Ретроспектива
04.12.2013
Век АЗС

Даже там, где простой обыватель не заметит ничего необычного, настоящий ретроград найдет повод вспомнить какой-нибудь интересный исторический факт. Самая, казалось бы, прозаическая и привычная АЗС предстает перед пытливым взглядом увлеченного человека в новом историческом свете. 

Мало кто из рассматривающих эти старые снимки осознает, что если бы не было этой старинной заправки — не было бы и множества таких привычных нам бензоколонок. Ведь это самая первая АЗС в мире! 

И начало декабря 2013 г. — очень подходящее время вспомнить об этом грандиозном для всех автолюбителей событии, которое произошло ровно век назад. 

Безусловно, бензин продавался и раньше — ведь Карл Бенц изобрел первый бензиновый автомобиль еще в 1885 году. Настоящие любители олдтаймеров даже вспомнят о знаменитой аптеке, в которой жена Карла Бенца купила бензин для своей легендарной поездки Мангейм — Пфорцгейм. Однако до 1913 г. торговля бензином была очень далека от привычной нам — да и попросту удобной. Бензин продолжал продаваться в аптеках как средство для лечения некоторых кожных заболеваний, в керосиновых лавках или просто на улицах из бочек с ручными помпами или в жестяных канистрах. 

Даже после покупки бензина водитель поступал совсем не так, как сегодня. Баки чаще всего располагались под водительским сиденьем, чтобы быть выше мотора — ведь до изобретения первых бензонасосов оставалось еще целое десятилетие и бензин должен был попадать в двигатель самотеком, единственно силой гравитации. Соскочив с сиденья, шофер с помощью лейки и подручной емкости заполнял бак своего авто. При этом уровень бензина проверялся только с помощью щупа, поскольку индикаторы уровня топлива тоже еще не были изобретены. 

Пока автомобили оставались редкими диковинками, подобный способ торговли еще имел право на существование. Все изменилось 1 декабря 1913 г., когда в Питтсбурге, штат Пенсильвания, была открыта первая АЗС, специально спроектированная и построенная для того, чтобы продавать топливо. Но следует отметить, что в 1913 г. продажа бензина оставалась очень рискованным бизнесом. Во всей Америке тогда было всего несколько сотен тысяч автомобилей, которые все еще оставались игрушками для богатых. К тому ж не все автомобили использовали бензин. Солидная часть автопарка приводилась в действие спиртом, электричеством и даже паром. 

Кроме представленных выше уникальных фотографий первой АЗС, сохранился подробнейший отчет о результатах работы этой бензозаправочной станции в первый день. Было продано 114 литров бензина , что составляет менее 1 процента дневного оборота на средней заправочной станции в Америке сегодня. Интересна и цена на бензин — 7 центов за литр , что с учетом инфляции сегодня эквивалентно $1,68 (56 руб) за литр. 

Но успех первых АЗС и достижения в области автомобильной промышленности, которые сделали автомобили дешевле и доступнее, очень скоро привели в США к настоящему буму автозаправок. Уже к 1920 году во всей Америке было 15 000 АЗС, а к концу 1920-х годов — около 200 000! А ведь это, между прочим, больше, чем 156 тысяч существующих на сегодняшний день...

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
олд джек
на первом фото больше похоже не на АЗС, а на автораздачу в Макдоналдсе)))
А так конечно, бывалому автолюбителю близка тема заправок, ибо многие в 80-е годы простояв пару часов в очереди из Жигулей, Москвичей и Волг слышали хриплый дребезжащий голос в репродукторе" Не стойте, не стойте, бензина нет".Выскочишь, к окошку, ну хоть 10 литров дайте! Но в ответ только хлопнет дверца или опустится шторка из оргстекла...Наматывай снова круги по району в поиске непредельных ароматных углеводродов.
Или некто пойдет качать права после недолива пары-тройки литров к заветному окошку, а заправщица на всю очередь в ответ - "Щас закроюсь и все!", зная что остальные трепещущие в ожидании наведут "порядок" с жалобщиком))))
Помнится также порядок отпуска топлива по талонам, в период дифицита из динамика часто звучало "Больше двадцатки не наливать", а сколько пожаров в ГСК случилось по вине запасливых автовладельцев и их бочек и многочисленных канистр - не счесть.
Прошли те времена, когда бензин был дешевле газировки, а грузовик с канистрой стоящий на обочине символизировал не кончившийся у него бензин, а недостаток дензнаков у водителя - тот был готов обменять содержимое канистры на трешник...
И как пах ТОТ бензин! Шанель номер 66!!!))))

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

18.07.2014 Porsche 917K 1969
17.03.2014 Ikarus-Mavaut
15.09.2014 Юбилей
Все статьи