До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
20.02.2014
Отпрыски впрыска

Юбилейный стенд компании Bosch на грядущей Олдтаймер-Галерее будет посвящен 60-летию впрыска — технологии, без которой сегодня невозможно представить современный автомобиль. Представленный на Нью-Йоркском салоне в феврале 1954 года Mercedes-Benz 300SL стал первой в мире серийной моделью, оснащенной впрыском, и именно такой автомобиль 7-10 марта украсит собой экспозицию фирмы Bosch в Сокольниках. 

Путь к триумфальному успеху занял почти полвека. О необходимости замены карбюратора на что-то более эффективное инженеры фирмы Bosch задумались еще перед Первой мировой войной. К тому времени поднакопился кое-какой опыт в этом направлении — первые истоки будущего впрыска можно увидеть в смазочных насосах. Компания Bosch начала производить их в 1909 году, ведь принцип действия обоих устройств одинаков — подавать под давлением в определенное место точно отмеренный объем жидкости. 

Еще одним шагов к впрыску стало создание в 1922 году ТНВД — топливного насоса высокого давления для двигателей, работающих на солярке. Благодаря усилиям компании Bosch появился первый в мире дизельный грузовик Benz 5C3, а в 1936 году дизель обосновался и на серийном легковом Mercedes-Benz 260D. 

Все это время параллельно с дизельным ТНВД велись и работы по созданию насоса для бензиновых двигателей. В 1921 году компания Bosch провела испытания системы впрыска для бензиновых турбин. Результат был неутешительным. Бензиновый насос и форсунки не отличались высокой производительностью, но главное — никак не удавалось решить проблему внутренней смазки: бензин не обладал смазочными свойствами как солярка. В 1927 году в качестве бензинового насоса пытались использовать дизельный ТНВД, но в процессе эксперимента его попросту заклинило. Год спустя работы над впрыском свернули и вновь вспомнили о них только в связи с авиационными моторами в начале 30-х годов. К тому времени удалось решить и проблему смазки, но получившийся насос с форсунками все еще оставался высокотехнологичным и дорогим изделием, пока не способным вытеснить карбюратор на автомобиле. 

В небе карбюраторы всегда являлись источником постоянных проблем. Они плохо выдерживали низкие температуры на большой высоте, во время виража могли переполниться топливной смесью, а при определенных обстоятельствах даже загореться. Впервые система впрыска Bosch испытывалась в 1932 году на авиационных моторах фирмы BMW, а через четыре года такие двигатели начали производить серийно — они показали себя более мощными и надежными, чем карбюраторные. В 1939 году самолет, оснащенный системой впрыска Bosch, установил мировой рекорд скорости для поршневых моторов: немец Фриц Вендель пролетел на специальном Messerschmitt-209 со скоростью 755 км/ч. Венделевский рекорд скорости для самолетов с поршневым двигателем продержался без малого тридцать лет. Впрыском Bosch оснащался и истребитель Messerschmitt Bf.109C по прозвищу «Цезарь» с мотором Jumo 210A, выпускавшийся с 1938 года, и Bf.109E «Эмиль» с силовым агрегатом Daimler-Benz DB 601 мощностью 1175 л.с. Этот же даймлеровский мотор со впрыском Bosch ставился и на скоростной истребитель Heinkel He 100, и на легкий бомбардировщик Dornier Do 215, и на тяжелый истребитель Messerschmitt Me.210. Кроме бошевского впрыска Daimler-Benz DB 601 комплектовался двойным магнето Bosch ZM12 и свечами Bosch DW250 по две штуки на цилиндр. 

После войны оккупационные власти запретили поверженной Германии разработку систем впрыска для авиационных двигателей, что позволило инженерам компании Bosch сосредоточить усилия на совершенствовании технологии для автомобилей. Вскоре они достигли значительных успехов в этом направлении — в 1951 году на Франкфуртском автосалоне демонстрировались сразу две малолитражные модели с системой непосредственного впрыска Bosch: импозантное спортивное купе Goliath 700 Sport и маленький двухместный Gutbrod Superior 600E. 

Буква Е обозначала слово Einspritzung — в переводе с немецкого «впрыск». Обе модели оснащались небольшими моторчиками, работавшими по двухтактному циклу, но даже такой первый опыт с системой впрыска Bosch оказался более чем ценным. Впрыск выявил свои новые достоинства: если в авиации на первом месте стояли надежность и мощность, то в автомобилестроении еще одним его достоинством стал низкий расход топлива. 

Но Goliath и Gutbrod с их моторчиками-двухтактниками — это был не «вокал», а лишь «эскиз к вокалу». Система впрыска Bosch прогремела на весь мир благодаря новой модели Mercedes-Benz 300SL — с полноценным четырехтактным двигателем. На нем все было уже по-взрослому. Специально для 300SL был разработан шестиплунжерный насос, впрыскивающий топливную смесь в камеру сгорания. Практически такая же система непосредственного впрыска применялась в моторах истребителей Messerschmitt. Для смазки применялся специальный насос, причем, масляный бак для его обслуживания был общим с системой смазки двигателя. 

В 50-е годы для немцев 300SL значил намного больше, чем просто новая модель Mercedes-Benz. Это был один из символов возрождения страны, проигравшей войну и подписавшей кучу унизительных протоколов и соглашений. Концерн Daimler-Benz встретил 1945 год с разрушенными цехами и в течение нескольких лет не мог представить ни одной по-настоящему новой модели. С конвейера продолжал сходить слегка измененный довоенный Mercedes-Benz модели 170 — самый доступный вариант в стране с далеко не радужным экономическим положением. Только к началу 50-х в модельном ряду появились более дорогие модели 220S и 300S, а уже в 1952 году в Штутгарте создали один из самых лучших спорткаров тех лет — Mercedes-Benz 300SL W194! Он хоть и базировался на агрегатах серийной модели 300S, но был уже совершенно другим автомобилем. Пространственная рама, алюминиевые панели кузова, форсированный шестицилиндровый мотор с системой впрыска Bosch — все это стало настоящим технологическим прорывом. 

В 1952 году специально подготовленные модификации Mercedes-Benz W194 стали принимать участие в гонках. Уже в первый же сезон призовые места на таких соревнованиях как 24 Hours of Le Mans, Eifelrenen на Нюрбургринге и Carrera Panamericana в Мексике достались экипажам на автомобилях из Штутгарта. В том же году два Mercedes-Benz 300SL заняли второе и четвертое места в легендарной Mille Miglia — тысячемильной гонке по дорогам Италии. 

Изначально модель 300SL не планировали выпускать серийно, но членам совета директоров концерна Daimler-Benz пришлось учесть мнение и официального импортера своих автомобилей Макса Хофманна, настоявшего на выпуске дорогого спортивного автомобиля. Именно такую машину он хотел предложить обеспеченным американцам. Хофманн убедил боссов из Штутгарта разработать дорожную версию 300SL, заявив, что сразу найдет тысячу заказчиков на автомобиль. Так появился Mercedes-Benz 300SL с индексом шасси W 198 — как и спортивная версия, он оснащался впрыском Bosch. 

В феврале 1954 года на автосалоне в Нью-Йорке автомобиль впервые показали публике. Уже в первый же день стало понятно, что Mercedes-Benz 300SL стал настоящим «гвоздём» выставки: все говорили только о нём, у стенда немецкой фирмы толпились фотографы, Хофманн собирал урожай заказов. Наличие системы впрыска Bosch заметно выделяло 300SL на фоне остальных — среди представленных на нью-йоркском салоне моделей он оказался единственным автомобилем без карбюратора. 

Изготовление модели началось в августе 1954 года в заводских корпусах Зиндельфингене. Оказаться на месте владельца 300SL хотел каждый, но автомобиль стал настоящим эксклюзивом для избранных. Его стоимость составляла 29 000 немецких марок, а в США — 7500 долларов, что равнялось нескольким экземплярам Cadillac. В итоге автомобиль становился собственностью лишь богатых и знаменитых. Среди владельцев Mercedes-Benz 300SL числились Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Антита Экберг, Грейс Келли, король Испании Хуан Карлос, Элвис Пресли, Пабло Пикассо, Кларк Гейбл. Всего сделали около 1400 автомобилей с кузовом купе и 1858 родстеров. 

Для компании Bosch триумф Mercedes-Benz 300SL в Нью-Йорке значил даже больше, чем просто успех системы впрыска. Это было возвращение на американский рынок, причем, не первое по счету. Еще до Первой мировой войны Роберт Бош построил в Америке две фабрики по выпуску своей продукции — такой шаг был вызван тем, что местный рынок был защищен от иностранных конкурентов надежным барьером в виде ввозной пошлины в 45%. С началом войны фабрики и представительства был секвестированы как имущество неприятеля. Все активы Bosch в США были проданы группе американских инвесторов, основавших компанию под названием American Bosch Magneto Corporation. Несмотря на все послевоенные трудности, компания Bosch смогла быстро воссоздать свою международную коммерческую сеть — во многом благодаря отличной репутации рубежом, приобретенной еще до войны. Такая же ситуация повторилась и с началом Второй мировой войны, когда Германия и США вновь оказались по разные стороны фронта. 

Увидеть легендарный Mercedes-Benz 300SL с системой впрыска Bosch можно будет на 22-й Олдтаймер-Галерее. Автомобиль, аукционная стоимость которого сегодня превышает миллион долларов, для юбилейного стенда предоставит московский музей «Автовилль». На стенде можно будет ознакомиться с историей впрыска, увидеть старинные фотографии, чертежи, рекламные постеры и подлинные артефакты тех лет. 

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.12.2015 Юбилей GTI
07.04.2014 Gmünd 356
Все статьи