Ретроспектива
09.02.2014
Поперечная сила

Облицовка радиатора во все времена являлась самой характерной частью автомобиля — если ее форма была необычной, то сразу делала марку легко узнаваемой. Или, наоборот, простое и без изысков «лицо» превращало машину в безликое транспортное средство. Но кроме формы радиатора были и другие узнаваемые элементы конструкции. 

На карикатуре из журнала The Motor автовладелец прикрывает капот, но длины чехла явно не хватает, чтобы спрятать куда более важную «улику» — поперечную рессору! Именно она выдает знаменитую «Жестянку Лиззи» или Ford-T — объект многочисленных шуток в автомобильной прессе тех лет. Первую действительно массовую и доступную модель в мире прозвали «автомобилем для неудачников» во многом из-за дешевизны, не никак не из-за качества. 

Поперечная рессора — такая же составляющая легенды о Ford-T как планетарная коробка передач или конвейерное производство. Однажды внедренная, она еще долго оставалась характерным элементом конструкции автомобилей марки Ford. Это уже стало традицией! Авторство поперечной рессоры приписывают самому Генри Форду, но разработал этот элемент Чайлд Гарольд Уиллс — талантливый инженер, много лет проработавший в Ford Motor Company, один из друзей основателя компании. По образованию Уиллс был металлургом и знания в этой области позволили ему разработать идеальный сплав стали и ванадия — легкий и прочный одновременно. Так массовый Ford получил не по две рессоры на ось, а лишь одну! Будь такие рессоры из обычной стали — быстро бы сломались, но упругие элементы из ванадиевой стали служили долго. 

Ford-T производился с 1908 по 1927 год, а затем ему на смену пришла модель А — тоже с поперечными рессорами. В 1932 году под именем ГАЗ-А ее стали выпускать на Горьковском автозаводе, хотя уже тогда в производственной программе Ford Motor Company находилась модель с индексом В. Поперечные рессоры никуда не исчезли. Они оставались и на модели Ford-V8-40, и на Ford Model 48, и на остальных довоенных автомобилях. Традицию нарушили лишь инженеры нашего ГАЗа — при проектировании модели М1 (за основу взяли Ford-V8-40) поставили более привычные продольные рессоры. 

Первые послевоенные модели Ford Motor Company стали слегка измененными версиями автомобилей 1942 года — и они сохранили поперечную рессору! Последний раз ее можно было увидеть в передней подвеске Ford и 1948 года — со следующего пошли пружины спереди и продольные рессоры сзади. Можно связать это с техническим прогрессом, но куда более подходящей причиной хочется назвать другой факт: в 1947 году ушел в мир иной основатель компании Генри Форд — человек, посадивший мир на колеса, в том числе и при помощи поперечной рессоры. 

Поздравляем победителей конкурса, которые прислали правильные ответы первыми, на почту Вам придет уведомление о получении призов!

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
shelby500
Да уж, до последнего держался старик Генри за зависимую подвеску, когда конкуренты уже во всю клепали независимую). Упрямый был старикан!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

05.07.2013 Coppa di Sicilia
Все статьи