До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
12.02.2014
«Папа ваш Студебеккер?»

Среди экспонатов ближайшей Олдтаймер-Галереи — легендарный американский Studebaker, экземпляр модели President 1928 года, будет представлен реставрационной мастерской «Старые моторы». Известностью в нашей стране марка обязана не кому-нибудь, а Остапу Бендеру и его патетической тираде на страницах «Золотого телёнка». Ильф и Петров закончили роман в 1931 году и, возможно, именно такой автомобиль, как будущий экспонат выставки, подразумевался авторами. 

Остапа, как говорится, понесло. «Молодой человек шоферского типа» так надоел Великому комбинатору, что вывел его из себя расспросами о «Студебеккере» — мол, именно он, а не «Лорен-Дитрих» должен был участвовать в пробеге: 

— Идите к чёртовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Что вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом», а он морочит голову! «Студебеккер»! 

Истоки марки Studebaker берут свое начало еще в XVIII веке. Семейство немцев Штутенбеккеров прибыло в Америку в 1736 году, а начало семейного бизнеса можно отсчитывать от 1750 года, когда Клемент Студебеккер построил свой первый «фирменный» американский фургон с полукруглым тентом и большими колесами. Прошло еще столетие и в феврале 1852 года потомки переселенцев из Германии открыли собственную кузнечную мастерскую в городке Саут-Бенд штата Индиана. В первые годы Студебеккеры собирали фермерские повозки, а затем перешли и на большие грузовые фургоны. К концу XIX века компания Studebaker Brothers Manufacturing Company стала крупнейшим в Америке производителем транспортных средств на конной тяге, а в 1902 году представила первый автомобиль — он был электрическим! Два года спустя появился экипаж с двигателем внутреннего сгорания, собиравшийся в цехах Studebaker Automobile Company. Так марка обосновалась на автомобильном рынке Америки. С 1904 по 1911 год ее название было двойным — Studebaker-Garford, но после оно вновь стало самостоятельным. В том же 1911 году компания стала корпорацией и прекратила выпуск электромобилей. 

До сих пор точно не установлено, какое именно событие послужило прототипом для автопробега, ударившего «по бездорожью и разгильдяйству». Скорее всего, это был Всесоюзный испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег 1925 года по маршруту Ленинград — Москва — Тифлис — Москва. В нем участвовали сразу четыре легковых «Студебеккера», причем, один из них под № 13 получил приз I степени за прочность и выносливость — серебряный кубок на розовом малахитовом постаменте. Подобные пробеги были популярны в 20-е годы — советское государство не торопясь выбирало тип автомобиля, пригодного для российских дорог. Как знать, будь руководство Studebaker Corporation чуточку активнее и напористее, не Ford, а Studebaker выпускался бы на заводе в Горьком! 

Второе пришествие марки в Россию состоялось уже во время Великой Отечественной войны и связано с трехосными грузовиками Studebaker US-6, прибывавшими в СССР по Ленд-лизу. Они так успешно преодолевали бездорожье, что в послевоенные годы советские граждане прозвали «студебеккерами» грубые сапоги на толстой подошве, в которых было удобно месить уличную грязь. 

Studebaker President сейчас находится на завершающих этапах реставрации и будет показан 7-10 марта на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках. 

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
ТИЗ
Двойное название несла не фирма. "Студебекер-Гарфорд" назывались автомобили, потому что фирма "Гарфорд" поставляла шасси с мотором, а компания "Студебекер" делала кузова, поскольку в первые годы не имела собственного производства шасси. А шансов выпускаться в Нижнем Новгороде автомобили "Студебекер" вовсе не имели, хотя фирма весьма интересовалась выходом на наш рынок и подавала предложения о постройке предприятия.
0
Ivankalayev
Позвольте, но если и интересовались, и делали предложения, то почему же "шансов вовсе не имели"?
0
Dm_4
1983 год. Харьковская область, Волчанский район, село Октябрьское.

Студентами на картошке выталкиваем грузовичек с поля (марку история не сохранила)

Куратор потока, Макурин Николай Семенович, интеллигентнейший человек с бородкой и всеми вредными привычками изрекает не торопливо:
"Цигане шумною толпой толкали в гору Студебеккер...."
0
ivan.barantsev.16
Помнится, что несколько выставок тому назад в экспозиции был "Студебеккер-Гарфорд", но не помню на какой именно и кто выставлял. Интересно, где сейчас этот автомобиль?
0
ТИЗ
По поводу шансов - фирма подавала предложения до решения о постройке завода, а позже ее продукция просто не соответствовала требуемым критериям.
0
shelby500
"Как знать, будь руководство Studebaker Corporation чуточку активнее и напористее, не Ford, а Studebaker выпускался бы на заводе в Горьком! "

Ну как бы причина несколько глубже. Во-первых, Генри Форд был очень популярен как управленец. В СССР даже издавали его книги. Например "Моя жизнь, мои достижения" 1924 год . Это потом его стали дразнить "Фабрикант Форд -- фашизма форт!" Во-вторых, Форд модели А и АА были очень простыми и следовательно их проще было освоить в производстве. Никаких бензонасосов, например. Плюс поперечные рессоры улучшали проходимость.
0
Денис Орлов
Studebaker выпускался в Горьком! Точнее, собирался. На ГАЗе, в годы войны.
0
ТИЗ
И не только в Горьком, но речь же не об этой машине и не про эту сборку...
0
kiriletz
Про "Студебекер-Гарфорд"
Основателем производства автомобилей Garford был Артур Ловетт Гарфорд Начав трудовую деятельность в одном из банков родного города Элирия (штат Огайо), в 1892 г. он основал фирму по производству велосипедных сёдел и впоследствии добился на этом поприще заметных успехов. После поглощения его производства фирмой American Bicycle Company, в 1902 г. Гарфорд основал новую фирму Federal Manufacturing Company, которая стала специализироваться на выпуске комплектующих для автомобильных и велосипедных фирм. В 1905 г. предприятие получило название The Garford Company, в каталоге фирмы значились передние и задние мосты, а также рулевые механизмы для легковых автомобилей. Вскоре в Элирии были построены новые производственные помещения, где в 1907 г. началась сборка шасси для легковых машин фирм Rainier и Studebaker. Сотрудничество с компанией Studebaker продолжалось до конца 1910 г., при этом автомобили совместного производства продавались под маркой Studebaker-Garford.
© С.К., С.Е.
0
Vladimir_6
Мой хороший знаокомый, воевавший зенитчиком в Великую Отчественную, очень лестно отзывался о грузовике. Студебакер называл его.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

06.03.2019 Ява Явская
10.12.2013 Ecurie Ecosse
08.09.2013 Шляпы
04.08.2013 Lingotto
Все статьи