Ретроспектива
02.02.2014
Народный «Спартак»

После завершения Второй Мировой войны и вхождения Чехословакии в социалистический блок было решено отвести ей место флагмана тяжелой промышленности. Решение, не лишенное смысла (Чехословакия еще перед войной славилась своей металлургией и оружейным производством), но вызвавшее большое недовольство чехов. Жители Чехословакии привыкли к богатому выбору потребительских товаров и не были в восторге от сокращения ассортимента промтоваров в пользу тяжелой промышленности. 

Одним из пострадавших направлений стало автомобилестроение. Идея легкового автомобиля для простого чеха была отодвинута в пользу грузовых и тяжелых машин. С 1948 по 1955 год автомобили вообще не поступали в продажу, а распределялись через профсоюзные и партийные органы с целью поощрения лучших работников и номенклатуры. При этом их число было минимальным: так, например, в 1952 году в стране с довольно развитой в целом автомобильной промышленностью частные лица получили всего 53 автомобиля, почти половина из которых были импортными.

Но уже к началу пятидесятых годов правительство Чехословакии решило заняться и частным автопарком. Идея создания «народного» автомобиля, который могли бы себе позволить не только обеспеченные люди, но и простые граждане, наконец стала реальностью. 

Прототип Skoda, носящий революционное имя Spartak, появился в 1953 году. Интересно, что первоначальное название Spartak так и не стало официальным названием автомобиля. Голландский производитель велосипедов предъявил права на марку «Спартак», и чехи были вынуждены выпустить «народный автомобиль» под цифровым индексом 440. 

Массовая версия Skoda 440 была представлена публике в 1955 году. Автомобиль получил небольшой двигатель объемом 1,1 литра со вполне приемлемой по тем временам мощностью в 40 лошадиных сил, а также 4-ступенчатую механическую коробку передач. Модель весила 920 килограммов и имела небольшие габариты. 

Skoda 440 развивала скорость в 110 километров в час и расходовала около 7,5 литров топлива на 100 километров пути. 

Также на базе 440 компания Skoda выпустила и довольно элегантную 450 — спортивную модификацию «народного» автомобиля. Она отличалась низкой посадкой, аэродинамической конструкцией кузова и мощным 50-сильным двигателем со сдвоенным карбюратором. Эта модель выпускалась и в кузове родстер с откидной крышей. 

Интересно, что, несмотря на звание «народного», автомобиль Skoda Spartak стоил отнюдь не дешево. Так, в Чехословакии его можно было купить за 28 595 крон, в то время как средняя зарплата тогда составляла около 1500 крон. Да и на западных рынках машина стоила дороже конкурентов: например, жители Лондона могли приобрести аналогичный чешскому автомобилю Ford Prefect 100E за 658 фунтов, а за Spartak пришлось бы заплатить 864 фунта.

Однако, несмотря на не самую «народную» цену, модель с индексом 440 и ее более поздние версии все же были востребованы. 

Spartak перестал сходить с конвейеров Skoda в 1959 году. За четыре года выпуска было собрано 75 417 экземпляров Skoda 440 и еще около 10 тысяч штук 445 и 450 версий.

Редакция сайта получила одиннадцать ответов на загадку, опубликованную 25 января.

Поздравляем победителей конкурса, которые прислали правильные ответы первыми, на почту Вам придет уведомление о получении призов!

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Машинка из Тридцати случаев майора Земана - был когда-то ВОТ ТАКОЙ детективный сериал. После рестайлинга мордашки звалась Шкода Октавия, а кабриолет (ВОТ ЗДЕСЬ названный родстером) - Шкода Фелиция. Обе марки были возрождены в наше время на совсем иных Шкодах.

В ролике, где показан конвейер автозавода, видно, что кузов ставят на собранное шасси с агрегатами - машинёшка рамная, точнее - с любимой в Чехословакии хребтовой рамой. На рамном основании легко сделать открытый вариант (кабрик ли, родстер ли). Был еще универсал-трехдверка Октавия-комби.

На смену Октавии пришла более массовая и дешевая в производстве Шкода с задним мотором, тоже мелькавшая в Тридцати случаях.
0
shelby500
Забавная машина. Потом как то внезапно перешли на заднемоторную схему. По моему зря.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

10.05.2016 Ferrari 500 Mondial
Все статьи