До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
23.10.2013
«Аэро Минор» для Сталина

Искренние порывы сердец чехословацких рабочих, восторженные взоры десятков тысяч жителей Праги, громкие праздничные речи, затем Политехнический музей и московский роддом, долгие годы бесславия и забвения, случайная находка и серьезное историческое расследование – всё сошлось в истории этого маленького автомобиля, предназначенного великому вождю. 

Последним праздником, который страна широко отметила при Сталине, стал юбилей по случаю его 70-летия, пришедшийся на 21 декабря 1949 года. Однако, день рождения секретаря ЦК ВКП(б), Председателя Совета Министров СССР, Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина оказался праздником не только для нашей страны, но и событием действительно мирового масштаба. И это неудивительно. В послевоенные годы Иосиф Сталин – бесспорно самый влиятельный политик в мире: победитель фашизма, обладатель атомной бомбы, лидер мирового коммунистического движения. Ни президент США Гарри Трумэн, ни премьер Великобритании Клемент Эттли в 1949 году не имели такого политического веса, как Иосиф Виссарионович Сталин. С юбилеем его поздравлял буквально весь мир, и в первую очередь, разумеется, страны народной демократии: Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. 

Юбилейные дары на имя Сталина сотнями и тысячами оправляются в Москву. 3 декабря 1949 года газета «Правда» сообщает об образовании «Комитета в связи с 70-летием со дня рождения тов. И. В. Сталина» и публикует длиннейший список членов Комитета. Открывали его кинорежиссер Григорий Александров и трактористка Паша Ангелина, а завершали композитор Дмитрий Шостакович и ткачиха Наталья Ярыгина. Именно Комитет будет принимать в течение целого месяца все подарки на имя Сталина. Поначалу их размещают в залах музея Революции на улице Горького – нынешней Тверской.

Чем ближе заветный день 21 декабря, тем больше газетных статей посвящается юбилею. Писатель Борис Полевой печатает в «Правде» статью о выставленных в музее подарках со всех стран: «Великая любовь к большевистской партии, к товарищу Сталину водила руками, изготовившими их. Люди, трудившиеся над ними, вложили в эти подарки частицу своего сердца, пламень свое души, свои мечты и чаяния». Стихотворение «21 декабря 1949 года» Иосифу Виссарионовичу посвящает поэт Анна Андреевна Ахматова: 

В день новолетия учителя и друга 
Песнь светлой благодарности поют, — 
Пускай вокруг неистовствует вьюга 
Или фиалки горные цветут. 

И вторят городам Советского Союза 
Всех дружеских республик города 
И труженики те, которых душат узы, 
Но чья свободна речь и чья душа горда. 

И вольно думы их летят к столице славы, 
К высокому Кремлю — борцу за вечный свет, 
Откуда в полночь гимн несется величавый 
И на весь мир звучит, как помощь и привет. 

Не отстаёт и Чехословакия. Народ социалистической республики обходится без стихов, но, как и все братские народы, посылает множество даров – сотканный вручную ковёр, огромные золоченые вазы, статуэтки, оружие, набор курительных трубок, коллекцию вин, макет действующей железной дороги и прочее, прочее, прочее. Лучшие образцы своей продукции отправляют в Москву все чешские предприятия, включая три главных автомобильных завода страны: Letov, Skoda и Tatra. Как и подложено любому подарку, каждое юбилейное подношение оригинально и неповторимо. Обычный серийный «Татраплан» на заводе Tatra разрезают вдоль и поперек, превращая в просторный и стремительный кабриолет изумительной бежевой окраски в сочетании с салоном из натуральной кожи красного цвета. Лучшие рабочие завода Letov из пригорода Праги собирают для Сталина эксклюзивный вариант малолитражки Aero Minor. Вдохновленный всеобщим порывом, художник рисует для нее новую облицовку радиатора и хромированный декор, делает более изящными бампера, создает заново панель приборов, добавляет щитки на задние крылья и придумывает непохожий на серийный руль, за который, по его мнению, наверняка будет держаться сам товарищ Сталин. Воплощение автомобиля в металле доверяют лучшим мастерам – жестянщикам, краснодеревщикам, обивщикам, мотористам, сборщикам. Второго столь роскошного «Минора» на заводе больше никогда не соберут. 

Хроника ТАСС сообщает: «Вся Чехословацкая республика готовится к семидесятилетию И.В.Сталина как к самому большому своему празднику». Торжественные церемонии закладки скульптур Сталина проходят в городах Братислава, Пльзень, Оломуц, Либерец. Самая высокая вершина Карпат – гора Словацкий Штит в честь лучшего друга всех чехов и словаков переименована в Сталинский Штит. Сталина избирают почетным гражданином Праги. На заводах, фабриках, в школах проводятся «беседы о жизни и деятельности освободителя народов Чехословакии, вождя народов и последовательного защитника мира во всем мире Генераллисимуса Сталина, а также беседы о непоколебимой дружбе народов Чехословакии с народами Советского Союза». В Праге организована экспозиция подарков Иосифу Сталину, которые отправят в Москву. 

Газета «Известия» так описывает выставку: «Здание Выставочного дворца в Праге. Шумная, оживленная улица. Снуют трамваи, автомобили, непрерывен поток людей. Но сегодня даже эта обычно многолюдная магистраль особенно празднична. Вдоль тротуаров выстроилась огромная очередь. Здесь школьники, студенты, солдаты, рабочие. Все они пришли посмотреть выставку подарков товарищу Сталину от чехословацкого народа. Ее посетили уже десятки тысяч трудящихся, но людской поток все усиливается. Сколько любви вложили трудящиеся Чехословакии в свои подарки товарищу Сталину! Выставка этих подарков – отчет о достижениях Чехословакии, идущей под знаменем Ленина – Сталина к социализму. На выставке подарков товарищу Сталину представлены все виды производства, все отрасли труда чехословацкого народа. Вот стоят, поблескивая, тщательно и любовно отделанные великолепные автомобили марок «Татроплан», «Тудор», «Минор», самолет, мотоцикл». 

Народ идет на выставку такими толпами, что уже на второй день ее посещение делают круглосуточным – число посетителей за неделю превышает 80000 человек. В полночь 11 декабря она закрывается и за 18 часов все 528 подарков аккуратно пакуют и грузят в специальный поезд, отправившийся в Москву. «Вам великий Сталин, принадлежит наша благодарность, наша любовь!» – такие слова произнес президент Чехословацкой республики и председатель Коммунистической партии Чехословакии Климент Готвальд на торжественном митинге. 

В Москве юбилейный Комитет принимает подарки и распределяет их по выставкам – одного музея Революции уже не хватает и под экспозицию даров великому вождю и учителю отдают залы ГМИИ имени А.С.Пушкина, потеснив малых голландцев, импрессионистов, Ван Гога и Пикассо. Предметы технической тематики Комитет направляет в Политехнический музей, где 26 декабря открывается выставка «Жизнь и деятельность И.В.Сталина». Газета «Правда» от 26 декабря 1949 года сообщает: «Документы и экспонаты многих стендов показывают заботу товарища Сталина о развитии науки и техники, дают наглядное представление о достижениях советских инженеров, вдохновляемых великим учителем и вождем». Так чехословацкие машины оказались в Политехе, в отделе автопромышленности. Журнал «Автомобиль» в №2 за 1950 год посвящает им небольшую заметку. 

Все три выставки работают не временными экспозициями, а постоянно действующими – тогда казалось, что Сталин будет жить вечно. Москвичи и гости столицы толпами идут на выставки – они становятся такими же обязательными местами посещения, как ВСХВ, ГУМ или Мавзолей. Неизвестно, приезжал ли на выставки сам юбиляр – в официальной хронике такое событие не зафиксировано, а воспоминания ветеранов спецслужб ничем не подтверждаются. Как потом напишет в своих мемуарах дочь отца всех народов Светлана Аллилуева, «все подарки, присылавшиеся ему со всех концов земли, он велел собрать и передать в музей, – это не из ханжества, не из позы, – как многие утверждают, – а оттого, что он в самом деле не знал, что ему делать со всем этим изобилием дорогих и даже драгоценных вещей – картин, фарфора, мебели, оружия, утвари, одежды, национальных изделий, – он не знал, зачем это все ему… Он понимал, что чувства, которые вкладывались в эти вещи, были символическими и считал, что и относиться к этим вещам следует, как к символам». Апофеозом юбилея стал торжественный вечер в Большом театре 21 декабря 1949 года. 

После смерти Сталина выставочно-юбилейный ажиотаж поутих – подарки теперь можно было увидеть только в музее Революции. В залы ГМИИ имени А.С.Пушкина вернулись произведения искусства, а в Политехническом часть экспонатов убрали в запасники, а те, что можно было использовать в народном хозяйстве, передали в соответствующие организации. 5 января 1955 года по указанию Управления Делами ЦК КПСС «отдел фондов Политехнического музея передал безвозмездно Городскому отделу здравоохранения для использования в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы следующие экспонаты /подарки тов. Сталину И.В. к 70-летию со дня рождения/, находящиеся в общем отделе музея». И далее, среди прочего – перечисление уже знакомых машин: «Татраплан», «Шкода», «Минор». До недавних пор было известно о судьбе лишь одного из сталинских автомобилей – кабриолета Tatra T600 Tatraplan, который отыскался в Грузии и в 70-е годы вернулся обратно на родину в Чехословакию. Сейчас он – украшение заводского музея Tatra. Об остальных не было известно абсолютно ничего, они считались навсегда утраченными. 

Лишь совсем недавно, летом 2013 года обнаружился второй авто-подарок – Aero Minor. Единственный и неповторимый «Минор» узнавался сразу, а его владелец рассказал о том, что автомобиль когда-то работал в одном из московских роддомов, был списан и продан в частные руки. С 1975 по 2013 год «Минор» простоял без движения под навесом в огороде, изрядно проржавел, но сохранил большинство оригинальных деталей. К машине прилагалась каким-то чудом уцелевшая музейная табличка из Политехнического музея. 

То, что найденный Aero Minor изготовлен в единственном экземпляре персонально для Сталина подтвердили и в Чехии. На чешском форуме minory.cz обнаружились две фотографии – подарочные автомобили на выставке в Праге. Фотографии, кстати, тоже уцелели чудом, как и сам «Минор»: Чехия как и Россия пережила бурную приватизацию в 90-е годы, весь архив завода бесследно исчез и только благодаря Павлу Крбеку (Pavel Krbec) – энтузиасту марки, небольшая часть снимков сохранилась. 

Сейчас уникальная реликвия находится в реставрационном центре «Автонаследие». Сюрпризом для реставраторов стало нахождение в закрытой полости правого переднего крыла записки от рабочих завода Aero, написанной на листке бумаге и приклеенной прямо на металл: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». 

Руководитель «Автонаследия» Андрей Белов настроен весьма оптимистично: «Автомобиль необычен многим. Во-первых – это поистине уникальная находка! Редкая машина спецсборки и спецкомплектации почти полвека считалась утерянной, и вдруг такая удача. Во-вторых – удивительная комплектность и отсутствие следов неквалифицированного ремонта. Самодельная проводка и электрооборудование на 12 вольт не в счет. Полностью сохранилась вся оригинальная конструкция, без широко практиковавшейся в СССР варварской замены мотора и мостов на «победовские» или «москвичевские». В-третьих, уцелел салон, что даёт возможность сохранить его в аутентичном виде, без перешива. Но, увы, безнадежно попорчено потолочное покрытие и придется шить его точную копию. Несмотря на то, что кузов изрядно подгнил, он сохранил все деревянные элементы для копирования, все панели и рама без изменений – есть с чем работать».

Секретов у опытных мастеров-реставраторов ни от кого нет – автомобиль планируют демонстрировать публике в процессе реставрационных работ. Ближайший показ автомобиля «в железе» состоится на 22-й Олдтаймер-Галерее, которая пройдет 7-10 марта 2014 года в КВЦ «Сокольники».

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Ivankalayev
Ого! Пожалуй, тянет на сенсацию...
0
олд джек
редко когда удается найти исторический автомобиль в таком виде, и вправду удача. Главное сравнительный анализ по архивным фото не дал повода усомниться в истинности данного экземпляра, реально-ОН. Те же надфарники-габариты (см. другие миноры - нет их), решетка из 6 элементов, даже закрывашки задних арок -те!
Прикольно... что значит в СССР машина - Машина, иначе лет цать назад как сейчас по программе утилизации вмиг бы сдали и усе)))))
0
dmk
Да уж, обычно у нас "чайки терешковой" находят, или еще что-то подобное, а машина не просто окруженная легендой, а с действительно прослеживаемым происхождением - огромная редкость и настоящая удача для хозяина и реставраторов! Будет крайне любопытно посмотреть на нее...
0
josef.skoda.12
Это открытие действительно чудо! Автомобиль, который пережил 64 лет в таком первоначальном состоянии не было видно ни в Чехии, где около 7000 автомобилей было продано с 1947 до 1951 года.
Какой самый большой сюрприз - белo-стене шины. Так же, как в 1949 г.! Это невероятно но это реальность! Cтолько лет в службe здравоохранения и в частных руках и только с одним комплектом шин. :o
С нетерпением ждем следующих новостей. Это будет интересно посмотреть на путь обновления и результат.
Если есть где-то фильма (как обещали в статье) мы приветствуем информацию о ссылке на почте: veteran@seznam.cz
Спасибо Ивану Баранцевy и всем участникaм.
www.minory.cz
0
олд джек
да, три колеса сохранились именно те что видно на фото с выставки, жаль четвертого нет как и запаски. Только диск от нее... А пока машина была в мед.учереждении расстояния ей приходилось покрывать небольшие, потом и вовсе в частных руках ее жалели и с 75 года вообще встала на прикол. Покупатель догадывался о ее истории уже тогда и потому не сильно нагружал)))
0
josef.skoda.12
BTW: Посмотрите на этот фильм http://www.ceskatelevize.cz/porady/10116288585-archiv-ct24/207452801350003/
Я надеюсь, что вы можете понять.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

20.03.2016 1964 Porsche 356C
Все статьи