Ретроспектива
13.01.2014
Профессия, которой не было

Советские автодизайнеры... 

Большинство наших сограждан удивится: разве таковые существовали? 

Что правда, то правда: до середины 70-х годов де-юро их не было. Имелись лишь втиснутые в тарифную сетку конструкторы такой-то категории, применявшие карандаши, ластики и ватман не только для вычерчивания общих видов и деталировки, но и для графических фантазий на автомобильную тему. 

Большая часть этого немногочисленного войска служила в заводских коллективах, подчиняясь Его Величеству Плану и усмиряя потребность в нелимитированном творчестве. 

«Чистых» художников-конструкторов, дизайнеров-еретиков, не стреноженных путами производственных догм, можно перечесть по пальцам одной ладони. Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев... 

Мы напомним еще об одном, незаслуженно забытом бойце «художественно-промышленного фронта». 

Представляем авторские работы дизайнера Эрика Владимировича Сабо. 

Чем он знаменит? Ну, хотя бы, внешним обликом культового микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Также в его портфолио имеются: экстерьеры грузовиков ЗИЛ-130 и −131, лимузина ЗИЛ-111Г, развозного фургона ЕрАЗ-3730, автобуса ЛиАЗ-677. 

Но не менее интересны проекты Эрика Сабо, не попавшие на конвейер. 

Часть из них — нереализованные заказы автозаводов. Зачем же заказывали, если знали, что «не потянут» внедрение? Как это зачем: для фарисейских отчетов «наверх»: мол, идем в русле мировых тенденций! 

Имелись у Эрика Сабо инициативные разработки, не принятые к реализации. Заводское начальство вежливо благодарило за «уникальные торговые предложения»... и продолжало гнать поток все более устаревающей продукции. 

Попадались и вовсе фантастические (по меркам советской эпохи) идеи, заранее обреченные на забвение. Но, что же поделать, если талант рвался на свободу! 

Впрочем, лучше не читать, а смотреть. 

Только что издано собрание избранных сочинений Эрика Сабо в двадцати высококачественных репродукциях формата А5. На обороте каждой иллюстрации — комментарии Автора. Они дают представление, в какой обстановке и с каким конечным результатом проходили работы над данным проектом. 

Буклеты с репродукциями Эрика Сабо можно приобрести на сайте или в московском магазине «Модельки», что в Протопоповском пер., д. 9. Возможно, география продаж будет расширяться. 

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

Страницы: Пред. 1 2
0
S_Iones
PS. А еше добавлю, что в СССР существовало КАК МИНИМУМ два автозавода, МЗМА/АЗЛК и ВАЗ, имевших втой самой плановой экономике ОФИЦИАЛЬНЫЙ статус поставщиков товаров на рынки капиталистических стран, иначе говоря, добытчиков валюты.

ВОТ ОНИ работали, или старались работать для того самого «свободного» рынка со всеми его конкурентами, менеджерами, условиями, требованиями и, ясный перец, со всеми категориями покупателей - социальными, национальными, сословными.

И как раз именно на АЗЛК и ВАЗе дизайном занимались настоящие профессионалы. Можно рассказать интересную историю, как например, Александр Федорович Андронов много лет упорно и успешно подбирал для своего завода лучшие кадры художников, желавших создавать автомобили, по всем официальным документам рассчитанные на экспортный рынок.

А с чего бы это в 70-80-е годы на каждую советскую фару и каждое советское автостекло получали международный европейский сертификат?

Но про матчасть - в «соседнем» обсуждении!
0
Андрей_Крюковский
Сергей!
Вы радуетесь, что АЗЛК и ВАЗ добывали для нашей Родины валюту? С таким же успехом Вы можете прославлять нынешний Газпром - уж он-то побольше бабала в казну приносит! :)
Наши автомобили за рубежом покупали не за супер-дизайн, а за дешевизну и неприхотливость.
И какие-такие при Андронове создавались автомобили, "рассчитанные на экспортный рынок"?
Может речь идет о М-403-Э с его редкозубой ухмылкой и эклектическими задними фонарями?
А может я что-то запамятовал, и АЗЛК пустил-таки в серию кабриолет М-408 "Турист", рассчитанный на порочный вкус юных капиталистических мироедов? :))))
То, что Андронов подбирал кадры "желавшие создавать..." - сомнений нет. Вопрос в том, с каким КПД эти кадры использовались?
Ну, а сертификаты на фары - так куда же от этого деться, коли вылез за "железный занавес"?
Наверное, и для внутреннего рынка такой повышенный контроль только на пользу пошел.

Году этак в 69-м сосед по гаражу купил "экспортный" М-412. В багажнике остался бумажный ярлык "Для ГДР". За границу машина не ушла по формальному признаку - туго двигался рычажок печки. Но в остальном Москвич просто "звенел" - все работало, ничего не гремело и не отваливалось. В отличии от других, полных проблем, Москвичей в наших гаражах.
Так что "экспортные" машины от "неэкспортных" отличались лишь тщательной сборкой и щепетильным выходным контролем (практически это была "военная приемка").
Но никаких дизайнерских разработок, ориентированных на внешний рынок, никогда не велось. Хотя, возможно, были какие-то секретные проекты? Если знаете - просветите нас!
А вообще-то, не надо выдумывать наше прошлое! Оно и так удивительное и непредсказуемое! :)
0
S_Iones
Вы радуетесь, что АЗЛК и ВАЗ добывали для нашей Родины валюту? С таким же успехом Вы можете прославлять нынешний Газпром - уж он-то побольше бабала в казну приносит!

Две большие разницы. Экспортеры времен СССР плохо ли, хорошо ли добывали валюту для Родины. А газпромы тут всякие - для жалкой кучки оборзевших, обхапавшихся воров и жуликов.

Наши автомобили за рубежом покупали не за супер-дизайн, а за дешевизну и неприхотливость.

Дешевизна и неприхотливость - не худшие качества. Но и их надо во что-то завернуть. ВОТ тут уместен не "чистаканкретна лучший в мире супер-дизайн", а просто дизайн - разумный, скромный, со вкусом. Какой и был.

Может речь идет о М-403-Э с его редкозубой ухмылкой и эклектическими задними фонарями?

Исключительно симпатичный автомобильчик! И еще одно "собственное лицо" нашего автопрома. Жаль, вышедшее обидно малым тиражом.

А может я что-то запамятовал, и АЗЛК пустил-таки в серию кабриолет М-408 "Турист", рассчитанный на порочный вкус юных капиталистических мироедов?

ВОТ ЭТОТ проект всерьез не рассматривали даже его создатели. Так, поприкалывались в выходной, поразминали пальчики. Но в Автоэкспорте заметили и заинтересовались. У меня есть официальный ответ Автоэкспорту директора завода Льва Борисовича Васильева - там игра не стоила свеч.

Наверное, и для внутреннего рынка такой повышенный контроль только на пользу пошел.

Пошел! Экспортные наработки АЗЛК частично доставались и нам, тут, на внутреннем рынке. Это только ВАЗ мог сочинить канадскую шестерку, которая внутри страны никогда не продавалась.

Но никаких дизайнерских разработок, ориентированных на внешний рынок, никогда не велось. Хотя, возможно, были какие-то секретные проекты? Если знаете - просветите нас!

ВОТ КАК РАЗ Андронов тыщу раз писал в своих записках, что улучшения внешнего вида делаются для увеличения продаж на экспортном рынке. И не только внешнего вида, ведь главное все же - не дизайн, а матчасть. Но любые улучшения шли на пользу всем - хуже не становилось никому.

А вообще-то, не надо выдумывать наше прошлое! Оно и так удивительное и непредсказуемое!

ВОТ ОНО удивительное, непредсказуемое и о-о-очень многоцветное! Ни разу не черно-белое! Настоящее и будущее смотрятся значительно мрачнее.
Страницы: Пред. 1 2

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.08.2013 «Dagen H»
05.07.2013 Coppa di Sicilia
02.03.2015 12:00:00 Почётная работа
08.09.2013 Шляпы
Все статьи