановкой у знака «СТОП». Хронометраж ведется с точностью 0,1 сек до пересечения линии финиша любой частью автомобиля. Пенализируются: задевание ограничителей, проезд не по схеме, фальстарт.
На дополнительном соревновании Спринт (СП) экипажи должны пройти заданную трассу за наименьшее время. Схема трассы публикуется в Дорожной книге. Старт – с места по команде судьи, финиш – с хода с последующей остановкой у знака «СТОП». Хронометраж ведется с точностью 0,1 сек до пересечения линии финиша любой частью автомобиля. Пенализируется: фальстарт, движение не по схеме.
На дополнительном соревновании Подъем на холм (ПХ) экипажи должны подняться на холм за наименьшее время. Старт – с места по команде судьи, финиш – с хода с последующей остановкой у знака «СТОП». Хронометраж ведется с точностью 0,1 сек до пересечения линии финиша любой частью автомобиля.
На этой группе дополнительных соревнований может быть введен гандикап (коэффициент, на который умножается время прохождения в зависимости от динамики и маневренности автомобиля). Гандикап публикуется в Бюллетене.
На дополнительном соревновании «Равномерность движения» (РД) маршрутными документами задается скорость движения, которая может быть как постоянной на протяжении всего участка, так и переменной. Скорость задается в виде абсолютного значения или процентов от максимально разрешенной по ПДД. Старт таких ДС с места или с хода, финиш – с хода с последующей остановкой у знака «СТОП» или без остановки. Режимы стартов и финишей оговариваются в Регламенте. В Дорожной книге указано место старта, место финиша не указано и появляется перед экипажем неожиданно, что заставляет экипаж стараться максимально точно двигаться с заданной скоростью. Хронометраж ведетсяпо пересечению стартовой и финишной линии передним колесом автомобиля с точностью до 1 секунды, невыполнение заданной нормы, рассчитанной на основе точных значений заданных скоростей, пенализируется.
При отсутствии электронных навигационных средств, единственным способом максимально точно выполнить это задание является движение по так называемой «Черной книге» – специальным таблицам, в которых указано время прохождения различных расстояний через 100 м при различных скоростях. На старте штурман включает секундомер и, сверяя по таблице время прохождения каждых 100 метров (если этот разряд есть на одометре), подсказывает водителю, отстает экипаж или опережает заданный темп движения. Если 100-метровика нет, приходится фиксировать каждый километр, точность при этом существенно ниже. Это, наверное, самое тяжелое для выполнения соревнование.
На дополнительном соревновании «Режимный участок» (РУ) маршрутными документами задается норма времени прохождения. Места старта, финиша и расстояние между ними также указаны в Дорожной книге. Старт таких ДС с места или с хода, финиш – с хода с последующей остановкой у знака «СТОП» или без остановки. Режимы стартов и финишей оговариваются в Регламенте. При нескольких последовательных РУ финиш предыдущего РУ может являться стартом последующего РУ. Хронометраж ведетсяпо пересечению стартовой и финишной линии передним колесом автомобиля с точностью до 1 секунды, невыполнение заданной нормы пенализируется.
Здесь все несколько проще, чем на РД. Зная расстояние и норму времени, штурман заранее рассчитывает среднюю скорость на участке. При пересечении стартовой линии штурман включает секундомер. Далее экипаж движется с небольшим превышением средней скорости, чтобы избежать непредвиденных задержек. При приближении к финишу нужно скорректировать скорость движения так, чтобы пересечь финишную линию точно в нужную секунду, т.е. через заданное число секунд после старта.
На последних двух дополнительных соревнованиях для отдельных групп автомобилей могут быть заданы разные скорости или разные нормы времени.
На старте и финише некоторых дополнительных соревнований при прохождении их с хода могут применяться бесконтактные судейские пункты,которые проходятся экипажами без остановки и без отметки (указаны в Дорожной книге). Протоколы таких пунктов публикуются на финише ралли.
Раллийный язык
Поскольку работа водителя и штурмана происходит в условиях крайне ограниченного времени, выработался специальный раллийный язык, который помогает передать информацию в сжатом виде за минимальное время. Так, например, приближаясь к Т-образному перекрестку, на котором нужно повернуть направо, обычный человек скажет: «Через пятьсот метров Тэ-образный перекресток, нам нужно повернуть направо». Раллийный штурман выразит все это тремя словами: «Пятьсот тупик направо».Вот некоторые примеры:
тупик направо
дыра налево
штаны налево
из-под моста направо под себя
крест налево
косой крест налево вперед и т.д. |
В процессе подготовки и тренировок каждый экипаж вырабатывает какие-то свои, только им понятные термины и обозначения. Главное, чтобы в экипаже всегда было взаимопонимание и доброжелательная поддержка друг друга, что называется, психологическая совместимость. И тогда – все получится!
ВЫВОДЫ. ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА
Общее
1. Ралли – не гонка, а соревнование на точность выполнения заданного маршрута и расписания движения. Состоит из дорожных и дополнительных соревнований.
2. Движение по дорогам общего пользования происходит в рамках ПДД.
Подготовка
3. Проверить одометр. Починить, если необходимо. Оттарировать по тарировочному участку или первым ориентирам Легенды.
4. Подготовить ручки, карандаши, часы, секундомеры (минимум 2), калькулятор, «Черную книгу» (если предполагаются РД).
5. Если предполагается езда в ночное время, подготовить штурманскую подсветку.
Перед стартом
6. Всей документацией занимается штурман. Пройти административную инспекцию, получить маршрутные документы.
7. Просмотреть Легенду, составить представление о маршруте и дополнительных соревнованиях.
8. Выписать формулы: скорость V = S / T, время T = S / V, путь S = V •T. Рассчитать расписание по КВ и график движения на отдельных секторах.
9. Водителю своевременно наклеить наклейки и предъявить автомобиль на техническую инспекцию.
10. Следить за объявлениями, прослушать инструктаж на собрании; следуя указаниям судей, вовремя выехать на старт.
На трассе
11. Не терять голову. Безопасность – прежде всего. Соблюдать ПДД.
12. Аккуратно следовать маршрутным документам.
13. Стараться двигаться с небольшим опережением идеального расписания (не более 10%). Прибывать на КВ за 2-3 минуты до расчетной, чтобы спокойно сверить часы и подать Контрольную карту в нужную минуту.
14. Не допускать нарушений в Зоне судейских пунктов, следовать указаниям судей.
15. На ДС уяснить порядок старта, движения и финиша, схему трассы.
После финиша
16. Ознакомиться с предварительными результатами. Если возникли вопросы, спокойно выяснить их в секретариате.
17. Рассказать друзьям и болельщикам о своих приключениях.
Конечно, на нескольких страничках невозможно рассказать все о таком сложном и многоплановом явлении, которое называется«ралли». Мы смогли затронуть только самые основные моменты. Наверняка у Вас возникло много вопросов. Спрашивайте, мы будем рады на них ответить.
УДАЧИ!
В.А.Мозговой, 2005-2007