Ретроспектива
29.11.2013
Вечный Porsche

На фоне современной статистики, свидетельствующей, что средний срок владения автомобилем в России — 3-4 года, а срок службы автомобиля обычно не превышает 10-12 лет, сообщения об редких олдтаймерах, на которых их хозяева ездят непрерывно многие десятилетия и преодолевают миллионы километров, вызывают восхищение.

Такой небольшой срок владения современными автомобилями — это не только вопрос престижа; у него есть свои финансовые резоны. Эксплуатационные и ремонтные расходы растут с каждым годом, и почтенного возраста олдтаймеров достигают считанные «автомобильные единицы». А ведь все могло быть совсем иначе...

В начале 1970-х мир переживал времена потрясений. К власти пришло «поколение детей цветов» 1960-х, стало модно говорить об экологии и конечности ресурсов планеты, да и топливный кризис пошатнул мировую экономику. Одной из модных идей стала концепция создания «вечного» автомобиля, который смог бы служить одному хозяину всю его жизнь, не загрязняя каждые десять лет окружающую среду. Самое интересное заключается в том, что никаких революционных или фантастических технологий для этого не требовалось. Рецепт «вечного автомобиля» был прост и хорошо известен: двигатель большого объема, но сильно дефорсированный и поэтому не испытывающий высоких нагрузок мог бы обеспечить многомиллионные пробеги без всякого ремонта, а кузов из нержавеющей стали и алюминия позволил бы забыть о коррозии. Уже тогда автомобиль, который смог бы служить долгие десятилетия, не требовал для своего создания никаких новых технологий. Именно такой автомобиль и решили в 1973 году создать специалисты Porsche. 

Руководство Porsche выделило достаточное количество средств на разработку и собрало большую команду дизайнеров, инженеров и механиков. Общими усилиями они должны были создать автомобиль будущего, который даже в самых суровых условиях сможет с гарантией выжить в течение трех десятилетий. Проект назвали Forschungsprojekt Langzeit Auto (исследовательский проект длинной автомобильной жизни, или FLA для краткости). Он должен был определить, является ли подобное транспортное средство экономически целесообразным и сможет ли обеспечить будущее автомобилей. Поскольку было подсчитано, что каждый год по всему миру на свалку отправляется 12 миллионов транспортных средств, а средний срок службы транспортного средства — всего 10 лет, Porsche поставил перед командой разработчиков две главные цели — снижение износа и выбор из более прочных материалов. 

Уже в 1973 году на Франкфуртском автосалоне был впервые представлен ранний прототип вечного автомобиля FLA (Forschungsprojekt Langzeit Auto), заводское обозначение Typ 296. Он был снабжен сильно дефорсированным 2,5-литровым двигателем (всего 75 л.с. при 3500 об/мин), расположенным сзади, и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Все узлы были рассчитаны на максимальный срок службы. Долговечные и солидные материалы, никаких быстро изнашивающихся пластмасс и подверженных коррозии деталей, огромный запас прочности и отсутствие высоких нагрузок должны были обеспечить долгие десятилетия без поломок и обслуживания. 

Porsche FLA задумывался как автомобиль, способный гарантированно прослужить 20 лет (сравните с гарантией на нынешние автомобили — 3-5 лет)! К сожалению, дальше выставочного прототипа, у которого не было даже кузовных панелей, дело не пошло. Идея создания «вечного» автомобиля, который клиент покупал бы раз в жизни и смог оставить в наследство своим детям, а то и внукам, автопроизводителей почему-то не вдохновила. Ушлые маркетологи, заинтересованные в увеличении продаж, создали гениальную и прямо противоположную концепцию борьбы за экологию. Вместо «вечного» они предложили экологичный «быстроразлагающийся» автомобиль, пригодный для вторичной переработки, но не отличающийся долгим сроком службы. Концерны получили гарантированную и постоянную прибыль, а покупатели — престижную возможность каждые три года покупать в кредит новый «экологичный» автомобиль... 

И только в зале музея Porsche стоит неприметный и странный автомобильчик с решетчатым кузовом, который при других обстоятельствах вполне смог бы кардинально изменить привычный нам автомобильный мир. Но увы...

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
олд джек
как выразились работники одного электролампового завода - зачем делать хорошие долговечные лампочки? Их же будут мало покупать, а мы - меньше кушать)))
Так и современные машины все больше напоминают необслуживаемые АКБ, сгорел блок - целиком под замену, а всего то микросхему заменить.
Старые БМВ- железо, новые - пластик - изречение одного из участников авторетроконфы, и он правильный...
крыло помяли - новое ставим, скоро капот будет неоткрывающимся, а срок службы транспортного средства высвечиваться на дисплее торпедо "не забудьте через 2000 км поменять автомобиль" :D
0
Ivankalayev
все мы - уже давно жертвы монопольного глобального заговора банкиров-маркетологов-авторемонтников-страховщиков

но, поскольку мы все и есть либо банкиры, либо маркетологи, либо авторемонтники (да, Жень?), либо страховщики, либо люди, продающие товары и услуги вышеперечисленным категориям "трудящихся", система остаётся равновесной

все друг-друга... любят, все друг-другом довольны
0
S_Iones
Макет с кузовом в виде координатной сетки памятен еще по журналам 70-80-х.

Да, вечный автомобиль покончит со сверхприбылями воротил мирового автомобильного лобби. ВОТ ИМ бы делать одноразовые стаканчики на колесах, а еще дай ВОТ ИМ волю - получим законодательный запрет эксплуатации автомобилей старше такого-то возраста, который срубит под корень и олдтаймеры и ретро-движение.

В принципе любой автомобиль, если беречь, можно заставить дожить до возраста олдтаймера! Или не любой? "Устаревшее" изделие ВАЗа, если не сгноить кузов, не ботнуть в ДТП и не угробить пацанским тюнингом, может и можно. А ВОТ новомодную навороченную иномарку уже едва ли - электронные устройства, выходив какой-то ресурс, подыхают, становясь неремонтопригодными и дорогими в замене.
0
Юрий Васильевич
Когда-то прозвучала задача , вроде, для ВАЗа: стать законодателем автомобильной моды. Как не пыжылись- не получилось и, как результат, всё кого-то догоняем.Потому что играем по чужим правилам, т.е. основываясь на чужой идеологии автомобиля. А избери мы что-то подобное-и это был бы прорыв! Это и экология, и энергосбережение, и т.п.У нас бы это прижилось.В России, как и в СССР, большинство населения настроено владеть авто долго, не несколько лет.
0
Ivankalayev
Поэтому умные люди не размениваются на ерунду и копят на Гелендвагены.
А скупые и недальновидные идут в общем стаде и платят дважды.
0
gabblgob
"Поэтому умные люди не размениваются на ерунду и копят на Гелендвагены"

Геленд весьма дорогая в эксплуатации машина. Одна замена карданных валов чего стоит...
0
shelby500
Интересная идея, вечного автомобиля... Помнится, когда-то Клиффорд Саймак в своем фантастическом романе "Кольцо вокруг солнца", описал некое тайное общество, которое решило подорвать мировую экономику, выпустив на рынок вечные лампочки, вечно острые лезвия бритв и вечные автомобили. Закончилось все это серьезным потрясениями, и гражданской войной, которую выиграло тайное общество)

А вообще было бы скучновато, если бы по улицам ездили бы одни и те же машины со сроком службы 20-30 лет... Да и прогресс бы серьезно застопорился. Про развитие дизайна я вообще молчу. Так что у каждой идеи есть свои плюсы и минусы.
0
shelby500
Но вот я подумал, а если бы такой "вечмобиль" выпустили и каким-то чудом все мировые производители перешли на подобную технику? Сколько народу потеряло бы работу из-за падения спроса на новые консервные банки? А сколько дизайнеров бы пошли с протянутой рукой? С другой стороны нынешние одноразовые пластиковые уродцы из упрочненной стали толщиной с волосок и деталями из пластика как-то тоже не вдохновляют. А недомоторы? Особенно БМВ, Фолькс и Тойота? Которые сдыхают от масляного голодания через 40 тыс. км? Не все конечно, но случаев полно. А надутые недомоторы с турбиной объемом 900 см3 и мощностью 100 л.с.? В общем надо вернуться в 80-е. Тогда делали самые приличные машины, имхо.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

17.03.2014 Ikarus-Mavaut
Все статьи